Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 11:18, реферат
На протяжении развития мировой политической мысли, политики, ученые и философы, прежде всего, рассматривали вопрос взаимоотношений отдельного человека с обществом и государством. Основным понятием и объективной мерой для таких взаимоотношений стало право, в частности, права человека.
Вступление
Правовое государство
Классификация теорий права
Социологическая теория государства. Л. Гумплович
Выводы
Большое значение для совершенствования теории правового государства имеют
работы отечественных авторов. Большое внимание в них уделяется не только
основным чертам и признакам правового государства, но и наиболее важным
условиям их формирования.
Справедливости ради следует заметить, что отечественными авторами концепция
правового государства в том
виде, как она сложилась и
современном Западе, зачастую рассматривалась лишь в критическом плане. Это
было правильно и вполне оправданно, когда имелись в виду лишь ее сущность,
социальное содержание и назначение в каждый конкретный исторический период и
применительно к каждому конкретному господствующему слою иди классу. Ведь не
секрет, например, что в отношении к любому современному западному
государству и властям предержащим данная концепция призвана идеализировать
их, показать их «связанность» действующим правом, представить любое западное
государство в виде некоего выразителя и защитника интересов всех без
исключения слоев общества, верного стража «всеобщей справедливости,
законности и правопорядка», коим оно, как показывает жизнь, далеко не всегда
является.
Однако в однозначном
имелись и значительные натяжки. Издержки такого видения заключаются прежде
всего в том, что при оценке данной концепции не учитывался факт создания и
применения ее не иначе как в
виде политического и
противопоставления и борьбы с абсолютистскими и иными им подобными режимами,
единоличной властью и произволом монарха, чрезмерным вмешательством
государства в различные сферы жизни общества и деятельности негосударственных
объединений. Упускались из поля зрения и некоторые общечеловеческие
ценности, сформировавшиеся в процессе тысячелетнего развития гуманистической
мысли и нашедшие свое известное, хотя и сугубо формальное отражение в
рассматриваемой теории. Речь идет, в частности, о принципах и идеях,
касающихся прав и свобод граждан, о приоритете и «торжестве законам в
условиях демократического государственного и общественного строя, о примате
прав, о социальной справедливости и незыблемости законности и правопорядка в
условиях правового государства.»
Речь идет также об идеях суверенности народа как источника власти,
гарантированности его прав и свобод, подчинение государства обществу и др.
Говоря об этом, следует вспомнить слова К.Маркса: «Свобода состоит в том,
чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган,
этому обществу всецело подчиненный; да и в наше время большая или меньшая
свобода государственных форм определяется тем, в какой мере они ограничивают
«свободу государства».
Всячески поддерживая и
должны идеализировать, а тем более копировать утвердившуюся на ранних
стадиях развития человеческого общества и на современном Западе модель
правового государства. Не следует забывать, в частности, о том, что когда мы
говорим о разных вариантах или моделях правового государства, провозглашаемых
в конституциях Испании, ФРГ, Франции иди любой другой капиталистической
страны, то имеем в виду, естественно, не некое абстрактное в социальном
отношении правовое государство, а буржуазное правовое государство.
Аналогично, когда говорим о
«связанности» этого
в виду связанность его не каким-то другим, а именно буржуазным правом.
Государство и право при этом выступают не как некие безликие в социально-
классовом отношении явления, а как вполне определенные, выражающие прежде
всего волю и интересы господствующих кругов в условиях капитализма явления,
ибо, как известно, внеклассовых, надклассовых или классово-нейтральных,
«чистых» в социальном отношении государственно-правовых явлений, институтов
и учреждений нет и быть не может. Нельзя в связи с этим не согласиться с В.И.
Лениным по поводу его слов о «чистой» демократии, которые целиком и полностью
относятся также к «чистым» в социальном плане государственно-правовым
явлениям, институтам и учреждениям. Он писал, что «если не издеваться над
здравым смыслом и над историей, то ясно, что нельзя говорить о «чистой
демократии», пока существуют разные классы, а можно говорить только о
«классовой демократии». И далее: «Чистая демократия» есть лживая фраза
либерала, одурачивающего рабочих. История знает буржуазную демократию,
которая идет на смену феодализму, и пролетарскую демократию, которая идет на
смену буржуазной».
Разумеется, в условиях плюрализма мнений и идеологий можно по-разному
воспринимать идеи правового государства, так же как и их интерпретацию.
Однако одно остается бесспорным. Теория правового государства в целом, равно
как и ее основные положения, всегда отражала общечеловеческие ценности и
интересы. Что же касается их интерпретации и применения на практике, то в них
неизменно на первый план выступали интересы, взгляды и суждения власть
имущих.
Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на
специфические особенности данного института, оно всегда оставалось и остается
государством.
Что это означает? Во-первых, то, что оно не отождествляется и не растворяется
в обществе или в системе других общеполитических организаций. А во-вторых,
что оно помимо своих собственных специфических признаков и черт обладает, как
и любое иное государство, своими обще родовыми признаками и чертами.
По сравнению, например, с негосударственными организациями оно, как и любое
другое государство, обладает публичной властью. Выступает как официальный
представитель не только правящих, но и всех остальных слоев общества.
Правовое государство как
располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Последний в
данном случае выступает в виде совокупности разнообразных органов и
организаций, связанных друг с другом едиными принципами образования и
функционирования и объективно необходимых для выполнения стоящих перед
государством целей и задач.
Подобно существованию множества теорий происхождения государства, существует также множество теорий происхождения и развития права. Вообще, среди многообразия научных взглядов на право особое внимание привлекает целый ряд исторически сложившихся направлений учения о праве. Целесообразно будет остановиться на краткой характеристике следующих учений о праве: естественно-правовая, историческая, психологическая, нормативистская, социологическая и марксистская.
1. Естественно-правовая теория
права. Данное учение
Вообще, естественно-правовая школа права исходит из существования двух основных правовых систем:
• системы естественного права,
• системы позитивного права.
Согласно естественно-правовой теории
естественное право проистекает
из природы самого человека, человеческого
разума, ведущих нравственных принципов.
Как правило, естественное право
в его широком понимании
Естественное право — это такое право, которое принадлежит человеку с момента рождения и до момента смерти. При этом естественное право не требует признания со стороны государства или иной власти. Вообще, к естественным, т. е. неотчуждаемым, правам человека можно отнести следующие права: на свободу, на равенство, на семью, на собственность, на безопасность и др.
Позитивное право — это такое право, которое официально признано государством и действует в его пределах, получив документальное выражение в законах и иных правовых актах государственной власти. Однако при этом авторы естественно-правовой теории права отмечали, что позитивное право основывается на естественных законах и способствует реализации идей и принципов естественного права.
К позитивным (положительным) правам человека можно отнести такие права, как, например, право на занятие государственных должностей, право на трудоустройство и иные права, установленные и обеспеченные государственной властью.
Естественно-правовая теория права сыграла прогрессивную роль в борьбе с феодальным строем, послужила идеологической основой перехода общества к капиталистическому строю. Демократический потенциал естественно-правовой теории права получил воплощение и во второй половине XX в., в период всеобщей борьбы за права человека во всем мире.
Следует отметить, что естественное право не является правом в юридическом смысле этого слова. естественное право — это мораль, предпосылка позитивного права. Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному праву, иными словами, праву в собственно юридическом смысле.
2. Историческая теория права.
Данная школа права была
Историческая школа права
Согласно исторической школе право — это результат исторического процесса, при этом оно саморазвивается и постепенно складывается независимо от государственной воли. Авторы данной теории утверждали, что закон — это не только не единственный, но и не основной источник права. На первое место в качестве источников права выдвигался обычай, который в отличие от правовых предписаний известен всему народу.
Представители исторической теории права отстаивали верность и неизменность всех действовавших, устоявшихся правовых институтов, отвергали всякие реформирования права, даже если последние вели к совершенствованию права. Историческая теория права привлекла внимание к необходимости изучения истории права, она оказала воздействие на все последующее развитие правовой мысли, в особенности на психологическую и социологическую теории права.
3. Психологическая теория права. Данная школа права получила распространение в начале XX в. на территории Германии, где ее автором являлся Г.Ф. Кнап, и на территории Франции, где автором был Г. Тард. В дореволюционной же России основоположником психологической теории права стал Л.И. Петражицкий.
Суть психологической теории права
состоит в отстаивании
Согласно психологической
В соответствии с психологической теорией права эмоции подразделяются на две группы:
1) императивные (нравственные) эмоции
— это одностороннее
2) императивно-атрибутивные (правовые)
— это двустороннее
Из императивно-атрибутивных, т. е. правовых, эмоций лица и складывается интуитивное право, которое признается первостепенным по отношению к праву позитивному. При этом в понятие «право» вкладывался широкий смысл, в него включались также и правовые отношения, и правосознание.
Представители психологической теории права утверждали, что количество интуитивных прав совпадает с количеством людей в мире. В этом и состоял главный недостаток психологической теории права, т. к. не представлялось возможным провести кодификацию всех норм интуитивного права.
Информация о работе Социологическая теория происхождения государства