Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:06, доклад
В первые годы советской власти, до эмиграции в 1922 г., продолжает публиковаться П.А.Сорокин. В работах этого времени [50, 51] он уделяет довольно большое внимание религии. Определяя науку как совокупность точных знаний о каком-либо разряде явлений, он противополагает ей верования как объективно неверные, но кажущиеся тому или иному человеку, их разделяющему, правильными идеями и суждениями. Сорокин утверждает, что едва ли не большая часть убеждений, теорий, представлений состоит именно из верований, а не из точных знаний: «человек до сих пор представляет не столько существо знающее, сколько верующее» [51, с. 146].
Социологические исследования в советский период
В первые годы советской власти, до эмиграции в 1922 г., продолжает публиковаться П.А.Сорокин. В работах этого времени [50, 51] он уделяет довольно большое внимание религии. Определяя науку как совокупность точных знаний о каком-либо разряде явлений, он противополагает ей верования как объективно неверные, но кажущиеся тому или иному человеку, их разделяющему, правильными идеями и суждениями. Сорокин утверждает, что едва ли не большая часть убеждений, теорий, представлений состоит именно из верований, а не из точных знаний: «человек до сих пор представляет не столько существо знающее, сколько верующее» [51, с. 146].
Верования распространены как в области религии, так и в области правовых и нравственных учений, «общественных наук». Они оказывают влияние на поведение людей и, следовательно, на всю общественную жизнь, представляют собой значительную силу, поскольку ближайшим образом связаны с животными аппетитами человека, с его чувствами, интересами и вожделениями. Под «высокими словами» верований чаще всего кроются весьма прозаические и животные побуждения, провозглашают ли их религиозные авторитеты или же вожди «социалистических и консервативных партий, монархических и советских правительств, когда они для оправдания своих действий ссылаются на "волю народа", на "интересы демократии или пролетариата"» [51, с. 151]. Таким образом, Сорокин превращает социологический анализ религии в критику идеологии: «верования - простая идеология, тонкая вуаль, скрывающая прозаические лица аппетитов и интересов». Придавая этим аппетитам, интересам, инстинктам святость и благородство, верования укрепляют их, усиливают их влияние (там же).
В 1919 г. Сорокин отстаивает
необходимость преподавания социологии
как средства, позволяющего бороться
с общественными бедствиями. Однако
социологическая теория, даже в качестве
бухаринской «социологии
Изучение религиозности
в 20—30-е годы. Между тем большевистский
режим, рассматривавший религиозные
организации как легальное
Удовлетворить этот
запрос были призваны в том числе
и опросы, проводившиеся уже с
начала 20-х гг. в трудовых коллективах,
населенных пунктах. Так, в 1926 г. в порядке
подготовки партийного совещания по
антирелигиозной работе в нескольких
губерниях был предпринят опрос
и разработан опубликованный в журнале
«Антирелигиозник» (1927, № 6) «Вопросник
и методические указания по собиранию
сведений о сектах», составленный Ф.М.Путинцевым
[46, 47]. Опрос проводили лица, специально
уполномоченные местными организациями
Союза безбожников. Инструкция опрашивающему
предостерегала от «отвлеченных рассуждений»
и требовала проверенных фактов
и цифр. Так, в вопросе о «сектантской
культурности» требовалось
Примечательна также
постановка вопроса о соотношении
«церковь-секта»: секты стали организациями,
равноправными с церковью в религиозном
и политическом отношении, так что
слово «секты» имеет теперь чисто
технический характер, его можно
было бы заменить каким-либо другим, если
бы это было целесообразно. Далее
разъясняется: до революции сектантские
нововведения, означавшие «европеизацию»
и «американизацию» форм религиозной
жизни и методов деятельности,
были шагом вперед от «средневековой
церкви» и служили выражением
политического протеста широких
масс против самодержавных политических
и религиозных порядков в стране;
теперь те же самые особенности являются
тормозом социалистического
Основным заказчиком и потребителем социологической информации в этот период являлась компартия, точнее — ее аппарат. С одной стороны, партийное руководство было заинтересовано в получении достоверной информации о процессах, которые помогали понять в первую очередь политические настроения в массах верующих, и поэтому информация должна была соответствовать фактам, ее можно было эффективно использовать в пропаганде и в политическом руководстве. С другой стороны, требовалось, чтобы эта информация соответствовала идеологическим установкам и каждый раз свидетельствовала о новых победах социализма на антирелигиозном фронте. Противоречивость «заказа» неизбежно сказывалась на достоверности получаемой информации.
Тем не менее накапливался некоторый опыт конкретных исследований, хотя и медленно, но все же повышался профессиональный уровень кадров в этой области, расширялись тематика и методы исследований. Вместе с тем власть вынуждала подгонять интерпретацию получаемых данных под очередные партийные установки, обосновывать желаемые выводы.
Проводившиеся с
начала 20-х гг. опросы в силу их нерегулярности,
локального характера и небольшой
достоверности, вследствие непрофессионализма
их осуществления не могли в полной
мере удовлетворить партийное
С середины 30-х гг.
было провозглашено завершение строительства
основ социализма в СССР, теперь
уже не просто борьба с врагами
народа, «вредителями» и «
И хотя результаты опросов были ненадежны или оставались достоянием архивов, исследования сектантства второй половины 20-х — начала 30-х годов велись с применением широкого спектра методик анкетирования, интервью, сбора статистического и документального материала. Это были исследования социологического и этнографического профиля [22].
В течение двух десятилетий, с конца 30-х до конца 50-х гг., исследования не проводились, это были годы войны и трудные послевоенные годы Лишь в 60-е гг. социология религии вступает в новый этап.
Теория и практика
социологических исследований в 50—80-е
годы. В 50-е гг. партийное руководство
начинает проявлять интерес к
социологии, инициируя критику «буржуазной
социологии» и разработку социологии
марксистской, включая проведение социологических
исследований. Оба эти процесса получили
отражение и в области
В 1963 г. в сборнике
«Философские проблемы атеизма» появилась
статья Ю.А.Левады «Основные направления
буржуазной социологии религии», а
в 1965 г. — его книга «Социальная
природа религии». В этих публикациях
критика немарксистской социологии
религии предложена как «момент
позитивного рассмотрения»
Книга Ю.А.Левады симптоматична
для 60-х гг. Ее можно рассматривать
в контексте поисков
Этому способствуют
международные научные обмены и
контакты. В 1965 г. в Иене (ГДР) состоялся
«Первый международный
В 1973 г. вышла в
свет работа Д.М.Угриновича «Введение
в теоретическое
Исследования религиеведческих проблем, включая социологию религии, получают в 60-е гг. организационную базу: в это время создается ряд кафедр «научного атеизма» в университетах и гуманитарных вузах, ведется работа в академических институтах, в первую очередь — Институте философии АН СССР. В 1964 г. был создан Институт научного атеизма АОН при ЦК КПСС. Расширяются международные контакты, обмен информацией. Советские социологи начинают принимать участие в работе Исследовательского комитета по социологии религии на международных конгрессах.
Разработка теоретических и методологических проблем социологии религии в 70-80-е гг. осуществляется в двух направлениях. В одном доминирует изучение и освоение современного социологического знания, прикрываемое в большей (Д.М.Угринович) или меньшей (Ю.А.Левада) мере критикой «идеализма» и «буржуазного объективизма». Другое направление связано с потребностью теоретического обеспечения развертывающихся в это время социологических исследований религиозности и более ориентировано на идеологический заказ — «внести вклад» в коммунистическое строительство.
В рамках первого направления, где социология религии рассматривается самостоятельно или как составная часть тех или иных школ, кроме упомянутых работ Левады и Угриновича, можно назвать также исследования Е.В.Осиновой «Социология Эмиля Дюркгейма» (1977), Л.Г.Ионина «Георг Зиммель — социолог» (1981), П.П.Гайденко и Ю.Н.Давыдова «История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс» (1991). В эти годы в ИНИОН АН СССР выходит серия реферативных сборников и обзоров публикаций западных социологов религии («Эволюция религии и секуляризация». М., 1976; «Социология религии». М., 1978; «Зарубежные исследования социальных функций религии». М., 1988 и др.). Об общем уровне знаний в этой области определенное представление дает вышедший в 1990 г. словарь «Современная западная социология», в котором статья по социологии религии принадлежит Д.М.Угриновичу.
В партийных установках середины 70-х гг. подчеркивается необходимость «исследовать теоретические проблемы развитого социализма», воспитания коммунистической сознательности; признается целесообразным использовать в этих целях социологические данные. Показательной в этом контексте является вышедшая в 1979 г. книга И.Н.Яблокова «Социология религии» [56], в которой этот предмет рассматривается как составная часть научного атеизма; общая его задача, по определению автора, заключается в том, чтобы способствовать «совершенствованию управления процессом преодоления религиозности» [56, с. 3]. «Социология религии, — пишет Яблоков, — с нашей точки зрения, представляет собой составную часть научного атеизма. Социологическая теория религии может плодотворно развиваться лишь в рамках системы знания о роли религии и атеизма. Какие бы понятия социологии религии мы ни взяли, они так или иначе связаны с соответствующими понятиями других разделов научного атеизма. Правомерность рассмотрения социологии религии в качестве составной части научного атеизма вытекает также из того, что марксистская социология религии имеет научно-атеистическое содержание, ориентирована на совершенствование управления процессом атеистического воспитания» [56, с. 12].
Марксистская социология религии отделяется от немарксистской как научная от ненаучной: до марксизма и вне марксизма не было и нет научной социологии, включая научную социологическую теорию религии. Социология религии в такой интерпретации брала на себя помимо собственно научной еще и идеологическую задачу. Так, в разделе о функциях религии подчеркивается, что «религиозное сознание занимает второстепенное место в общественном сознании»; в качестве показателя кризиса и отмирания религии в условиях социалистического общества рассматривается «атеизация сознания масс и индивидов» [56, с. 72, 116, 160].
Информация о работе Социологические исследования в советский период