Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:06, доклад
В первые годы советской власти, до эмиграции в 1922 г., продолжает публиковаться П.А.Сорокин. В работах этого времени [50, 51] он уделяет довольно большое внимание религии. Определяя науку как совокупность точных знаний о каком-либо разряде явлений, он противополагает ей верования как объективно неверные, но кажущиеся тому или иному человеку, их разделяющему, правильными идеями и суждениями. Сорокин утверждает, что едва ли не большая часть убеждений, теорий, представлений состоит именно из верований, а не из точных знаний: «человек до сих пор представляет не столько существо знающее, сколько верующее» [51, с. 146].
Исследования конца 70-х и начала 80-х гг. выявляли некоторые новые и неожиданные с точки зрения принятой концептуальной схемы проявления массовой религиозности. Прежде всего, — стабилизацию ее уровня, а в ряде мест и некоторый рост. Было отмечено также повышение уровня образованности верующих, что объяснялось общим ростом образовательного ценза населения, и увеличение доли мужчин в религиозных общинах, которое интерпретировалось как следствие выравнивания пропорций соотношения мужчин и женщин в стране, нарушенного в годы Отечественной войны. Зафиксировано и омоложение состава верующих, что объяснялось общим омоложением населения.
Были отмечены также
новые тенденции в характере
религиозности: формирование слоя относительно
молодых верующих, религиозность
которых стала
Опросы, проведенные
в конце 80-х гг., зафиксировали
изменение в массовом сознании оценки
роли религии в жизни общества,
в отечественной истории и
культуре. Во многом этому способствовало
отмечавшееся в 1988 г. 1000-летие крещения
Руси. В сознании многих, особенно молодых,
был серьезно поколеблен стереотип
негативного отношения к
Информация о работе Социологические исследования в советский период