Социологические исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:20, контрольная работа

Описание

Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпиричес­кими социологическими исследованиями в качестве слушателя ра­дио, читателя газет, журналов, научной литературы и так далее. Возмож­но, и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респонден­та, то есть, источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях.

Содержание

Введение
1. Цели и задачи социологического исследования
2. Методы сбора социологической информации
2.1. Анализ документов
2.2. Наблюдение
2.3. Опрос
3. Способы анализа и интерпретации данных
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Социология.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)


                                                                                                                                                                                       2

                                             Содержание                                   

 

 

 

        Введение                                                                                3

 

 

1. Цели  и  задачи социологического исследования                    5                  

 

 

2. Методы сбора социологической информации                         7

 

  2.1. Анализ документов                                                              8

 

  2.2. Наблюдение                                                                          9

 

  2.3. Опрос                                                                                    11

 

 

3. Способы анализа и интерпретации данных                             15

 

 

      Заключение                                                                              17

 

                                   

      Список  использованной литературы                                     18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

                                         Введение

 

Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпиричес­кими социологическими  исследованиями в качестве слушателя ра­дио, читателя газет, журналов, научной литературы и так далее. Возмож­но, и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респонден­та, то есть, источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность того, что кому-либо из нас при­дется организовывать такое исследование. Задачей данной  работы яв­ляется дать общее представление о методологии и методике эмпири­ческого социологического исследования, познакомить с основными понятиями и процедурами.

В эмпирическом социологическом исследовании можно выде­лить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур:

1) подготовительный (разработка программы ис­следования);

2) основной (проведение эмпирического исследования);

3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выво­дов и рекомендаций).

Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. В раскрытии темы  будем ориентироваться на прикладное социо­логическое исследование, которое может быть проведено в какой-либо производственной организации.

Проблема - это всегда противоречие между знаниями о по­требностях людей в каких-то результативных практических или те­оретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему - значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т. д. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формули­ровку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу - установить реальное наличие данной проблемы:

а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий дан­ную проблему,

б) есть ли учет и статистика по этому показателю,

в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю.

Вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информацион­ная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал).

Выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследова­тельского поиска.

Проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми - экспер­тами. В роли экспертов обычно выступают специалисты - ученые или опытные практики.

На основе предварительного анализа разрабатывается про­грамма исследования данной проблемы. Программа является обяза­тельным исходным документом любого социологического исследова­ния, независимо от того, является ли это исследование теоретичес­ким или прикладным.

Программа социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы:

1) теоретический (це­ли, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий);

2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных;

3) организационный (план исследования, порядок исследования).

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

            1. Цели и задачи социологического исследования.

 

Этот раздел программы регули­рует отношения заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, а также определяет объем за­трат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.             

Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулирована проблема как недостаточно высокий уровень управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управ­ления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендации по изменению этой ситуации. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.

      Предмет исследования - это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том же эмпирическом объекте могут выделять­ся различные его аспекты, которые являются предметом исследо­вания. Иначе говоря, когда социолог выбирает предмет исследова­ния, он в то же время формулирует и гипотезу о возможном пути решения проблемы, а также методы и формы проведения социоло­гического исследования.

Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятия — необходимый этап в разработке методологии, исследования. Он поз­воляет решить три основные задачи:

1) выяснить те аспекты теоре­тических понятий, которые используются в данном исследовании,

2) это дает возможность вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций,

3) обеспе­чить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью коли­чественных, статистических показателей.

Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозна­чающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, часто называются понятиями - индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого пред­мета в понятиях - индикаторах.

Формирование гипотезы - заключительная часть теорети­ческой подготовки эмпирического социологического исследования.

«…Гипотеза исследования - это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами. Гипотезы вырабатываются на основе име­ющихся фактов. В науке существуют определенные правила выдви­жения и проверки гипотез:

1) Гипотеза должна находиться в согла­сии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, кото­рых она касается.

2) Из многих противостоящих друг другу гипотез выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число.

3) Для объясне­ния связанной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше ги­потез, и их связь должна быть возможно более тесной.

4) При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов.

5) Невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.» (1, с. 550)

Гипотезы — это отправные точки для исследования, дальнейшие этапы эмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пилотажное исследование. В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы причины и гипотезы следствия). Таким образом, они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий. Следует подчеркнуть, что формирование гипотез - это не праздные теоретические упражнения, а разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень социологического исследования, а его результаты и обобщения сводятся к описаниям процентных выра­жений тех или иных индикаторов и к довольно тривиальным реко­мендациям.

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              2. Методы сбора социологической информации.

 

Наряду с теоретическим, большое значение в исследовании имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Характер решаемой про­блемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект исследования сравни­тельно невелик и социолог располагает достоверными силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности. Но часто сложное исследование невозможно или в нем нет необходимости. Поэтому для решения задач исследования осу­ществляется выборка.

В программе должно быть четко указано:

1) Каков объект эм­пирического исследования.

2) Является исследование сплошным или выборочным.

3) Если оно является выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность.

Репрезентативность - это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности.

Генеральная совокуп­ность - это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологичес­кого исследования. Вторичная совокупность (выборка) - это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специ­альных приемов для получения информации обо всей совокупности в целом. Число единиц наблюдения, составляющих выборочную сово­купность, называется ее объемом (объемом выборки).

«… Существует ряд процедур осуществления выборки:

1) Исследователь обязан указать, сколько ступеней отбора применяется в выборке, какова единица отбора на каждой ступени и какой темп отбора применяется на каждой ступени.

2) Что является основой выборки (список, картотека, карта).

3) Какова единица наблюдения на последней ступени выборки.             

Важная часть методического раздела программы — обоснование методов сбора эмпирических данных. Если будет использован анализ документов, то следует указать, какие документальные источники будут изучаться (какие статистические формы, планы, учеты и т. д.), а также какие методы анализа их содержания будут применяться. При использовании методов опроса требуется описание его техники, организационной структуры и содержания, где проводится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, какая разновидность анкетирования применяется, каково содержание анкеты.» (1, с. 562)

 

 

При определении методов сбора информации социолог дол­жен принять во внимание ряд моментов:

1) оперативность и эконо­мичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качест­ву данных;

2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не, существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы - адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче;

3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованно­стью, но и соблюдением правил его применения.

 

 

 

                      

                             2.1. Анализ документов.

 

Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является анализ документов. Он имеет и ряд других преимуществ по сравнению с другими методами:

Анализ документов позволяет оперативно получить факто­графические данные о предприятии в целом и его рабочих и служащих.

Эта информация носит объективный характер. Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации:

а)              учетная и отчетная информация не всегда бывает достовер­ной и нуждается в контроле с помощью наблюдения и опросов;

б)              часть этой информации устаревает;

в)              цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, поэтому, информация, содержащаяся в документах, должна перерабаты­ваться и переосмысливаться социологом;

г)              подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фактографической информации.

Однако в большинстве случаев исследователь должен прибегать к другим методам сбора информации: наблюдению, опросу, тестированию и так далее, которые будут рассмотрены ниже.

Информация о работе Социологические исследования