Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:20, контрольная работа
Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и так далее. Возможно, и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респондента, то есть, источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях.
Введение
1. Цели и задачи социологического исследования
2. Методы сбора социологической информации
2.1. Анализ документов
2.2. Наблюдение
2.3. Опрос
3. Способы анализа и интерпретации данных
Заключение
Список использованной литературы
Анкеты заполняются в присутствии анкетера и возвращаются ему сразу после заполнения. Эта форма опроса обеспечивает почти стопроцентный возврат и краткие сроки сбора данных. При использовании индивидуального анкетирования анкетер либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты. Ясно, что при первом варианте респондент получает больше времени на заполнение анкеты, обдумывание ответов, но при этом осложняются проблемы возврата и появляются возможности для обсуждения темы опроса с посторонними людьми или даже заполнения анкеты другим человеком. Раздаточное индивидуальное анкетирование особенно часто использовалось в .советский период при опросе на предприятиях, а также в связи с тем, что опросы проводились, как правило, волонтерами без какой-либо оплаты.
В современной практике раздаточная анкета часто используется при изучении социально неодобряемого поведения (например, опрос подростков о курении, потреблении наркотиков) или изучении таких вопросов, как сексуальное поведение.
Почтовый опрос — также достаточно популярный метод опроса больших совокупностей людей. Его слабые стороны — низкий процент возврата без применения специальных приемов (около 30%), не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет (кто и в каких условиях заполнял анкету) и связанные с этими особенностями трудности обоснования репрезентативности выборки.
Интернет-опрос. Этот метод опроса находится в стадии интенсивного развития и многие его преимущества, недостатки и методику еще предстоит развить и уточнить. Неоспоримыми достоинствами этого подхода является возможность в короткие сроки опросить многие тысячи и, возможно, миллионы человек по многим странам мира, причем при очень низкой себестоимости. Интернет-опросы осуществляются либо рассылкой анкет на адреса потенциальных респондентов (и в этом методика схожа с почтовой анкетой), или предоставлением респонденту доступа на сайт исследовательской организации, где респондент в интерактивном режиме может ответить на вопросы анкеты.
Одно из направлений, на которое возлагаются существенные надежды в использовании возможностей Интернета для опроса — это опросы узких профессиональных групп, таких как, например, врачи, ученые и т. д.
3. Способы анализа и интерпретации данных.
Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.
Обработка данных включает в себя следующие компоненты:
1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования.
2) Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования.
3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработки.
В зависимости от методов получения первичной информации возможно применение различных приемов обработки и анализа данных. Так, если социолог определенную часть информации извлекает из документальных источников, то он использует два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ).
Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования.
Формализованный, анализ документальных источников (контент-анализ — анализ содержания) рассчитан на извлечение социологических информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов.
Формализованный анализ документов основан на стандартизации процедур поиска, определения в содержании документа единиц счета, которыми могут быть отдельные слова (термины, географические названия, имена политических деятелей и т. д.), суждения, выраженные в виде предложений, абзацев, фрагментов текстов и т. д., а также различные виды публикаций (по жанру, типу авторов, темам и т. п.). Единицы счета определяются в зависимости от целей социологического исследования.
При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и другие.
Так, например, ранжирование—это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг — это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают эту сумму. Ранг 1 присваивают объекту, получившему наименьшую сумму, самый низкий ранг — объекту с наивысшей суммой. Ранжирование дополняется, как правило, другими методами экспертных оценок.
Завершается эмпирическое социологическое исследование формированием выводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный, реалистический характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими данными.
Одна из задач социологического исследования заключается в том, чтобы дать гипотетическое развернутое описание социального объекта как системы. Таким образом, фиксируются определенные элементы и связи, характерные для изучаемого объекта.
Социальный объект рассматривается с двух сторон: как часть целого и как целое, состоящее из частей. В первом случае он характеризуется внешними связями, во втором — внутренними. Специфика научного исследования состоит в построении гипотетической модели объекта как совокупности составляющих его элементов и связей. Эта модель становится «заместителем» исследуемого объекта. Опираясь на существующее теоретическое знание, социолог мысленно расчленяет объект исследования, выделяет его элементы, внешние и внутренние связи, структуру и выдвигает предположение о механизмах его функционирования и развития.
Завершается эмпирическое социологическое исследование формированием выводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный, реалистический характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими данными.
Список использованной литературы:
1. Бабосов Е. М. Общая социология: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2002. – 640 с.
2. Кравченко А. И. Социология: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Академический проект, 2002. – 508 с.
3. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 1999. – 160 с.
4. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Под ред. Г. В. Осипова. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 912 с.
5. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет,2000. – 596 с.