Социологические исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:20, контрольная работа

Описание

Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпиричес­кими социологическими исследованиями в качестве слушателя ра­дио, читателя газет, журналов, научной литературы и так далее. Возмож­но, и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респонден­та, то есть, источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях.

Содержание

Введение
1. Цели и задачи социологического исследования
2. Методы сбора социологической информации
2.1. Анализ документов
2.2. Наблюдение
2.3. Опрос
3. Способы анализа и интерпретации данных
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Социология.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

Анкеты заполняются в присутствии анкетера и возвращаются ему сразу после заполнения. Эта форма опроса обеспечивает почти сто­процентный возврат и краткие сроки сбора данных. При использовании индивидуального анкетирования анкетер либо вручает анкету рес­понденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты. Ясно, что при первом варианте респондент получает больше времени на заполнение анкеты, обдумывание ответов, но при этом осложняются проблемы возврата и появляются возможности для обсуждения темы оп­роса с посторонними людьми или даже заполнения анкеты другим человеком. Разда­точное индивидуальное анкетирование особенно часто исполь­зовалось в .советский период при опросе на предприятиях, а также в связи с тем, что опросы проводились, как правило, волонтерами без какой-либо оплаты.

В современной практике раздаточная анкета часто использу­ется при изучении социально неодобряемого поведения (на­пример, опрос подростков о курении, потреблении наркоти­ков) или изучении таких вопросов, как сексуальное поведение.

 

Почтовый опрос — также достаточно популярный метод оп­роса больших совокупностей людей. Его слабые стороны — низкий процент возврата без применения специальных при­емов (около 30%), не поддающаяся контролю ситуация запол­нения анкет (кто и в каких условиях заполнял анкету) и свя­занные с этими особенностями трудности обоснования репре­зентативности выборки.

 

Интернет-опрос. Этот метод опроса находится в стадии ин­тенсивного развития и многие его преимущества, недостатки и методику еще предстоит развить и уточнить. Неоспоримыми достоинствами этого подхода является возможность в короткие сроки опросить многие тысячи и, возможно, миллионы чело­век по многим странам мира, причем при очень низкой себес­тоимости. Интернет-опросы осуществляются либо рассылкой анкет на адреса потенциальных респондентов (и в этом методика схожа с почтовой анкетой), или предоставлением респонденту доступа на сайт исследовательской организации, где респондент в интерактивном режиме может ответить на вопросы анкеты.

Одно из направлений, на которое возлагаются существенные надежды в использовании возможностей Интернета для опро­са — это опросы узких профессиональных групп, таких как, например, врачи, ученые и т. д.

 

 

 

 

            3. Способы анализа и интерпретации данных.

 

Заключительный этап эмпирического социологического исследова­ния предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, по­лучение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и реко­мендаций.

Обработка данных включает в себя следующие компоненты:

1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначе­ние этого шага состоит в унификации и формализации той инфор­мации, которая была получена в ходе исследования.

2) Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы  отвечала на вопросы исследования.

3) Статистический анализ. Этот  шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современ­ной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, допол­ненные программами математико-статистической обработки.

В зависимости от методов получения первичной информации возможно применение различных приемов обработки и анализа дан­ных. Так, если социолог определенную часть информации извлекает из документальных источников, то он использует два основных мето­да анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ).

Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования.

Формализованный, анализ документальных источников (контент-анализ — анализ содержания) рассчитан на извлечение социологических информации из больших массивов документальных источников, недоступных тради­ционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении некото­рых количественных статистических характеристик текстов (или со­общений). При этом предполагается, что количественные характерис­тики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов.   

Формализованный анализ документов основан на стандарти­зации процедур поиска, определения в содержании документа еди­ниц счета, которыми могут быть отдельные слова (термины, геогра­фические названия, имена политических деятелей и т. д.), суждения, выраженные в виде предложений, абзацев, фрагментов текстов и т. д., а также различные виды публикаций (по жанру, типу авторов, те­мам и т. п.). Единицы счета определяются в зависимости от целей со­циологического исследования.

При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, кор­реляции и другие.   

Так, например, ранжирование—это процедура установления от­носительной значимости (предпочтительности) исследуемых объек­тов на основе их упорядочивания. Ранг — это показатель, характе­ризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойства­ми. Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают эту сумму. Ранг 1 присваивают объекту, получившему наименьшую сумму, самый низкий ранг — объекту с наивысшей суммой. Ранжирование дополняется, как пра­вило, другими методами экспертных оценок.

Завершается эмпирическое социологическое исследование формированием выводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный, реа­листический характер, иметь необходимые обоснования в мате­риалах исследования, подтверждаться документальными и ста­тистическими данными.

 

           

 

                

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

                                       Заключение

 

Одна из задач социологического исследования заключается в том, чтобы дать гипотетическое развернутое описание социаль­ного объекта как системы. Таким образом, фиксируются опреде­ленные элементы и связи, характерные для изучаемого объекта.

Социальный объект рассматривается с двух сторон: как часть целого и как целое, состоящее из частей. В первом случае он ха­рактеризуется внешними связями, во втором — внутренними. Специфика научного исследования состоит в построении гипотетической модели объекта как совокупности составляю­щих его элементов и связей. Эта модель становится «заместите­лем» исследуемого объекта. Опираясь на существующее теоре­тическое знание, социолог мысленно расчленяет объект иссле­дования, выделяет его элементы, внешние и внутренние связи, структуру и выдвигает предположение о механизмах его функционирования и развития.

Завершается эмпирическое социологическое исследование формированием выводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный, реа­листический характер, иметь необходимые обоснования в мате­риалах исследования, подтверждаться документальными и ста­тистическими данными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Список  использованной  литературы:

 

 

1. Бабосов Е. М. Общая социология: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2002. – 640 с.

 

 

2. Кравченко А. И. Социология: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Академический проект, 2002. – 508 с.

 

 

3. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 1999. – 160 с.

 

 

4. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Под ред. Г. В. Осипова. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 912 с.

 

 

5. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет,2000. – 596 с. 

 



Информация о работе Социологические исследования