Социологические исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:29, контрольная работа

Описание

Особую политико-правовую значимость приобрело Постановление Государственной Думы от 20 ноября 1997 г. «О концепции законотворческой деятельности по достижению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин». Именно этот документ в ходе подготовки и обсуждения рассматривался с позиции комплексного исследования данной проблемы и способствовал ускорению ратифицирования Конвенции МОТ «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязательствами».

Содержание

1.Статья Р.М. Канапьяновой «Женщины во властных структурах». Социологические исследования. 2007.№2 .…..3
2.Краткое содержание статьи……………………………………… 14
3. Анкета. Президентские выборы: женский вопрос»…………16
4.Обработка результатов анкетирования ………...……….………17
Словарь…………………………………………………………………...19
5.Список использованной литературы……………………………20

Работа состоит из  1 файл

Смекалина Е.А.Соц.упр.Контр.раб.docx

— 61.88 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 «Нижневартовский государственный гуманитарный университет»

Гуманитарный факультет

Кафедра документоведения и  всеобщей истории

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по социологии управления

 

 

 

 

 

 

 

Контрольную работу выполнила:

Студентка 2 курса ДиДОУ ОЗО 32

группы

 

 

 

Контрольную работу проверил:

Икингрин Е.Н

Доцент кафедры СКС  и Т НГГУ

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск-2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1.Статья  Р.М. Канапьяновой «Женщины во властных структурах». Социологические исследования. 2007.№2 ………………….…..3

2.Краткое содержание статьи……………………………………… 14

3. Анкета. Президентские выборы: женский вопрос»…………16

4.Обработка результатов анкетирования ………...……….………17

Словарь…………………………………………………………………...19

5.Список  использованной литературы……………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Статья Р.М.  Канапьяновой  Женщины во властных структурах//Социологические исследования. - 2007.- №2.С. 68-75.

 

 


 

КАНАПЬЯНОВА Раушан Мусаханова – кандидат исторических наук, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания по делам национальностей.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

-

    Проблема изменения  социально-экономического статуса  женщин в связи с процессами, переживаемыми российским обществом,  становится все более популярной  темой социологических исследований. В процессе демократизации российского  общества женщины не смогли  в полной мере воспользоваться  своими правами, в том числе,  вступить в активную борьбу  за отстаивание своих интересов.  В научной литературе, посвященной  социогендерной проблематике, можно встретить еще более резкую точку зрения, согласно которой в результате социальной трансформации российского общества «фактически женщин лишили многих социальных завоеваний: резко понижен их социальный статус, которым они располагали в обществе до так называемой перестройки; происходит социальная дискриминация женщин во всех сферах общественной жизни, причем, в таких формах и проявлениях, какие ранее россиянки и не знали»(1). В 1980-1985 гг. депутаты Верховного Совета СССР из числа женщин составляли 35%. В связи с отменой квот на представительство женщин в системе Советов их доля резко сократилась. В 1992 г. среди народных депутатов России женщины составляли лишь 5,3%, среди членов Верховного Совета РСФСР – 8,9%(2).

   Гендерные проблемы  в Российской Федерации характеризуют  общую направленность современных  социальных реформ. Одним из критериев, по которому можно судить о социально-политическом статусе женщин, является соотношение между законодательно закрепленными правами и условиями реализации этих прав. В составе правительства РФ отсутствуют женщины. Среди глав субъектов РФ, кроме В.И. Матвиенко, нет ни одной женщины. В двух палатах Федерального Собрания женщины составляют не более10%, а среди заместителей председателей верхней и нижней палат по одной женщине. Из 88 председателей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ всего четыре женщины.

   Мировой опыт свидетельствует, что общество оказывается более социально ориентированным и стабильным там, где женщины во властных структурах составляют 30-40%. По своим природным и профессиональным качествам они подготовлены исполнять технократическо-бюрократические функции гражданских служащих высшей иерархии государственных должностей(3).

   Генеральный подход  в работе с кадрами изначально  закладывает примат профессионализма  над квотами по признаку пола. Это принципиальная точка отсчета  исследуемой проблемы. По статистике  в некоторых сферах экономики  женщины конкурентно - способнее,  лучше учатся и стабильнее, надежнее  работают. Такие прогнозы на фоне  действительности обнажают современные  противоречия, требующие разрешения: противоречия между реальным  усилением роли женщины и ее  внутренним ощущением продолжающегося  преимущества мужчин; противоречия  между складывающимися предпосылками  в сторону увеличения удельного  веса женщин в процессе принятия  важных государственных решений и востребованностью ее «возвращения» в семью.

   Сложной проблемой  в продвижении женщин на руководящие  должности является период после  развода или смерти супруга.  Более благоприятная фаза семейной  жизни для карьерного роста  женщин – период после рождения  первого ребенка, что оказалось  неожиданным для руководителей,  придерживающихся консервативной  точки зрения.

   В Указе Президента  РФ от 19 ноября 2002 г. «О федеральной программе «Реформирование государственной службы российской Федерации (2003-2005 годы)» отмечалось, что «на государственной службе сложилась половозрастная структура, не соответствующая половозрастной структуре новых методов управления». Происходящая административная реформа еще более рельефно высветила проблемы выдвижения женщин молодого поколения на руководящую работу. Эта тема затрагивается в Послании Президента Федеральному Собранию в 2006 г.

   Для того чтобы  выяснить, каково положение женщин  в системе государственного управления, обратимся к статистике. Ее данные свидетельствуют о том, что после введения гендерной статистики государственной службы по ветвям власти по должностям с 1997 по 2005 г. динамика государственных гражданских служащих резко возросла, соответственно увеличилась доля  женщин с 56,2 до 71,7%.  При этом удельный вес женщин в законодательной ветви власти сократился с 55,8%  до 49,8%, в судебной ветви власти в период с 1997 г. по 2003 г. – с 71,9% до 45,8%, но к 2005 г. возрос до 77,1%. В исполнительной ветви власти устойчивой динамики не наблюдается, доля женщин колеблется: если в период с 1997 г. по 2001 г. она увеличилась с 55,9% до 72,2%. То к 2003 г. уменьшилась до 61,4% и опять возросла до 70,8%  к 2005 г.(табл.1).

 

 

 

 

Таблица 1

Сравнительный анализ численности государственных гражданских  служащих

по ветвям власти на федеральном уровне*

 

 

Органы власти

 

 

Годы

 

Всего чел.

В том числе

Доля женщин

(%)

Муж.

Жен.

Законодательная

 

 

 

Исполнительная

 

 

 

Судебная

1997

2001

2003

2005

1997

2001

2003

2005

1997

2001

2003

2005

2511

10511

4000

4077

22692

445378

149700

405196

843

89923

47600

88110

1110

4812

2600

2048

9996

123651

72700

118318

237

31210

25800

20174

 

1401

5699

1400

2029

12696

321727

77000

286878

606

58713

21800

67936

 

55,8

54.2

55.0

49,8

55,9

72,2

51,4

70,8

71,9

65.3

45,8

77,1


 

*Подсчет выполнен автором  в соответствии с реестром  государственных должностей федеральных  гражданских служащих, утвержденным  Указом Президента РФ от 11 января 1995 года.

 

 

 

   Кардинально изменились  в целом количественные и качественные  характеристики федеральных государственных  служащих после административной  реформы. Сократилась их численность  в законодательной ветви власти  и существенно увеличилась в  исполнительных структурах и  судебной власти. В то же время  суть остается неизменной: женщины  при их значительном интеллектуальном  ресурсе и численном превосходстве  в составе государственных служащих  практически лишены возможности  участвовать  в принятии решений  на государственном уровне. Такой вывод можно сделать на основании данных, представленных в таблицах 2 и 3.

 

 

 

Таблица 2

Состав кадров государственной гражданской службы на федеральном уровне

по полу, категориям, группам должностей и уровням  управления на 1 января 2005 г.

 

 

 

Показатели

 

Всего

работни-

ков

 

В % к итогу

Распределение

по полу

Укомплек-

тованность,

(%)

Всего

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Должности гражданской службы

В то числе:

Руководители

Помощники

Специалисты

Обеспечивающие специалисты

 

 

34598

 

 

6595

1547

18261

7330

 

100

 

 

19,1

4,5

52,8

21,2

 

100

 

 

29,8

5,8

46,6

12,6

 

100

 

11,3

3,5

57,2

27,4

 

42,0

 

 

65,6

54,7

37,0

24,9

 

58,0

 

34,4

45,3

63,0

75,1

88,1

 

90,2

76,7

87,3

90,1

 

 


 

 

 

  Анализ таблицы показывает, что рост количественных характеристик государственных гражданских служащих на федеральном уровне не меняет качественную сторону персонала управления. Среди категории высших и главных должностей в 2003 г., равно как и среди руководителей в 2005 г. преобладают мужчины. Однако на уровне помощников (советников) и специалистов женщин становится намного больше, чем это было до реформы. В ранге обеспечивающих специалистов женщин в три раза больше, чем мужчин. Среди этой категории специалистов много молодых, квалифицированных работниц, имеющих навыки работы с документами электронных носителей.

 

Таблица 3

Работники, замещавшие государственные должности федеральной  государственной службы, по категориям, группам должностей (на 1 сентября 2003 г.)

 

Государственные должности

Женщины

Мужчины

Женщины (%)

Мужчины (%)

Всего (тыс. человек)

В том числе категория  «А» *

Государственных служащих

Из них должности

     Категория  «Б» **

     Категория  «В» ***

В том числе по группам  должностей:

     Высшие

     Главные

     Старшие

     Младшие

Государственные должности  прокуроров и следователей

341,0

3,5

96,5

 

2,2

93,9

 

 

0,1

0,5

53,5

25,1

3,9

 

 

150,9

6,2

93,8

 

2,2

82,8

 

 

1,1

4,0

49,7

18,2

15,0

69

57

70

 

70

72

 

 

13

25

74

78

37

31

43

30

 

30

28

 

 

87

75

26

22

63


 

*К государственным должностям  категории «А» относятся руководители (первые лица) государственных органов Российской Федерации и государственных органов субъектов РФ по федеральным государственным органам исполнительной власти - только должности федеральных министров.

Информация о работе Социологические исследования