Социологические исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:29, контрольная работа

Описание

Особую политико-правовую значимость приобрело Постановление Государственной Думы от 20 ноября 1997 г. «О концепции законотворческой деятельности по достижению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин». Именно этот документ в ходе подготовки и обсуждения рассматривался с позиции комплексного исследования данной проблемы и способствовал ускорению ратифицирования Конвенции МОТ «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязательствами».

Содержание

1.Статья Р.М. Канапьяновой «Женщины во властных структурах». Социологические исследования. 2007.№2 .…..3
2.Краткое содержание статьи……………………………………… 14
3. Анкета. Президентские выборы: женский вопрос»…………16
4.Обработка результатов анкетирования ………...……….………17
Словарь…………………………………………………………………...19
5.Список использованной литературы……………………………20

Работа состоит из  1 файл

Смекалина Е.А.Соц.упр.Контр.раб.docx

— 61.88 Кб (Скачать документ)

**К государственным должностям  категории «Б» относятся руководители Администрации Президента РФ, аппаратов Правительства РФ, палат Федерального Собрания, руководители и их заместители канцелярии Президента РФ, секретариатов Председателя правительства и его заместителей, помощники, советники, референты Президента и Председателя Правительства РФ, федеральных министров и др., а также аналогичные государственные должности субъектов Российской Федерации.

***К государственным должностям  категории «В» относятся руководители федеральных органов исполнительной власти (кроме министров), других государственных органов и субъектов Российской Федерации, руководители структурных подразделений государственных органов, их заместители, специалисты различных категорий.

    Таким образом, отмеченное выше вытеснение женщин из сферы принятия ответственных решений и закрепление их на низших должностях  государственного управления происходит на фоне принятия нормативно-правовых документов, призванных защитить права и обеспечить равенство возможностей женщин и мужчин (см. Указы Президента «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» (1993 г.), «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ» (1996г.),Постановление Правительства РФ «Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001-2005 г.г, «и международные документы, к которым Россия присоединилась: «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», «Пекинская декларация» и «Платформа действий»). Так, например, стратегической задачей Платформы действий Пекинской международной женской конференции 1995 г. о представительстве обоих полов в органах управления в сфере крупного администрирования предусматривается равная гендерная пропорция (4). Согласно данным, приведенным выше, в России такая пропорция выдерживается в системе законодательной власти в основном на уровне общей численности государственных служащих. Анализ численности по занимаемым должностям показывает, что гендерная диспропорция увеличивается с понижением статуса должности. Очевиден разрыв между декларируемым равенством и реальным отчуждением женщин от механизмов государственного управления.

   В связи с принятием Указов Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» и «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» от 25 июля 2006 г.  гендерная статистика в 2007 г. претерпит изменения, поскольку в ходе административной реформы более четко разграничиваются функции категорий специалистов и обеспечивающих специалистов, так называемых групп «синих» и «белых» воротничков. В связи с этим эти данные вполне могут стать основой для дальнейших исследований динамики кадровой политики с точки зрения гендерного аспекта.    Возникает вопрос «когда же женщина сможет занимать высшие государственные должности?» Очевидно, когда для этого будут созданы социально-экономические и политические условия. Существующая концепция приоритетности развития и продвижения женщин в структуре государственной службы нуждается в основательном пересмотре.

   Особую политико-правовую  значимость приобрело Постановление  Государственной Думы от 20 ноября 1997 г. «О концепции законотворческой деятельности по достижению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин». Именно этот документ в ходе подготовки и обсуждения рассматривался с позиции комплексного исследования данной проблемы и способствовал ускорению ратифицирования Конвенции МОТ «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязательствами». Эти реальные шаги сформировали правовое поле  в соответствии с требованиями международных стандартов. В то же время по тому, как шел  законотворческий процесс и как формировались приоритеты правовой реформы с 1991 г., можно сделать заключение, что создавшаяся демографическая ситуация, непоследовательность ряда социальных реформ в определенной степени являются результатом последствий слабого внимания к законодательным генеральным проблемам. В теории юриспруденции продолжает быть очевидным то, что пол, как характеристика норм права и ограничения прав человека.

   Определенную роль  в жизни российской общественности  сыграла дискуссия относительно концепции равных прав и равных возможностей в период становления правового демократического российского государства в 90-х годах прошлого столетия. Научные и общественные дискуссии стимулировали разработку проекта федерального закона о государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин.

   Сегодня актуальна  тема гендерной экспертизы законодательства  Российской Федерации о СМИ  не только как метод анализа,  но и как элемент государственного  управления. Средства массовой информации  редко рассказывают о матерях,  женщинах всех возрастов, ведущих  активную жизнь, не показывают  их огромный вклад в жизнь  общества. Отсутствуют информационно-аналитические  материалы о проблемах карьерного  роста женщин, посвятивших себя  государственной службе. Рассматривая  эти проблемы, очень важно оценивать  семейную и кадровую политику  как звенья одной цели в  планировании семьи и карьеры  с точки зрения гендерного  подхода. Эти факторы следует  рассматривать как две составляющие  государственной кадровой политики. Роль государственного чиновничества  высшего уровня будет крайне  важна в таких направлениях, как  анализ проблем, поиск компромиссов  и конкретных подготовок к  новациям в технологиях на  основе разной природы мужчин  и женщин. Гендерная кадровая  политика, учитывающая, с одной  стороны, активный фертильный  период женщины до 30 лет и, с другой, - ее интеллектуально-профессиональный потенциал от 50 лет, дает также перспективы для продвижения в сферу государственного управления.

   Комплексный подход  в работе с кадрами позволит  достичь пропорционального соотношения  мужчин и женщин на высших  государственных должностях на  основе профессиональных знаний  и опыта управленческой деятельности. Но эта диспропорция не будет  изменена, если вработе с женскими кадрами не будут учитываться мотивации материнства и детства, равных семейных обязанностей.

   Решающая роль  женщин в воспроизводстве новых  поколений служит объективным  препятствием (или рассматривается  таковым) для участия в управленческой  деятельности. Социальное противоречие  между материнской и семейной  функцией женщины, с одной стороны,  и стремлением ее к участию  в производственной, управленческой  и иной деятельности, с другой, - не вполне преодолимо на практике.

   Продолжает сохраняться  и даже возрождаться консервативно-патриархальный  стереотип отношения к женщине,  существующий в массовом сознании, который с трудом приемлет  ее способность к политическому  лидерству, к самостоятельному  принятию государственных решений.  Часть ученых, политиков, граждан,  считающих главной функцией женщины  рождение и воспитание детей,  работу на дому, отрицательно  относятся к ее приходу в  сферу управления.

   Об эффективности  реализации политики генерального  равноправия в развитых демократических  государствах свидетельствуют разительные  перемены в общественном сознании  и реальные сдвиги в политических  и государственных структурах. Эти  достижения создают объективные  предпосылки к рассмотрению равноправия  мужчин и женщин как проблемы  перераспределения власти. Такие  страны Европейского сообщества, как Германия, Швеция, Финляндия  и другие, разработали и осуществили  комплексные меры, уделив серьезное  внимание специфическим проблемам  женщин. Однако за структурными  изменениями, которые обозначены  такими явлениями, как глобализация  экономической, финансовой системы,  технологические и информационные  прорывы, возросшая мировая конкуренция  и расцвет либерализма, последовал  целый ряд серьезных социальных  проблем. Этнодемографические проблемы, маргинализация  людей, межэтнические и межрелигиозные конфликты, нарушение экологического равновесия – это все значит в числе тех проблем, которые заставляют органы государственной власти мобилизовывать свои усилия.

   Для Российской  Федерации, помимо названных проблем,  существует ряд объективных причин  последствий переходного периода,  связанного с перераспределением  собственности природных, людских,  кадровых ресурсов. В условиях  рынка произошла ломка понимания  места и роли гендерного равноправия,  особенно в перераспределении  финансовых субсидий и социальных  льгот, что бумерангом отразилось  на рождаемости. Принимаемые государственные  меры в вопросах позитивного  отношения к материнству –  это одна из ключевых установок  теории гендера 21 века.

   Планирование каоьеры и планирование семьи требует учитывать две доминирующие проблемы современности: демографическую и социополовую асимметрию в государственном управлении, как две взаимозависимые и взаимодополняющие друг друга. С точки зрения гендерного анализа в реестре государственных гражданских должностей до определенного уровня можно наблюдать равный баланс среди мужчин и женщин. Создаются предпосылки к тому, чтобы на основе конкурентной борьбы, с учетом профессиональных качеств, организаторских способностей, политической воли в формировании гендерного подхода государственной кадровой политики, уверенности самих женщин в своем карьерном росте, гендерная асимметрия в структурах правящей элиты трансформировалась в сторону увеличения женщин-руководителей, от которых зависит принятие государственных решений.

   Зарубежный опыт  свидетельствует о том, что  феминистическая ревизия отдельных  постулатов социальной философии  явилась общественной поддержкой в вопросе увеличения женского представительства на высших ступенях органов государственной власти. Женщины добились большего представительства в работе Европарламента. Новые институты с учетом складывающихся реалий осваиваются демократичнее, чем традиционные. Среди депутатов Европейского парламента от общего числа депутатов женщины составляют 16% (5).

   Для сравнения  приведем результаты анализа,  представленные в статье Е.В.  Кочкиной (6). Анализируя состав Правительства в 1995 г., автор делает вывод о том, что «в 1995 г. среди высшего руководящего состава министерств и правительства из всех назначений руководителей (263-х членов Правительства, министров, первых замминистров, заместителей министров) в 74 органах федеральной власти процент «назначения женщин» составлял 1,4%. В течение двух лет этот показатель увеличился, и к концу 1997 г. возрос до 4%.

   Наибольшее гендерное  равноправие на парламентском  уровне отмечено в Швеции, где  женщины составляют 42,7%от общего числа депутатов. В Европе (без учета Скандинавии) в среднем женщины составляют 12,5% депутатского корпуса, в Северной  Америке чуть менее 13,3%. В законодательных структурах Западной Европы женщины составляли: 37% в Дании, 32% в Нидерландах, 30% в Германии, 14% в Ирландии, 13% в Португалии (7).

   Об усилении электорального  влияния женщин на структуру  административно-управленческой элиты  красноречиво говорят такие факты  из мусульманского мира: в Турции  Премьером правительства работала  Т.Чиллер; В Иране в новый состав кабинета правительства М. Хатами впервые была введена женщина не по клановому распределению или принадлежности к определенной династии, а по своим профессиональным качествам. Иорданская принцесса А. Бинт (дочь Хусейна) стала первой на Ближнем Востоке женщиной, получившей высокий чин полковника, чем было рассеяно стереотипное представление о бесправности мусульманской женщины. Но в данном случае речь идет лишь о тонкой по составу женской прослойке в элите.

   Генеральный секретарь  Совета женщин мировых лидеров  Л. Лисвуд подчеркнула, что участие женского актива «критически важно на начальных этапах восстановления порядка» в кризисных регионах. За последнее десятилетие женщины были представлены в качестве глав государства в Никарагуа, Ирландии, Испании, Норвегии, Турции, Бангладеш, Финляндии и др. В трудной борьбе впервые канцлером ФРГ стала А. Меркель, в США пост госсекретаря уже второй раз занимает женщина. Впервые в истории Африки президентом Либерии избрана женщина – Э. Джонсон-Сирлиф. Возрастает политическое влияние женщин-лидеров на Украине, в Грузии, Киргизии.

   Сложившаяся на  сегодня ситуация в России  отражает «однополовой» институт, каким предстает ныне административно-управленческая система, доведенная до степени гендерной кастовости, автономности. Почти закрытая или полузакрытая для ротации в пользу талантливых и образованных женщин, она не способна гибко реагировать на вызовы современности, что, в конечном итоге, негативно сказывается и на процессе управляемости страной и на международных связях. Не прошла и инициатива Председателя избиркома А.А. Вешнякова по поводу квотирования женского представительства в мажоритарных списках политических партий. Выдвижение женских кадров на высшие государственные должности не по квотам, а на профессиональной основе объективно соответствует меняющемуся статусу государственных менеджеров, предназначен обслуживать интересы доминирующей властной группы (политического большинства).    Гендерное соотношение кадров в сфере принятия решений меняет консервативный подход понимания роли государства в обеспечении конституционных и международных норм равенства полов. Преодоление традиционных стереотипов в отношении гендерной асимметрии в органах государственной власти сложно.

   Вместе с тем,  клубок противоречий в сфере  государственной службы никогда  не будет распутан, пока не  будет «посредника» между двумя социальными группами: исполнителями-женщинами и распорядителями-мужчинами. Таким «посредником» является Конституция РФ с ее положением о равных правах и равных возможностях женщин и мужчин, в том числе политике. Анализ распределения функций между ступенями должностей иерархии позволяет сделать вывод: реформа государственных структур органов управления и слом прежней практики продвижения женщин в сферу политики повлекли за собой быстрый рост руководящих должностей, занимаемых в основном мужчинами. Дальнейшее самоутверждение мужчин в своем служебном продвижении имеет тенденцию поступательного роста. У женщин же оно замедляется, приостанавливается или даже вообще идет на спад. Но это, конечно, не дает основания подвергать сомнению способности женщин, особенности их мышления и поведения.

Информация о работе Социологические исследования