Социологические исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:29, контрольная работа

Описание

Особую политико-правовую значимость приобрело Постановление Государственной Думы от 20 ноября 1997 г. «О концепции законотворческой деятельности по достижению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин». Именно этот документ в ходе подготовки и обсуждения рассматривался с позиции комплексного исследования данной проблемы и способствовал ускорению ратифицирования Конвенции МОТ «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязательствами».

Содержание

1.Статья Р.М. Канапьяновой «Женщины во властных структурах». Социологические исследования. 2007.№2 .…..3
2.Краткое содержание статьи……………………………………… 14
3. Анкета. Президентские выборы: женский вопрос»…………16
4.Обработка результатов анкетирования ………...……….………17
Словарь…………………………………………………………………...19
5.Список использованной литературы……………………………20

Работа состоит из  1 файл

Смекалина Е.А.Соц.упр.Контр.раб.docx

— 61.88 Кб (Скачать документ)

   Так, например, интересную  «дамскую модель» в политике описывает С. Солодовник, ведущий научный сотрудник Центра международных исследований МГИМО МИД РФ. В частности, он считает, что избиратель связывает с приходом в политику женщин «предсказуемость, умение находить компромиссы, готовность простить человеческие, а то и социальные слабости – в общем, большую  и способность понять и защитить, чем обычно проявляют мужчины». Отсюда автор делает два вывода: первый – российским женщинам-политикам ни к чему быть «железными», второй – «державная стать им при этом не помешает – особенно, если будет неуловимо напоминать образ матери-государыни» (8).

   Необходимость гендерного  паритета касательно государственной  службы в целом и, в частности,  в отношении ее высших должностей, диктуется не просто защитой  идеи равных прав мужчин и  женщин, но означает своего рода  и «посягательство» на традиционное «однополовое» представительство в высшем реестре государственных должностей. Сегодня – это заявка на изменение традиционного отношения к подбору руководящих кадров, основывающаяся на новых критериях оценки качественных характеристик управления.

   Половозрастная статистика должностного состава государственных служащих Российской Федерации, введенная в стране после выхода Указа Президента РФ «Оповышении роли женщины в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (1995 г.), красноречиво подтверждает значимость анализа качественных и количественных характеристик персонала управления и позволяет выработать обоснованные действия относительно гендерного баланса в составе государственно-административной службы федерального уровня (9).

   Таким образом,  проведенный анализ позволяет  обозначить три тенденции.

   Первая. Традиционная гендерная асимметрия иерархии государственных должностей сохраняет приоритет первичным мужским ролям. Наблюдается серьезный гендерный дисбаланс в пользу мужчин в аппаратах исполнительной и законодательной ветвей власти федерального уровня.

   Вторая. В России отсутствуют социальные силы, заинтересованные в серьезном и прочном расширении равного участия женщин в принятии государственных решений.

   Третья. Исторический опыт самоутверждения российской женщины в обществе и вовлечения ее в сферу государственного управления позволяет делать оптимистические прогнозы. Есть основания утверждать, что продвижение женщины на руководящие должности – это не только путь удовлетворения индивидуальных (личных) стремлений к самореализации и решению проблемы занятости. Это, по сути, императив глобализирующегося общества.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Силласте Г.Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации Россия// Социол. исслед. 1994. № 3. С. 17.
  2. Женщины и мужчины России. 2004.
  3. Канапьянова Р.М. Гендерная ассиметрия на государственной службе: траектория преодоления стереотопов. М.: Изд-во РАГС, 2006.
  4. Доклад Всемирной Пекинской конференции по положению женщин. ООН. Пекин. 4-15 сентября 1995. С. 93-97.
  5. Думское обозрение, № 26. 2000. 10 марта.
  6. Кочкина Е.В. Представительство женщин в структурах власти России. 1917-2002 гг. Гендерная реконструкция политических систем. СПб., 2003.
  7. Губогло М.Н. Идентификация идентичности. Этносоциологические очерки. М., 2003. С. 122-123.
  8. Солодовник С. Дамская модель. Плюсы и минусы. 2003 № 17. С. 14.
  9. Сулемов В.А., Канапьянова Р.М. Статистический учет персонала государственной службы. Методические рекомендации // Вестник государственной службы. М., 1993. С.20-34.

 

 

2.Аннотация  к статье Р.М. Канапьяновой «Женщины во властных структурах»

Нужно отметить, что в  последние десятилетия гендерные  вопросы все более актуальны. Это связано не только с изменениями  в обществе, но и с государственными реформами во всей социальной сфере. Автор статьи рассматривает очень  актуальный и довольно спорный вопрос о роли женщин в государственном  управлении. Причем, многими признается тот факт, что сейчас женщины могут  более полно себя выразить не только на государственной службе, но и  в бизнесе. Там, где необходимо практическое применение навыков ведения хозяйства (предпринимательство, муниципальное  управление и т.д.) женщины вполне успешно себя реализовывают.

Тем не менее, несмотря на тенденцию  роста участия женщин в экономической  и политической жизни страны, можно  сказать, что качественный показатель роли женщин в государственном регулировании  и управлении изменился незначительно. Общероссийская тенденция, по мнению автора, расходится с общемировой. Автор статьи приводит данные, которые свидетельствуют о том, что современные женщины способны занимать высшие посты во властных структурах. К примеру, за последнее десятилетие женщины были представлены в качестве глав государства в Никарагуа, Ирландии, Испании, Норвегии, Турции, Бангладеш, Финляндии, ФРГ, в США пост госсекретаря уже второй раз занимает женщина. Впервые в истории Африки президентом Либерии избрана женщина - Э. Джонсон-Сирлиф.

Сравнивая общемировые тенденции  с российской действительностью, автор  статьи отмечает, что «сложившаяся на сегодня ситуация в России отражает «однополовой» институт, каким предстает ныне административно-управленческая система, доведенная до степени гендерной кастовости, автономности. Почти закрытая или полузакрытая для ротации в пользу талантливых и образованных женщин, она не способна гибко реагировать на вызовы современности, что, в конечном итоге, негативно сказывается и на процессе управляемости страной и на международных связях». Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что законотворчество в отношении устранения гендерной дискриминации не стоит на месте. Комплексные меры, которые принимаются в рамках социальной политики (защита материнства и детства, социальная поддержка семьи, изменения в трудовом законодательстве т.д.) ориентируют российских женщин на традиционные функции – воспроизводство потомства, ведение хозяйства, образовательную деятельность и т.д.

Как отмечает автор статьи, половозрастная статистика должностного состава государственных служащих России, введенная в стране после  выхода Указа Президента РФ «О повышении  роли женщины в системе федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации», красноречиво подтверждает значимость анализа качественных и количественных характеристик персонала управления и позволяет выработать обоснованные действия относительно гендерного баланса в составе государственно-административной службы федерального уровня.

Автор статьи, анализирую статистику и существующие тенденции в системе  государственного управления, пришел к следующим выводам. Во-первых, традиционная гендерная асимметрия иерархии государственных  должностей сохраняет приоритет  первичным мужским ролям. Во-вторых, в России отсутствуют социальные силы, заинтересованные в серьезном  и прочном расширении равного  участия женщин в принятии государственных  решений.

И, в-третьих, исторический опыт самоутверждения российской женщины  в обществе и вовлечения ее в сферу  государственного управления позволяет  делать оптимистические прогнозы.

 

 

3. Анкета  «Президентские выборы: женский  вопрос»

Уважаемые жительницы города Нижневартовска!

Вам предлагается принять участие в анонимном  блиц-опросе, отражающем Ваши взгляды на женскую инициативу на президентских выборах.

Заранее благодарим за участие в опросе!

1. Ваш возраст:

1) От 25 до 35 лет

2) От 35 до 45 лет

3) От 45 и выше

2. На Ваш взгляд, женщина в политике:

1) на своем месте

2) не на своем месте

3) затрудняюсь ответить

3. На президентских выборах Вы бы выбрали:

1) скорее женщину

2) скорее мужчину

3) затрудняюсь ответить

4. Как Вы оцениваете шансы женщин на президентское кресло?

1) высокие

2) средние

3) очень низкие

4) затрудняюсь ответить

5. Вы бы выставили свою кандидатуру на президентские выборы?

1) скорее, да

2) скорее, нет

3) затрудняюсь ответить

6. Вы – кандидат в президенты РФ. Ваша предвыборная программа (что Вы предлагаете)________________________________________________

4.Обработка  результатов анкетирования

В блиц-опросе  приняли участие 10 женщин. Выборка была случайной из посетительниц одного из промтоварных магазинов.

Цель опроса -  выявить избирательную инициативу женщин в отношении президентских выборов и их отношение к женщинам- кандидатам в президенты.

В ходе обработки и анализа  полученных результатов выяснилось, что  наибольшую заинтересованность и активность проявили женщины в  возрастной категории от 35 до 45 (60 % от общего числа опрошенных). Именно эта категория женщин охотнее всего соглашалась на опрос. И как показал анализ, именно эта возрастная категория считает, что женщина в политике на своём месте (50 % из числа опрошенных в данной возрастной категории). В возрастной категории от 25 до 35 50% опрошенных считают, что женщинам в политике не место. Возрастная группа от 45 и старше в опросе представлена 1 респондентом, который затруднился ответить на этот вопрос.

На вопрос о том, кого бы выбрали на президентских выборах, мнения разделились следующим образом: выбрали бы мужчину 50% опрошенных, женщину – 49 %, 1% - затруднился дать ответ. Можно сказать, что, несмотря на активное включение женщин в политическую жизнь страны, мужчина более предпочтителен на высшей должности в государстве. Причем, сами женщины констатируют это как факт.

Между тем, шансы женщин на президентское кресло высоко оценивают 70 % от опрошенных, остальные 30 % считают шансы женщин средними. Остальные ответы в этом вопросе не были выбраны.

На вопрос «Вы бы выставили свою кандидатуру на президентские выборы?» ответили «скорее, да» 60 % респонденток, 30 % респонденток затруднились ответить, 10 % - ответили – «скорее, нет».  Такое распределение ответов респонденток, скорее всего, говорит о том, что современная женщина в плане своих политических амбиций претендует на самые высокие посты. Неуверенность ответов может объясняться тем, что в традиционном понимании истории российского института президентства главенствовали мужчины.

На вопрос о предположительной предвыборной программе превалировали развернутые ответы, в основном, на социально острые темы: проблемы семейной политики затронули бы 40 % респонденток, 30 % - сделали упор на социальной защите населения, 20 % опрошенных реформировали бы сферу образования и медицины, и лишь 10 % респонденток включили бы в свою программу вопросы экономического развития страны и межэтнического взаимодействия.

  Анализируя результаты  опроса, можно сделать следующие  выводы.

1. Инициативность женщин при обсуждении вопросов политического характера достаточно высока.

2. Современная женщина не прочь занять главный политический пост страны, причем в большей степени активны в этом вопросе женщины от 35 до 45 лет.

3. По мнению респонденток, женщины должны активно участвовать в политической жизни страны.

4. Женщин в большей степени интересуют проблемы социальной сферы, образования, медицины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь

 

1.Социологическое  исследование - система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью получения объективно достоверных данных об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего практического использования. (В. Касьянов, В. Нечипуренко. Социология права словарь специальных терминов, 2001 г.)

 

 

2.Демократизация - преобразование государственной и общественной жизни на основе прав человека на жизнь, свободу, собственность. (В. Касьянов, В. Нечипуренко. Социология права словарь специальных терминов, 2001 г.)

 

 

3. Гендерные исследования - теория, методология и практика междисциплинарного изучения общества и культуры на основе гендерного подхода. Основой методологии гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения. Гендерные исследования рассматривают, какие роли, нормы, ценности, черты характера общество через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы предписывает исполнять женщинам и мужчинам, чтобы выстроить традиционную (патриархатную) иерархию власти. (Социологический глоссарий гендерных терминов, 2007 г. voluntary.ru )

4. Дискриминация — ограничение в правах, лишение равноправия отдельных лиц и определенных категорий населения страны по признакам национальной принадлежности, социального происхождения, политических и религиозных взглядов, пола, возраста и другим признакам. ( Медведева Е.С. Словарь терминов по теории социальной работы)

Информация о работе Социологические исследования