Социологические концепции личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – узнать, что представляют собой социологические концепции личности, и изучить их основные положения. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько промежуточных задач:
• дать определение понятию «личность»;
• выяснить место личности в структуре социологического знания;
• рассмотреть сущность социализации личности;
• выделить основные концепции личности;
• найти сходства и различия между ними.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие личности в социологии
Глава 2. Основные социологические концепции личности
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 47.65 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

Тульский государственный  университет

 

Кафедра социологии и политологии

 

 

 

 

 

Контрольно-курсовая работа

по дисциплине

«Социология»

на тему:

«Социологические концепции личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 730702

Медведева Любовь Владимировна

Проверил: асс. каф. социологии и политологии

Королев Павел Андреевич 

 

 

 

 

 

Тула, 2011г.

План

Введение

Глава 1. Понятие личности в социологии

Глава 2. Основные социологические концепции личности

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Социология, исследуя проблемы личности, пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. Изучая личность в контексте социальных связей, социолог должен дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, которое занимает личность в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм.

Личность рассматривается в неразрывной связи с социальной системой, которая без нее не может существовать, так же как и личность не может быть полноправным человеческим существом вне коллектива и группы. Во многих социологических работах личность трактуется как совокупность ролей и позиций, которые она занимает и выполняет в различных социальных группах, а также какие ценностные ориентации усваиваются индивидом в процессе социализации, на основе которых выстраивается жизненная линия поведения. Из-за разницы во взглядах на причины и процесс формирования личности в социологии возникло множество различных концепций.

В достаточно развитом виде социологические концепции личности оформились во второй половине XIX - начале XX века. Все они признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех  или иных социальных фактов. Но каждая из них по-разному трактует процессы развития личности и их факторы. Поэтому, чтобы иметь наиболее полное представление о механизмах ее становлении, необходимо рассмотреть основные концепции.

Таким образом, цель данной работы – узнать, что представляют собой социологические концепции личности, и изучить их основные положения. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько промежуточных задач:

    • дать определение понятию «личность»;
    • выяснить место личности в структуре социологического знания;
    • рассмотреть сущность социализации личности;
    • выделить  основные концепции личности;
    • найти сходства и различия между ними.

 

Глава 1. Понятие  личности в социологии

Личность является одним  из тех феноменов, которые редко  истолковываются одинаково двумя  разными авторами. Все определения  личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В анализе необходимо учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы.1

В наиболее общем виде личность – выражение социальной сущности и содержания человека как  субъекта деятельности и  общественных  отношений.  Личность  выступает  как  носитель общих и  специфических  социальных  свойств  человека,  характеризующих  его национальную и  классовую  принадлежность,  профессию  и  вид  деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели,  идеалы.

На формирование личности оказывают влияние различные  факторы: биологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой опыт, уникальный индивидуальный опыт.

Биологическое наследие. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность.

Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых - от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. Но данные теории не нашли подтверждения, ведь в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно.

Культура. Прежде всего, следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества.

Однако в сложных обществах  очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них  большого числа субкультур. Наше, общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию  к созданию собственной субкультуры  с определенными личностными  образцами. Эти образцы смешиваются  с личностными образцами, присущими  отдельным индивидам, и создаются  смешанные личностные типы.

Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические  факторы, а также факторы физического  окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной  социальной группе. Однако следует  помнить, что главными факторами, определяющими  процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

Социализация личности

Социология личности оперирует  категориями, которые нередко   рассматриваются как  синонимы,  —  формирование,  развитие,  воспитание,  социализация.   Их неодинаковое использование затрудняет возможности социологического анализа.

Когда употребляется  понятие “формирование  личности”, то  имеется  в  виду единство  объективных   и   субъективных   условий,   определяющих   процесс становления и развития человека. Конечно, только  при  учете  влияния   всей совокупности   общественных   отношений   в   сочетании    с    субъективной деятельностью классов, общественных  организаций  и  самого  человека  можно говорить  о  многостороннем  воздействии  на   личность   и   соответственно формировать ее развитие.

   Понятие   “развитие   личности”   характеризует   последовательность    и поступательность изменений, происходящих в сознании  и  поведении  личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью,  с  выработкой  у  человека определенного  представления об  окружающем  его  мире.  Хотя  воспитание  и учитывает влияние внешней среды, однако оно  воплощает  те  усилия,  которые осуществляют социальные институты.

  Социализация представляет  собой процесс становления личности,  постепенное усвоение   ею   требований   общества,   приобретение   социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения  с обществом.  Социализация  личности  начинается  с   первых   лет   жизни   и заканчивается к периоду гражданской  зрелости  человека,  хотя,  разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не  говорят  о  том,  что процесс  социализации  полностью  завершен:   по   некоторым   аспектам   он продолжается всю жизнь. Иначе говоря, социализация означает процесс постоянного  познания,  закрепления  и творческого освоения  человеком  правил  и  норм  поведения,  диктуемых  ему обществом.2

Социализация проходит в различных  группах: в семье, в школе, на работе и пр. В процессе группового общения человек выстраивает образ своего собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Этот процесс имеет различные научные объяснения, которые выделяют как социологические концепции личности. Рассмотрим подробнее наиболее известные из них.

 

Глава 2. Основные социологические  концепции личности

Теория «зеркального «Я» Чарльза Кули

Чарльз Хортон Кули (1864-1929) – американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Основы социологической теории Кули изложены им в работах "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). По своему образованию Ч.Кули – экономист, переориентировавшийся позднее на социологию. Он приобрел известность благодаря работам в области социализации и первичных групп. Ему принадлежит создание одной из первых социологических и социально-психологических концепций личности, положившей начало самостоятельному направлению в мировой социологии,  – интеракционизма.

Главная концепция Кули называется теорией «зеркального «Я». Ее истоки восходят к прагматизму, в частности идеям о «социальном «Я» У. Джемса и воззрениям Дж. Дьюи. Окончательное свое завершение концепция Кули получила позже у Дж. Мида. Согласно Джемсу, человек имеет столько «социальных «Я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Продолжая идеи Джемса, Кули называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Природу человека Кули определял как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм.

В концепции «зеркального «Я» общество служит своеобразным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет истоки именно в такой рефлексии, наблюдая ответы других людей – или воображая, какими они должны быть, т.е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное нашей действие, – мы только и способны оценивать самих себя и собственные действия.

Если образ, который мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-концепция получает подкрепление, и действия повторяются. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пересматривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми и руководствуемся в своем поведении и восприятии подобным определением.

Получая подтверждение нашему представлению о самих себе раз  за разом, мы укрепляемся в себе, приобретая постепенно целостность  самого себя. Усваиваемые человеком представление о собственным «Я», которые возникают в создании других людей, Кули называет «представлениями представлений».

Они признаются в качестве социальных факторов и выступают  в роли основного предмета социологии. Я-концепция формируется, уточняется и укрепляется день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. По тому, как относятся к нему другие, человек может судить, к какому типу людей он принадлежит. Мнение каждого о своих интеллектуальных возможностях, нравственных качествах и физических способностях, о том, какие поступки от него ожидают, возникает в ходе взаимодействия в организованных группах (первичных и вторичных). Поэтому Кули определил чувство собственной самоопределенности как "зеркальное Я".3

Ролевая теория личности

Основные положения этой теории были сформулированы американскими  социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Ролевая теория личности описывает её социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».

Информация о работе Социологические концепции личности