Социологические концепции личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – узнать, что представляют собой социологические концепции личности, и изучить их основные положения. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько промежуточных задач:
• дать определение понятию «личность»;
• выяснить место личности в структуре социологического знания;
• рассмотреть сущность социализации личности;
• выделить основные концепции личности;
• найти сходства и различия между ними.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие личности в социологии
Глава 2. Основные социологические концепции личности
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 47.65 Кб (Скачать документ)

 Каждый человек в социальной  системе занимает несколько позиций.  Каждая из этих позиций, предполагающая  определённые права и обязанности,  называется статусом. Человек может  иметь несколько статусов. Но  чаще всего только один определяет  его положение в обществе. Этот  статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).

 Социологи отличают предписанные  и приобретённые статусы. Предписанный статус навязывается обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй и др. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, секретарь). Выделятся также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (банкир, инженер, адвокат).

 Социальный статус обозначает  конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.

Каждая роль регулируется представлениями  самой личности и ожиданиями окружающих о необходимом поведении и  качествах (ролевыми обязанностями). Ролевая теория объясняет лишь отдельные стороны ситуативного поведения. Личность может возвышаться над своей ролью, обладать способностями, выходящими за ролевые предписания.

Ролевые обязанности – это то, что человек вынужден делать, исходя из той роли, которую он играет; другие люди ожидают этого от него и требуют, чтобы он поступал определенным образом. В стандартизированных ситуациях согласованное действие облегчается благодаря тому, что роли связываются воедино установленным образом. Поэтому там, где каждый добросовестно исполняет свои обязанности, координация не вызывает осложнений.

 Выступая в определенной  роли, человек обладает правами  по отношению к другим участникам. Его право образуют ожидания, обращенные к другим участникам  и побуждающие их что-то делать  ради него. Поскольку роли тесно  взаимосвязаны, эти ожидания оказываются  взаимодополняющими: то, что составляет  право для одного, является обязанностью  для другого.

Один и тот же человек одновременно может реализовывать несколько  различных ролей. Так, директор школы может быть в коллективе руководителем, на уроке – учителем, для своих детей – отцом, для родителей – сыном, для жены – мужем и т. д. Упорядоченность повседневной жизни в значительной мере обусловлена тем, что каждый человек последовательно переходит от исполнения одной к исполнению другой конвенциональной роли.4

 Более того, одна и та же  роль включает в себя многообразие  проявлений. Например, учитель, будет  по-разному вести себя со школьниками  младших и старших классов,  студентами-практикантами и другими  преподавателями, с представителями  Министерства образования, директором. Такая совокупность (или система)  ролей называется ролевым набором.  Можно выделить две группы ролей:

    • формальные роли – фиксированы в штатных расписаниях и служат для формирования различных учреждений и более крупных социальных структур;
    • неформальные роли. Их примерами являются роли типа «отличник», «душа компании», «козел отпущения» и т. п.

Но следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида, т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.

Психологические теории личности

Психоаналитическая  теория Зигмунда Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Фрейд, основатель психоанализа, строил психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.

Он выделял три уровня сознания – сознание, предсознательное и бессознательное – с целью описания степени доступности психических процессов осознавания. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном (которое по своей природе является инстинктивным и отделено от реальности).

В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: ид, эго и суперэго.5 Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений. Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу эго решает при помощи вторичных процессов представления. Суперэго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Суперэго состоит из двух структур – совести и эго-идеала.

К. Роджерс, являясь представителем гуманистической психологии, утверждает, что у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии.6

«Реальное Я» – совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас»; «Идеальное Я» – совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.

Хотя «реальное Я» и «идеальное Я» являются довольно размытыми понятиями, тем не менее, существует способ измерения  их конгруэнтности (совпадения). Высокий  показатель конгруэнтности свидетельствует  об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой  самооценке). При низких же значениях  конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии.

При рождении обе подструктуры структуры  «Я» полностью совпадают, и поэтому человек изначально добр и счастлив. Впоследствии, благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождения между «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить к искаженному восприятию реальности – субцепции, по терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между «реальным Я» и «идеальным Я» могут возникать психологические проблемы.

Целостность личности достигается  в том случае, когда конгруэнтность между «реальным Я» и «идеальным Я» приближается к единице. Целостность личности – основное качество «полностью функционирующей личности». Смысл воспитания и коррекции личности состоит в развитии целостной личности.

Когнитивная теория личности

Основоположником этого подхода  является американский психолог Дж. Келли. Основным концептуальным элементом  является личностный «конструкт». У  каждого человека имеется своя собственная  система личностных конструктов, которая  делится на два уровня (блока):

  1. Блок «ядерных» конструктов – это примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т. е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми;
  2. Блок периферических конструктов – это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.7

Целостные свойства личности выступают  как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой  имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).

Когнитивно сложная  личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:

    • имеет лучшее психическое здоровье;
    • лучше справляется со стрессом;
    • имеет более высокий уровень самооценки;
    • адаптивна к новым ситуациям.

Согласно когнитивной теории, личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

Эпигенетическая теория Эриксона

Человек в процессе жизни проходит восемь универсальных для всего  человечества стадий, восемь возрастов. Эпигенетическая концепция развития (греч. «после рождения») базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий.

Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни человека, возникающим как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости. Любой кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий человека к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. На очередной фазе жизненного цикла личность решает специфичную для данного этапа развития эволюционную задачу. Кризис содержит позитивный и негативный компоненты. Если на предыдущей стадии Эго обогатилось новыми положительными качествами и конфликт решен удовлетворительно, то теперь Эго вбирает в себя новый позитивный компонент, например, базальное доверие и автономию, что гарантирует дальнейший личностный рост. Напротив, если конфликт остался неразрешенным, в Эго встраивается негативный компонент, такой как базальное недоверие, стыд, сомнения.

Первая стадия (1-й год жизни) носит название орально-сенсорной  и предполагает формирование базального доверия или недоверия к миру. Вторая стадия (1-3 года) – мышечно-анальная – предполагает формирование автономии или стыда и сомнений. Третья стадия (3-6 лет) – локомоторно-генитальная – способствует формированию инициативности или вины. Четвертая стадия (6-12 лет) – латентная – предполагает развитие трудолюбия или чувства неполноценности. Пятая стадия (12-19 лет) – подростковая - закладывает основы Эго-идентичности или ролевого смешения, неопределенности. Шестая стадия (20-25 лет) – ранняя зрелость – направлена на формирование чувства интимности либо изоляции. Седьмая стадия (26-64 года) – средняя зрелость – связана с появлением чувства продуктивности или застоя. Восьмая стадия (65 лет-смерть) – поздняя зрелость – предполагает формирование Эго-интеграции или отчаяния.8

Для наступления каждого кризиса  существует приоритетное время, обусловленное генетической последовательностью развития. Если первый кризис вовремя не разрешается (как и любой последующий), дилемма доверие-недоверие будет возникать снова и снова на каждой последующей стадии развития.

Обществу и человеку придается  равное значение в формировании личности на всем протяжении жизни. Результаты первых четырех стадий развития практически  полностью детерминированы влиянием социума, а разрешение конфликтов на более поздних возрастных этапах становится все более зависимым  от внутренних факторов.

Индивидуальная теория личности

Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов, исходя из которых, описывает  человека:

    • человек является единым, самосогласующимся и целостным;
    • человеческая жизнь – это динамическое стремление к превосходству;
    • индивидуум – есть творческая и самоопределяющаяся сущность;
    • социальная принадлежность индивидуума.

Согласно Адлеру, люди стараются  компенсировать чувство собственной  неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая неполноценность, в течение жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных  на превосходство или совершенство. С этим связано и понятие «фикционный финализм» – идея о том, что поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени выраженности социального интереса и степени активности, по отношению к этим трём задачам, Адлер различал типы установки, сопутствующие стилю жизни:

    • управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный интерес, установка превосходства над внешним миром);
    • берущий (паразитизм в отношении внешнего мира, отсутствие социального интереса, низкая степень активности);
    • избегающий (отсутствие активности и социального интереса, опасение нуда, бегство от решения жизненных задач);
    • социально-полезный (сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью, забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие других).

Информация о работе Социологические концепции личности