Социологический анализ феномена потребления в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание

Переход западного общества в эпоху постмодерна (середина 1970-х гг.), сопряженные с этим социокультурные и экономические особенности, и как следствие, изменение характера потребления, его функций и места в обществе – все это послужило толчком в развитии новой отрасли знания в общественных науках – «социологии потребления».

Работа состоит из  1 файл

Социологический анализ феномена потребелния в современном обществе.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

Заключение 

 

В ходе написания курсовой работы был рассмотрен такой социальный феномен современности как потребление. В частности, были рассмотрены понятия  «потребления» и «потребительства». В узком смысле потребление логично  относить к образцам экономического поведения, так как последнее является «социальной субстанцией» всех воспроизводственных процессов, которые в своей совокупности составляют то, что называется хозяйственной жизнью общества. Это связано с тем фактом, что в основе оборота громадной массы экономических ценностей (благ, услуг, информации) и их трансформации друг в друга, лежат групповые и массовые акты поведения, реализуемые для удовлетворения потребностей людей непосредственным или, в большей части опосредованным образом. Любой технологический процесс, представляющий собой потребление некоторых экономических ресурсов (факторов производства) для получения иных благ с новыми полезными свойствами, в широком смысле мы можем назвать потреблением. В узком же смысле понятие «потребление» – особый тип экономической активности, связанный с процессом жизнеобеспечения домашних семейств (семей) и отдельных индивидов (потребителей).

Рассматривая потребительское  поведение в узком смысле, и  выделяя его центральный элемент  – извлечение полезных свойств потребительских благ, трудно свести потребление лишь к нему одному. Этот центральный элемент неразрывно связан с другими относительно самостоятельными действиями, без которых его реализация была бы невозможна.

Таким образом, любой  объект материальных потребностей реализует, по крайней мере, две относительно самостоятельные функции: первичную, которая связана с основным процессом присвоения полезностей определенного вида, и вторичную, обеспечивающую знаково-символическую демонстрацию социальной принадлежности потребителей. Сущность вторичной функции, которая была давно известна и интерпретировалась многими специалистами, обобщил Х. Лейбенстайн. Он выделил функциональный и нефункциональный спрос на потребительские блага (товары). В первом случае имеется в виду спрос на товар, зависящий от его потребительских качеств, во втором – спрос, зависящий от других факторов – эффектов потребительского выбора. Среди таких эффектов Х. Лейбенстайн отметил:

  1. эффект присоединения к большинству – возрастание спроса на товар из-за того, что его покупают другие;
  2. эффект сноба или эффект «табу» – нежелание покупать товар, который покупает большинство;
  3. эффект Веблена – показательное потребление. То есть потребность покупать товар из-за возрастания его цены;
  4. нерациональный (иррациональный) спрос, основанный на прихоти, капризе.

Именно эта нефункциональная сторона спроса очень часто становится причиной совершения акта потребления, т.е. товар в данном случае приобретается  не ради его функциональных качеств  или получения пользы, а ради достижения каких-то других культурных и социальных целей. Потребление, в конечном счете, перестает нести жизненно необходимый, витальный характер, оно лишь способствует обретению индивидом необходимого статуса. Такой нефункциональный спрос в дальнейшем в данной работе будет определяться словом потребительство, которое будет нести в целом критическое значение.

Потребление — это не пассивное состояние поглощения и присвоения, которое противопоставляют активному состоянию производства, чтобы уравновесить таким образом две наивных схемы человеческого поведения (и отчуждения). Потребление есть активный модус отношения — не только к вещам, но и к коллективу и ко всему миру, — что в нем осуществляется систематическая деятельность и универсальный отклик на внешние воздействия, что на нем основана вся система культуры.

Уделяя внимание анализу  эволюции концепции «общества потребления» следует отметить, что социологи  отмечают появление в обществе потребительской  идеологии, которая в 90-е годы XX века становится господствующей и характеризуется насаждением гедонистических принципов организации жизни, пропагандой быстрого, немедленного обогащения любой ценой, потребления дорогих престижных вещей, в целом красивой жизни. Появляется дискурс «общества потребления» – идея, согласно которой современные общества всё в большей степени оказываются организованными вокруг потребления. Такие общества характеризуются несколькими основными чертами: идентичность индивидов основывается на их потребительской деятельности в той же степени, что и на трудовой; акты потребления, стили жизни, приобретение определенных товаров используются в качестве маркеров социальной позиции; основными источниками социальной дифференциации становятся различия в потреблении; все большее число товаров и услуг, все большая часть человеческого опыта и аспектов повседневной жизни становится товаром.

Первые феномены потребления  как значимого социального процесса связаны с новыми богатыми в США  в конце ХIХ века и жителями европейских мегаполисов того же периода. Эти процессы были исследованы в двух значительных трудах Т.Веблена и Г.Зиммеля. Т.Веблен применял понятие concpicuous consumption (роскошное потребление, потребление на виду у всех и напоказ) и отмечал значимость подражания европейским образцам роскоши.

В анализе Г.Зиммеля люди потребляли, чтобы противостоять подавляющим силам мегаполиса, чтобы отличаться и быть замеченным.

Впервые понятие «общество потребления» ввел немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик Эрих Фромм. Фромм называл такое общество «нездоровым» и считал стремление к накоплению все большего количества вещей вместо функционального пользования ими, самым наглядным типом обладания.

По мнению Ж.Бодрийяра, в современном, постиндустриальном обществе, роль симулякра (каковым является любой товар) выполняет симуляция. То есть, любой продукт симулирует нечто, в то же время, сама эта реалистическая симуляция включает в себя и деконструкцию реальности, и самоотражение, и серийную форму производства, и создание общей парадигмы симулируемого объекта и самого симулякра.

Дж. Гэлбрейт, автор  работы «Общество изобилия» (вышло в  свет в 1958 году), начинает свой анализ роли потребления в современном обществе с рассмотрения адекватности экономической  теории современным процессам, и  приходит к выводу, что классическая экономическая теория исчерпала себя, поскольку предпосылки, на которых она была основана, уже давно не соответствуют реальности.

В «Обществе изобилия»  Гэлбрейт указывает на разрыв между  тем, как в реальности функционирует  современное общество, и представлениями людей о механизмах экономической и социальной жизни. Потребление, а не производство становится движущей силой экономики, именно от того, насколько удачным будет формирование спроса, зависит благосостояние общества в целом и его отдельных членов, стабильность и процветание общества и государства. Гэлбрейт показывает, каким образом формирование спроса становится одним из важнейших элементов деятельности корпораций и каким образом эта деятельность позволяет обществу, как социальной системе, поддерживать свое равновесие и решать социальные проблемы, в том числе безработицу. По мнению Гэлбрейта, регулирование спроса и управление им является обширной и быстро растущей отраслью экономической деятельности. Гэлбрейт высказывает неоднозначную оценку рассматриваемых изменений - с одной стороны, расширение доступа к материальным благам для него означает демократизацию, с другой стороны, он отмечает недостатки системы. Движущей силой социальных изменений выступает развитие технологий, которое предопределяет экономические отношения.

Явление потребительства  в современном обществе обусловлено  рядом объективных и субъективных факторов.

Разделение объективного и субъективного подчас носит  весьма спорный характер, и при  рассмотрении разных уровней той  или иной проблемы один и тот же фактор можно охарактеризовать обоими определениями. В связи с этим для каждого отдельного человека объективными могут являться все процессы, протекающие в обществе помимо него. Для самого же общества подобные процессы будут субъективными, а объективными становятся, например, вечные законы окружающей нас природы. Исходя из этих соображений, под объективным подразумевается все, что обусловлено самой биологией человека и неизбежными формами организации его взаимодействия с окружающим миром. Под субъективным имеется ввиду все, что связано с деятельностью отдельных людей и их социальных и экономических групп (семья, компания, партия и т.д.). При этом следует помнить, что объективное реализуется в социальной сфере только через взаимодействие тысяч и миллионов субъективностей.

Возникновение потребительства  вполне закономерно, оно явилось  адекватным ответом потребностей людей  в благополучии и комфорте на расширение возможностей добиться этого. Потребление  в итоге потеряло свою основную функцию – оно перестало быть средством для продолжения жизнедеятельности живых организмов.

Экономический бум в  мировой экономике второй половины XX в., а как следствие быстрое  развитие рынков и обострение конкуренции  вынудило подавляющее большинство  производителей переориентировать свои товары не на какого-то «мифического потребителя», а на конкретного человека приобретающего их товары. Угадывание нужд человека для производителя становится трудным и не всегда успешным делом, поэтому от прогнозирования спроса потребителя они переходят к его формированию. Приобретение населением товаров потребления важно не только для конкретного производителя, но и для экономики страны в целом, состояние которой зависит от поведения ее игроков, то есть тех же самых предпринимателей и компаний. Поэтому в том числе и правительство предпринимает большое количество шагов в сторону увеличения спроса и потребительской активности своих граждан. Единственно верным путем к этому раньше было улучшение благосостояния населения.

Итак, можно сделать некоторые общие выводов:

-   потребительство  есть одно из разновидностей  нефункционального спроса, т.е. потребления  товара не ради его функциональных  качеств или получения пользы  от использования товара по  прямому назначению, а ради достижения  культурных или социальных целей;

-   основным фактором  различных тенденций в потребительском  поведении

является психология человека, которая провоцирует возникновение  все новых и новых символических  потребностей;

-   потребление и  потребительство являются важными социальными и культурными регуляторами, способствующими оформлению социальной структуры.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1 Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1984.

2 Зиммель Г. Мода // Г. Зиммель. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. – М.: Юристъ, 1996. – С.266-291.

3 Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. – М.: Наука, 1994.

4 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С.61-344.

5 Маркс К. Капитал // К.Маркс и Ф.Энгельс. Избранные сочинения. Т.7. – М.: Изд-во политической литературы, 1987.

6 Арон Р. Введение в философию истории // Р.Арон. Избранное: Введение в философию истории. Пер. с фр. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – С.215-524.

7 Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: «Рудомино», 1995. – 172с.

8 Miles S. Consumerism - as a Way of Life. – L. et al.: Sage Publications, 1998.

9 Featherstone M. Consumer culture and postmodernism. – L.: Sage Publication, 1991.

10 Фромм Э. Иметь или быть. – М.: АСТ, 2000. – 448 с.

11 Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.

12 Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. – 1993. – № 1–2.

13 Гофман А. Мода и обычай // Рубеж: Альманах социальных исследований. – 1992. – Вып. 3. – С.123-142

14 Жилина Л.Н. Потребности, культура потребления и ценностные ориентации личности. – М., 1988.

15 Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 223с.

16 Радаев В.В. Экономическая социология. – М., 1997

17 Ильин В. И. Поведение потребителей. Краткий курс. – СПб: Питер, 2000.

18 Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология. – М.: Изд-во РУДН, 2002. – 459 с.

19 Менгер К. Основания политической экономии // Австрийская школа в политической экономии. – М.,1992.

20 Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса. – СПб., 1993.

21 Приепа А. Производство теории потребления//http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000_4/09.htm

22 Бурстин Д. Американцы: демократический опыт - Пер. с англ./Под общ. ред. и с коммент. В. Т. Олейника. - М.: Изд. группа «Прогресс» - «Литера», 1993. - 832 с.

23 G. Simmel. The metropolis and mental life// http://www.blackwellpublishing.com/content/BPL_Images/Content_store/Sample_chapter/0631225137/Bridge.pdf

24 Краткая история США/Пер. с англ., предисл. и примеч. Б. М. Шпотова. - М.: Олимп, 1993. - 238 с.

25 Фромм Э. Человек одинок//«Иностранная литература», 1966, №1. - С.230-233.//http://scepsis.ru/library/id_898.html

26 Бодрийяр Жан. Символический обмен и смерть// http://yanko.lib.ru/books/philosoph/baudrillard-symv-obmen-i-smert.htm

27 Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. Москва, "Прогресс", 1969, с. 256.

28 Штирнер М. Единственный и его собственность. – Харьков: Основа, 1994. – 558с

29 Сартр Ж.-П. Тошнота: Роман; Стена: Новеллы. – Харьков: Фолио, 1998. – 399с.

30 Кафка Ф. Сочинения. В 3-х т. Т.3: Афоризмы; Письма к отцу; Письма; Из дневников. – М.: Худож. лит.; Харьков: Фолио, 1994. – 560с.

31 Thomas M.J. Consumer market research: does it have validity? Some postmodern thoughts // Marketing Intelligence & Planning. Vol.15. –1997. – №2. – P.54 - 59.

Информация о работе Социологический анализ феномена потребления в современном обществе