Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа
Переход западного общества в эпоху постмодерна (середина 1970-х гг.), сопряженные с этим социокультурные и экономические особенности, и как следствие, изменение характера потребления, его функций и места в обществе – все это послужило толчком в развитии новой отрасли знания в общественных науках – «социологии потребления».
Именно эта нефункциональная сторона спроса очень часто становится причиной совершения акта потребления, т.е. товар в данном случае приобретается не ради его функциональных качеств или получения пользы, а ради достижения каких-то других культурных и социальных целей. Потребление, в конечном счете, перестает нести жизненно необходимый, витальный характер, оно лишь способствует обретению индивидом необходимого статуса. Такой нефункциональный спрос в дальнейшем в данной работе будет определяться словом потребительство, которое будет нести в целом критическое значение.
Потребительство здесь
не сводится к пассивному использованию
вещей, оно превращается в активный
процесс их выбора и регулярного
обновления, в котором обязан участвовать
каждый член общества. Приобретая вещи,
он стремится к вечно ускользающем
Для утверждения и регулирования такого образа жизни служит реклама, цель которой — не столько способствовать продаже того или иного товара, сколько внедрить в общественное сознание образ целого общества, эти товары потребляющего. Подобное потребительство принципиально не знает предела, насыщения, поскольку имеет дело не с вещами как таковыми, а с культурными знаками, обмен которыми происходит непрерывно и бесконечно.
Потребности, чувства, культура, знания — все присущие человеку силы интегрируются в строй производства в качестве товаров, материализуются в качестве производительных сил, чтобы пойти на продажу, — так и все желания, замыслы, идеи, все человеческие страсти и отношения сегодня материализуются в знаках и вещах, чтобы сделаться предметами покупки и потребления.
Потребление — это не пассивное состояние поглощения и присвоения, которое противопоставляют активному состоянию производства, чтобы уравновесить таким образом две наивных схемы человеческого поведения (и отчуждения). Следует с самого начала заявить, что потребление есть активный модус отношения — не только к вещам, но и к коллективу и ко всему миру, — что в нем осуществляется систематическая деятельность и универсальный отклик на внешние воздействия, что на нем основана вся система культуры [7].
1.2 Эволюция концепции общества потребления
Существует теоретический и практический интерес к исследованию социальных предпосылок и результатов потребления материальных и духовных благ, продуктов питания, предметов повседневной жизни, товаров длительного пользования и он имеет объективные основания. Ведь потребление – это важнейшая сфера жизнедеятельности людей, которая взаимосвязана с производством, обменом и распределением. Одна из главных особенностей общества потребления – изменение места и функций потребления в общественной жизни. Потребление, являясь одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека, занимает ключевое место в современном обществе, приобретает все большие формы и все большее значение.
Социологи отмечают появление
в обществе потребительской идеологии,
которая в 90-е годы XX века становится
господствующей и характеризуется
насаждением гедонистических
Проблема потребления не является проблемой только сегодняшних обществ и только современной науки. Начало современному типу потребления было положено еще в пуританизме 18 века — хотя бы и «негативно», как свод строгих правил, ограничивающих его.
Первые феномены потребления
как значимого социального
Самой естественной и наиболее доступной для потребления сферой, по мнению Т.Веблена, является одежда. И действительно, последствия изобретения швейной машины имели не только эстетическую и гуманитарную стороны. Американская революция в сфере одежды, которая к 1900 году была в самом разгаре, привела в том числе к тому, что большее число людей могло носить одежду, которая им подходила, и они могли выглядеть состоятельными людьми. «Швейная машина - отмечал журналист Джеймс Партон, - это одно из средств, с помощью которого рабочий может одеться как миллионер, а девушки-работницы удовлетворят свою естественную жизненную потребность красиво одеться» [22, с.120].
В анализе Г.Зиммеля люди потребляли, чтобы противостоять подавляющим силам мегаполиса — «отличаться, чтобы быть замеченным» [23]. Ведь в это время США превратились из аграрной республики в страну больших городов. Громадные фабрики и сталелитейные заводы, трансконтинентальные железные дороги, богатые города, крупные фермы стали отличительными чертами Америки. Происходило затоваривание рынка промышленной продукцией. Этому способствовали новые изобретения, научные открытия, в том числе усовершенствование электрического телеграфа (1844 г., Сэмюэл Ф. Б. Морзе), изобретение телефона (1876 г., Александр Грехэм Белл), изобретение пишущей машинки (1867 г.), арифмометра (1888 г.) и кассового аппарата (1897 г.), а также конструирование линотипа (1886 г.), лампы накаливания, создание кинематографа. Ротационная и брошюровочная машины позволяли печатать 240 тыс. экземпляров 8-страничной газеты в час. Эти и многие другие результаты научных открытий и изобретений почти везде подняли уровень производительности труда и, соответственно, потребления [24, с.56].
1.2.1 Общество потребления в трудах Э.Фромма
Стоит отметить, что впервые понятие «общество потребления» ввел немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик Эрих Фромм (1900-1980).
Фромм называл такое общество «нездоровым» и пояснял это такими примерами: «Мы живём в такой экономической системе, где слишком высокий урожай зачастую оказывается экономическим бедствием, и мы ограничиваем продуктивность сельского хозяйства в целях «стабилизации рынка», хотя миллионы людей остро нуждаются в тех самых продуктах, производство которых мы ограничиваем». «Более 90% населения у нас грамотны - радио, телевидение, кино и ежедневные газеты доступны всем. Однако вместо того, чтобы знакомить нас с лучшими литературными и музыкальными произведениями прошлого и настоящего, средства массовой информации, в дополнение к рекламе, забивают людям головы самым низкопробным вздором… Любое предложение о том, чтобы правительство финансировало производство кинофильмов и радиопрограмм, просвещающих и развивающих людей, …вызвало бы возмущение и осуждение во имя свободы и идеалов» [25].
Фромм считал стремление к накоплению все большего количества вещей вместо функционального пользования ими, самым наглядным типом обладания. «Отчуждение царит не только в сфере производства, но и в сфере потребления. Отчуждающая роль денег в процессе приобретения и потребления прекрасно описана еще Марксом… Как же мы используем приобретенное? Я исхожу из того, что потребление – это определенное человеческое действие, в котором участвуют наши чувства, чисто физические потребности и эстетические вкусы, то есть действие, в котором мы выступаем как существа ощущающие, чувствующие и мыслящие; другими словами, потребление должно быть процессом осмысленным, плодотворным, очеловеченным. Однако наша культура очень далека от этого. Потребление у нас – прежде всего удовлетворение нашего «я». Мы едим безвкусный малопитательный хлеб только потому, что он отвечает нашей мечте о богатстве и положении – ведь он такой белый и свежий. На самом деле мы питаемся одной лишь игрой воображения, очень далекой от пищи, которую мы пережевываем. Наше нёбо, наше тело выключены из процесса потребления, в котором они должны бы быть главными участниками. Мы пьем одни ярлыки. Откупорив бутылку кока-колы, мы упиваемся рекламной картинкой, на которой этим же напитком упивается смазливая парочка; мы упиваемся призывом «Остановись и освежись!», мы следуем великому американскому обычаю и меньше всего утоляем собственную жажду» [25].
1.2.2 Общество потребления в теории Ж.Бодрийара
Работа одного из виднейших европейских исследователей феномена потребления Жана Бодрийяра «Общество потребления: его мифы и структуры» появилась еще в 1970 году.
По мнению Ж.Бодрийяра, в современном, постиндустриальном обществе, роль симулякра (каковым является любой товар) выполняет симуляция. То есть, любой продукт симулирует нечто, в то же время, сама эта реалистическая симуляция включает в себя и деконструкцию реальности, и самоотражение, и серийную форму производства, и создание общей парадигмы симулируемого объекта и самого симулякра [26]. И потребление стоит рассматривать не как материальную практику, а как своеобразный дискурс, как «виртуальную целостность всех вещей и сообщении» [7, с.155]. Сами вещи, как знаки, в условиях постиндустриального общества носят не строго детерминирующий характер (определяя человека как принадлежащего к определенному слою без возможности изменения этого), они воспроизводят реальность посредством ее репродуцирования, то есть потребляется не сама вещь, а ее идея, в условии произвольности этого знака. Таким образом, сама возможность существования общества потребления возникает лишь в контексте «репродукции продукции», в условии механического воспроизводства и популяризации серии, серийного продукта. Возникновение «общества потребления» связано с увеличением доступности продукта. Тем не менее, в контексте современного общества не существует «самостоятельного» потребителя, его выбор того или иного продукта продиктован самой структурой «общества потребления», то есть отчуждение товара и его превращение в произвольный знак, наделение товара абстрактными ценностями приводят к тому, что в основу выбора ложится желание социального отличия. В связи с этим, само понятие моды, как закрепление за товаром его недолговечности и его направленности на постоянное и регулярное обновление, проявляет себя наиболее полно.
1.2.3 Концепция «общества изобилия» Дж.Гэлбрейта
Дж. Гэлбрейт, автор работы «Общество изобилия» (вышло в свет в 1958 году), начинает свой анализ роли потребления в современном обществе с рассмотрения адекватности экономической теории современным процессам, и приходит к выводу, что классическая экономическая теория исчерпала себя, поскольку предпосылки, на которых она была основана, уже давно не соответствуют реальности.
В «Обществе изобилия» Гэлбрейт указывает на разрыв между тем, как в реальности функционирует современное общество, и представлениями людей о механизмах экономической и социальной жизни. Представления (то есть, в понимании Гэлбрейта, институты) всегда отстают от реальной жизни. Это устаревание особенно заметно, с точки зрения Гэлбрейта, в современном обществе, которое достигло беспрецедентного уровня благосостояния. Современное общество, по выражению Гэлбрейта, это богатое общество, которое не может понять само себя.
В «новом индустриальном обществе» Гэлбрейт предлагает теоретическую схему, которая должна помочь современному богатому обществу осмыслить само себя. По его мнению, трансформация современных корпораций привела к фальсификации так называемой «презумпции суверенитета потребителя». Несмотря на то, что в экономической теории и общественно-политических дискуссиях, формирующих общественное мнение суверенитет потребителя признается и считается отправной точкой при построении экономических и социальных теорий, в реальной жизни потребительский спрос стал объектом управления крупной корпорации, а суверенитет потребителя существует лишь как конструкт, призванный замаскировать изменившееся положение вещей. Потребление, а не производство становится движущей силой экономики, именно от того, насколько удачным будет формирование спроса, зависит благосостояние общества в целом и его отдельных членов, стабильность и процветание общества и государства. Гэлбрейт показывает, каким образом формирование спроса становится одним из важнейших элементов деятельности корпораций и каким образом эта деятельность позволяет обществу, как социальной системе, поддерживать свое равновесие и решать социальные проблемы, в том числе безработицу.
В «новом индустриальном обществе» применение все более сложной, техники и технологии в сфере материального производства определяет характеристики экономической жизни. Длительность процесса производства, крупные капиталовложения, которые требуются для него, специализация и вытекающая из нее необходимость строго целевого расходования средств, применения рабочей силы, - все это является факторами риска в условиях рыночной экономики. Стремление сократить влияние этих факторов риска приводит к стремлению сократить неопределенность рынка, то есть к планированию.
Информация о работе Социологический анализ феномена потребления в современном обществе