Социологическое сопровождение выборного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание

Актуальность обращения к проблемам электоральной социологии заключается в ее особой значимости для дальнейшего развития социологии. С тех пор, как электоральная социология оказалась в центре интереса широкой общественности, журналистов, политических элит, управленцев и т. д., она в значительной степени стала определять имидж всей социологии как науки.

Содержание

Введение…………………………………………..3
Глава 1…………………………………………….5
Глава 2……………………………………………22
Заключение………………………………………30
Список литературы…………………………......31

Работа состоит из  1 файл

курсовая (выборный процесс).doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

Проблема прогнозирования результатов голосования. Опыт участия социологов в избирательных кампаниях показывает, что наличие достоверных данных об электорате, в том числе и рейтингов, не является единственным условием для прогноза ожидаемого поведения людей. Требуется серьезная аналитическая работа, предусматривающая ряд сложных операций. Некоторые специалисты полагают, что на одном полюсе этой деятельности изощренный математический аппарат, на другом — интуиция, опирающаяся на глубокое понимание нашего общества. К этому добавим, что технология прогнозирования является достоянием разработчиков, рыночным товаром, поэтому публикации на эту тему достаточно редки.

Когда речь идет о прогнозе результатов голосования, обычно имеют в виду наличие двух исследовательских задач, связанных с определением числа принявших участие в выборах и окончательного распределения голосов.
 

 

Электоральные социологические исследования, необходимые для профессионального сопровождения избирательной кампании

В полный цикл электоральных социологических исследований входят:

1.      Проективное социологическое исследование

2.      Зондажное социологическое исследование

3.      Мониторинговые опросы

4.      Фокус - группы

5.      Exit polls

6.      Мониторинговый опрос по итогам выборов

Профессиональное сопровождение избирательной кампании предполагает проведение первых социологических опросов задолго до официального старта избирательной кампании, заканчивая мониторинговым опросом после выборов.

Зондажное социологическое исследование чаще всего используется как эффективный способ зондирования электоральных настроений граждан в ситуации, когда потенциальный кандидат определяет – участвовать ему или не участвовать в предстоящих выборах.

Проективное социологическое исследование является наиболее сложным социологическим исследованием. Его главная задача – получение базы данных, необходимых для профессионального построения избирательной кампании выработки стратегического и медийного плана. Именно этим определяются жесткие требования, предъявляемые к проективному социологическому исследованию. По данному исследованию можно определить, на что конкретно ориентирован избирательный штаб кандидата, на манипулирование кандидатом или на реальную победу в избирательной кампании.

Мониторинговые опросы являются наиболее известным видом социологических исследований. Разноплановое использование результатов мониторинговых исследований сделало данный вид исследований неотъемлемой частью профессиональной избирательной кампании.

Фокус – группы относятся к качественным социологическим исследованиям. На сегодняшний день применение фокус – групп в социологическом сопровождении избирательных кампаний становится все более распространенным. Это связано как со спектром решаемых задач в рамках фокус – групп, так и с глубиной данного вида исследований.

 

Мониторинговые исследования являются наиболее известным видом электоральных социологических исследований. Эффективность мониторинговых исследований очень высока, как и спектр вопросов решаемых в ходе данных опросов. Это:

1)     Определения эффективности различных акций кандидата в ходе избирательной кампании

2)     Определения эффективности действий противников

3)     Технологическое воздействие на общественное мнение в ходе избирательной кампании

4)     Провокационное воздействие на штабы противников

В рамках профессионального проективного социологического исследования выстраивается система мониторинга за основными параметрами избирательной кампании. Реестр контролируемых параметров согласуется с кандидатом в депутаты и политтехнологами, сопровождающими избирательную кампанию. Контролируемые параметры:

1)     Уровень узнаваемости (известности) всех кандидатов в депутаты

2)     Рейтинг каждого кандидата в депутаты (процент граждан, решивших проголосовать за того или иного кандидата в день опроса)

3)     Антирейтинг каждого кандидата в депутаты (процент граждан не проголосующих за данного кандидата ни при каких условиях)

4)     Уровень влияния на избирательную кампанию местных лидеров общественного мнения

5)     Электоральные предпочтения избирателей в возрастном, социально-профессиональном и образовательном аспектах

6)     Выявления наиболее эффективных технологий воздействия на избирателей

7)     Оценка эффективности конкретных мероприятий, проводимых в рамках избирательной кампании

Это далеко не полный перечень задач, которые необходимо решать в рамках мониторинговых социологических опросов. В рамках мониторинговых опросов часто используются блоки из зондажного социологического исследования. Полный спектр вопросов, ответы на которые необходимо получить в ходе конкретного мониторингового социологического опроса определяется исходя из ситуации, складывающейся по ходу избирательной кампании.

Наиболее эффективными являются еженедельные мониторинговые опросы. Именно еженедельные мониторинговые опросы позволяют минимизировать риски кандидата в депутаты, быстро переориентироваться на решение локальных проблем и создание преимущества в выигрышных направлениях, а также системно отслеживать все вектора развития избирательной кампании.

Одной из наиболее эффективных технологий формирования общественного мнения является "открытая социология". Пиар – презентации данных социологических исследований превращают данную технологию в мощнейшее информационное оружие.

Мониторинговый опрос по итогам выборов проводится через 3 – 4 недели после окончания выборов. В рамках данного опроса определяется уровень принятия электоратом итогов выборов, а также дальнейших выборных перспектив кандидата (отказ от активной политической деятельности или подготовка к следующей избирательной кампании).

 

Проективный опрос отличается от мониторингового опроса глубиной и качеством изучения электорального поля, а также получением максимально возможного числа единиц информации. Именно критическая масса информации, а главное профессиональных рекомендаций социологов являются необходимым условием для выработки и коррекции концепции избирательной кампании, а также построения стратегического, медийного и иных планов избирательной кампании.

Только проективный опрос позволяет выделить реальные целевые группы избирателей (target group), выявить специфические и локальные (в том числе и динамично изменяющиеся) проблемы в данном электоральном поле, а также выявить личностные характеристики "ожидаемого кандидата".

Необходимость в проведении проективного опроса вытекает не столько из важности построения "фантомного" образа кандидата, в максимальной степени совпадающего с "ожидаемым народом кандидатом", сколько из необходимости найти подходы к мотивированному голосованию за кандидата, способного решать локальные и специфические проблемы конкретных избирателей.

Полный список задач, решаемых проективным опросом:

1.      Фиксация наиболее значимых для жителей различных районов города проблем, отношение к которым определит уровень поддержки кандидата.

2.      Выявление специфических характеристик групп избирателей, как лояльных по отношению к кандидату, так и настроенных по отношению к нему негативно.

3.      Выявление электорального потенциала кандидата, который может быть мобилизован предвыборными средствами.

4.      Определение тактики блокирования негативного восприятия кандидата и поддерживающих его политиков и организаций.

5.      Определение наличной электоральной поддержки всех кандидатов (на день проведения опроса)

6.      Выявление степени пересечения электоратов отдельных кандидатов, что позволит выделить, кто из кандидатов и в какой степени забирает наши голоса, а также зафиксировать неустойчивую часть сторонников кандидатов – соперников и наметить стратегию по их привлечению на свою сторону.

7.      Конкретизация политического и психологического стереотипа восприятия избирателями образа отдельных кандидатов (имиджевые характеристики).

8.      Определение степени и характера влияния на избирателей поддержки кандидатов со стороны определенных общественных структур, политических лидеров, руководителей районов и предприятий.

9.      Выявление самоидентификации граждан по территориальному и иным признакам

Проективный опрос является неотъемлемой частью любой избирательной кампании, ее определяющим и позиционирующим фактором. Отсутствие проективного опроса, в начале выборов (проведение зондажного или обычного мониторингового опроса), не позволяет решить не только большинство изложенных выше задач, но и выстроить профессиональную избирательную кампанию. Особо необходимо отметить жесткие требования, которые предъявляются к презентации результатов проективного социологического исследования. В данных требованиях заложена система защиты от манипулятивного воздействия на кандидата.

В первую очередь, жесткие требования касаются рекомендаций социологов. Эти рекомендации не могут носить абстрактно – теоретический характер. Презентация проективного социологического исследования - это не презентация "карты реальности" или "среза электоральных настроений" на день проведения социологического опроса. Если говорить упрощенно, то в рекомендациях должно быть четко написано, что должен делать кандидат для победы в избирательной кампании, какие ресурсы должны быть привлечены дополнительно, на какие конкретно целевые группы должна быть ориентирована агитация кандидата. В рекомендации должны входить и мониторинг основных параметров избирательной кампании, а также прогноз итогов предстоящих выборов. Если кандидат по итогам презентации проективного социологического исследования не получил необходимую для построения профессиональной избирательной кампании информацию, то средства на проведение данного проективного социологического исследования будут потрачены зря.

Наиболее распространенной формой манипуляции кандидатом в депутаты является презентация огромных отчётов с бессистемно выбранными набором таблиц и единиц информации, которые служат лишь одной цели: продемонстрировать заказчику, что проведена огромная работа. Отчет о проективном социологическом исследовании с объемом более 100 страниц – это признак манипуляции кандидатом в депутаты.

Простейший метод определения правдивости проведенного социологического опроса в аспекте электоральных предпочтений граждан заключается в вычислении коэффициента корреляции между уровнями узнаваемости всех кандидатов и уровнем граждан, готовых проголосовать за каждого из кандидатов (процент граждан, готовых проголосовать за кандидата). Если коэффициент корреляции у кандидата в депутаты –заказчика социологического исследования значительно превышает соответствующие коэффициенты его конкурентов, то это является доказанным признаком манипулятивного воздействия социологов на заказчика социологических исследований. Особо обращаем внимание на то, что данный коэффициент корреляции высчитывается не в целом по избирательному округу а отдельно по избирательным участкам (в отдельных случаях по районам или территориальным анклавам).

В официальном отчете о результатах проведенного проективного социологического исследования должны обязательно присутствовать и те показатели, по которым в ходе избирательной кампании будет осуществляться мониторинг эффективности действий как самого кандидата в депутаты, так и его основных конкурентов. Отсутствие соответствующих рекомендаций также демонстрирует, что заказчик социологического исследования находится под манипулятивным воздействием.

Проективное социологическое исследование – это то, что дает кандидату в депутаты и политтехнологам, сопровождающим избирательную кампанию кандидата в депутаты исчерпывающую информацию для ведения избирательной кампании. Если после презентации результатов проективного социологического исследования у кандидата в депутаты и у работников его штаба остались открытые вопросы, на которых нет ответа в официальном отчете, то это также является признаком того, что проективное социологическое исследование проведено не профессионально.

Официальный отчет о результатах проективного социологического исследования должен быть написан простым понятным языком с минимальным количеством научных терминов. Текст должен быть максимально адаптирован к восприятию политтехнологов, сопровождающих избирательную кампанию.

Проективное социологическое исследование задает все основные форматы избирательной кампании и этим проективное исследование отличается от других социологических исследований.

Зондажное социологическое исследование по своей информационной емкости занимает положение между проективным социологическим исследованием, предоставляющим заказчику всю необходимую информацию для проведения профессиональной избирательной кампании, и мониторинговым социологическим исследованием, предоставляющим заказчику информацию лишь по наиболее важным точкам, по которым ведется диагностика (мониторинг) хода избирательной кампании. Данное исследование дает информацию не столько о реальном раскладе сил перед избирательной кампанией, сколько о потенциальных возможностях всех наиболее вероятных участников предстоящей избирательной кампании, а главное о точках роста, на которые необходимо воздействовать потенциальному кандидату до начала избирательной кампании.

Набор информации, предоставляемой зондажным социологическим исследованием, позволяет гарантированно позиционировать потенциального кандидата в более выигрышном формате. Гарантией этому является критическая масса интерпретационных методик, которые обычно используются при написании аналитической части зондажного социологического исследования (рекомендации).

Презентация зондажного социологического исследования обычно производится в безличностной форме, то есть аналитика позиционирует заказчика в общей массе кандидатов, не выделяя его ни по объему информации, ни по каким либо иным позициям (персонально – ориентированная информация предоставляется отдельно). Это позволяет заказчику использовать данные зондажного социологического исследования как средство воздействия на властную элиту, с целью получения дополнительных ресурсов на ведение избирательной кампании. Как вариант, самостоятельная презентация результатов зондажного социологического исследования может осуществляться кандидатом, как презентация данных одного из московских (не региональных) центров влияния. Это усиливает степень влияния цифр социологического исследования.

Информация о работе Социологическое сопровождение выборного процесса