Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:17, курсовая работа
Актуальность обращения к проблемам электоральной социологии заключается в ее особой значимости для дальнейшего развития социологии. С тех пор, как электоральная социология оказалась в центре интереса широкой общественности, журналистов, политических элит, управленцев и т. д., она в значительной степени стала определять имидж всей социологии как науки.
Введение…………………………………………..3
Глава 1…………………………………………….5
Глава 2……………………………………………22
Заключение………………………………………30
Список литературы…………………………......31
По прогнозу ВЦИОМ, рассчитанному с учетом опросов населения и экспертов-политологов, явка на выборы составит 58%, а в Госдуму пройдут четыре партии: «Единая Россия» с результатом 53,7%, КПРФ с 16,7%, ЛДПР с 11,6% и «Справедливая Россия» с 10,0%. «Малые» партии в парламент не проходят.
С учетом перераспредения голосов, поданных за партии, которые не проходят 7% барьер, в пользу победителей, распределение голосов выглядит следующим образом: 58,3% голосов - у «Единой России», 18,2% - у КПРФ, 12,6% - у ЛДПР, 10,9% - у «Справедливой России».
По прогнозу ВЦИОМ, распределение мест в Госдуме 6-го созыва будет таким: 262 мандата - у «Единой России», 82 - у КПРФ, 57 - у ЛДПР, 49 - у «Справедливой России».
Относительно июньского прогноза проценты значительно меняются. Новый прогноз даёт 58,3% «Единой России» против 64,7% в июле, 18,2% против 16,3% для КПРФ, 12,6% против 10,9% для ЛДПР, и 10,9% против 8,1% для «Справедливой России». Насчёт остальных партий ВЦИОМ говорит то же самое, что и в июне – «Яблоко», «Правое дело» и «Патриоты России» не пройдут семипроцентный барьера. Показатели прогнозируемой явки поднялись с 54% до 58%.
04.12.2011
4 декабря 2011 года ВЦИОМ проводит exit poll на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 6-ого созыва по заказу Агентства политических и экономических коммуникаций.
Опрос проведён 4 декабря на 1746 избирательных участках в 62 регионах страны. Всего опрошено 250.994 чел. На выходе из избирательных участков интервьюеры обращались к проголосовавшим с вопросом «За какую партию Вы проголосовали?». Статистическая погрешность не превышает 2 %.
По результатам exit poll в Государственную Думу РФ VI созыва проходят четыре партии: «Единая Россия» (48,5%), КПРФ (19,8%), ЛДПР (11,42%) и «Справедливая Россия» (12,8%). В совокупности они набрали 92,5% голосов избирателей. Остальные партии не пересекли семипроцентного барьера. Эти голоса образуют «бонус», который будет разделен между партиями, преодолевшими барьер. Недействительных бюллетеней - 1,31%.
Процент отказов от ответа в ходе исследования очень высокий – он составил 23,75%.
05.12.2011
Центральный избирательный комитет оглашает предварительные итоги выборов. По этим данным:
Политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» получает 13.24% голосов;
Политическая партия "Либерально-демократическая партия России" получает 11.67% голосов;
Политическая партия "ПАТРИОТЫ РОССИИ" получает 0.97% голосов;
Политическая партия "Коммунистическая партия Российской Федерации" получает 19.19% голосов;
Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" получает 3.42% голосов;
Всероссийская политическая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" получает 49.34% голосов;
Всероссийская политическая партия "ПРАВОЕ ДЕЛО" получает 0.60% голосов.
Как мы видим, данные предварительных результатов ЦИК и данные exit polls имеют расхождения не более чем в процент. Чего не скажешь при сравнении данных ЦИК и результатов исследования от 25 ноября. Разница между прогнозом и предварительными данными ЦИК для «Единой России» составила почти 10%.
В этот же день, 5 декабря 2011 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения подводит итоги агитационной кампании по выборам в Госдуму, состоявшимся 4 декабря. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 26-27 ноября 2011 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
«Единая Россия», побеждающая на выборах с предварительным результатом 49,54%, проводила агитационную кампанию наиболее эффективно. Ролики этой партии понравились 36% избирателей, дебаты - 20%, наружная агитация - 26%, печатные материалы - 21%.
Остальные партии, проходящие в парламент с меньшими показателями, показали и менее успешные результаты в агитации. КПРФ, предварительно занимающая второе место на выборах (19,16% голосов) в соревновании по партийным роликам смогла получить положительные отзывы только 23%, по дебатам - 15%, по наружной агитации - 10%, по печатным материалам - 13%. «Справедливая Россия», пока занимающая третье место на выборах (13,22%), в ряде случаев проводила агитацию даже более эффективно, чем КПРФ. Например, ролики «Справедливой России» понравились избирателям больше, нежели КПРФ (32%). Аналогичная ситуация - с наружной агитацией (14%) и печатными материалами (17%). ЛДПР показывала высокие результаты в отдельных элементах агитационной кампании - третье место в соревновании по роликам (29%), второе - по дебатам (19%) и наружной агитации (14%), - однако, по предварительным данным, проходит в Госдуму с наименее высокими результатами среди парламентских партий (11,66%).
Партии, которым не удается преодолеть 7% барьер, слабо проявили себя и в агитационной кампании. Ролики, дебаты, наружная агитация, печатные материалы партий «Яблоко», «Правое дело», «Патриоты России» большинство избирателей не заметили.
09.12.2011
9 декабря 2011 года Центральный избирательный комитет оглашает окончательные итоги выборов.
Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ получает 13.24% голосов и 64 мандата;
Политическая партия "Либерально-демократическая партия России" получает 11.67% голосов и 56 мандатов;
Политическая партия "ПАТРИОТЫ РОССИИ" получает 0.97% голосов и 0 мандатов;
Политическая партия "Коммунистическая партия Российской Федерации" получает 19.19% голосов и 92 мандата;
Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" получает 3.43% голосов и 0 мандатов;
Всероссийская политическая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" получает 49.32% голосов и 238 мандатов;
Всероссийская политическая партия "ПРАВОЕ ДЕЛО" получает 0.6% голосов и 0 мандатов.
Теперь сведём в таблицу все прогнозы ВЦИОМа, а так же окончательные результаты выборов.
Дата | «Единая Россия» | КПРФ | ЛДПР | «Справедливая Россия» | Явка |
07.04.2011(ВЦИОМ)
| 64,4% | 14,9% | 10,0% | 10,7% | 52% |
20.07.2011(ВЦИОМ)
| 64,7% | 16,3% | 10,9% | 8,1% | 54% |
25.11.2011(ВЦИОМ)
| 58,3% | 18,2% | 12,6% | 10,9% | 58% |
09.12.2011 (ЦИК) | 49.32% | 19.19% | 11.67% | 13.24% | 60,22% |
По представленным в таблице данным можно выявить закономерность: чем ближе прогноз по времени к выборам, тем он точнее. Ближе всего к реальности оказались прогнозы относительно результатов партии ЛДПР (10%, 10,9%, 12,6% и 11,67% в итоге). Дальше всего от реальности оказались результаты партии «Единая Россия» (64,4%, 64,7%, 58,3% и 49,32 в итоге).
Наиболее точным оказался прогноз от 25 ноября, но и здесь присутствует расхождение почти в 10% касательно «Единой России».
Максимальное расхождение между прогнозом и результатом составляет 15,38%, что является огромной цифрой. Кроме того, был перепутан порядок лидерства – ВЦИОМ прогнозировал, что ЛДПР наберёт больше голосов, чем «Справедливая Россия» и займет третье место. Смотря на эти цифры, можно сказать, что прогнозы ВЦИОМ оказались далеко не точными. Расхождение от 4-5% и до более чем 15% по каждому из пунктов говорит о том, что социологи ВЦИОМ не сумели вовремя выявить тенденцию и результаты их исследований были малоэффективны.
Заключение.
Выборы являются одним из наиболее важных атрибутов демократического общества, поэтому избирательный процесс давно привлекает внимание представителей социальных наук. Он является предметом особого интереса для социологов, психологов, политологов и правоведов. Социология выборов – это область социологии, охватывающая область исследования механизма выборов, избирательных кампаний, голосования электората, поведения избирателей. Объектом электоральной социологии выступает избирательный процесс. Предмет электоральной социологии – это социологическое изучение результатов выборов и голосования.
Социологическое сопровождение выборного процесса требует системного подхода и применения разноплановых количественных и качественных методов. Среди них: проективное исследование, социологическое исследование, мониторинговые опросы, фокус – группы, exit polls. Обычно выделяют предвыборные исследования, исследования в день выборов и послевыборные исследования.
Во второй главе данной работы были проанализированы исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения, касающиеся выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 6-ого.
Сравнительный анализ прогнозов центра и реальных результатов показал низкую эффективность проведенных исследований. На этом примере можно увидеть, что не всегда можно дать точный прогноз, используя ограниченный набор методов.
Список литературы.
1. Добреньков В. И., Кравченко А. И.. Социология: в 3 т., Т.1: Методология и история. – М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Докторов Б. З. Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2005.
3. Политология: учебник / под ред.В. А. Ачкасова, В. А.Гуторова. – М.: Высшее образование, 2008.
4. Большой толковый социологический словарь (Collins), Том 2: Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 1999.
5. Политическая социология/ Отв. ред. В.Н. Иванов и Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 2000.
6. Колесников Ю.С. Прикладная социология. Ростов-на-Дону. 2001.
7. Березина Е.В. О точности прогноза результатов голосования //Социс. 1995.
8. Березина Е.В. Этапы прогнозирования результатов голосования //Ценностные ориентации и социальное поведение в изменяющихся условиях. Региональные аспекты. Самара, 1995.
9. Коростылева Е.А. Социология электората //Социология. Минск, 2000.
10. Ослон А., Петренко Е. Факторы электорального поведения: от опросов к моделям.
11. Ноэлъ-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996.
12. Ротман Д.Т. Электоральные исследования: сущность и технологии //Социс. 1998.
13. Социологическое обеспечение избирательных кампаний (`круглый стол`) //Социс. 1996..
14. http://wciom.ru/ - официальный сайт 2011 Всероссийского центра изучения общественного мнения.
2
Информация о работе Социологическое сопровождение выборного процесса