Социологическое сопровождение выборного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание

Актуальность обращения к проблемам электоральной социологии заключается в ее особой значимости для дальнейшего развития социологии. С тех пор, как электоральная социология оказалась в центре интереса широкой общественности, журналистов, политических элит, управленцев и т. д., она в значительной степени стала определять имидж всей социологии как науки.

Содержание

Введение…………………………………………..3
Глава 1…………………………………………….5
Глава 2……………………………………………22
Заключение………………………………………30
Список литературы…………………………......31

Работа состоит из  1 файл

курсовая (выборный процесс).doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

Максимальная эффективность зондажного социологического исследования достигается за счет критической массы адресной презентации результатов социологического исследования, переданных в большинство центров влияния в регионе. Список персон, которым будут на эксклюзивной основе предоставлены результаты данного социологического исследования, должен быть подготовлен заказчиком до даты проведения социологического исследования.

Для усиления эффективности зондажного социологического исследования в опросный лист обычно вставляются вопросы, которые не позволяют ни анкетерам, ни анкетируемым высчитать реального заказчика зондажного социологического исследования. Эти вопросы призваны отвлечь внимание аналитиков на ложные цели: будь то рейтинг влиятельности первых лиц региона или рейтинг популярности партий. Обычно эти данные попадают из интернета в местные СМИ, что снижает внимание аналитиков к реально проведенному социологическому исследованию. Более того, в аналитической части "отвлекающих материалов" могут быть сделаны вполне определенные ссылки и установки, позиционирующие ситуацию в исследуемом ареале с нужной для заказчика точки зрения.

Зондажное социологическое исследование обычно выполняет для заказчика роль "щита и меча". Заказчик получает критическую массу информации, которая позволяет увидеть наиболее уязвимые места в предстоящей избирательной кампании. Кандидат не будет вести свою избирательную кампанию вслепую, а также получит ряд "козырей" для того, чтобы по возможности, исключить из избирательной кампании своих наиболее сильных конкурентов. Зондажное социологическое исследование, в данном варианте использования, безусловно, уступает по эффективности проективному социологическому исследованию, поскольку решает другие задачи, но является необходимым условием для выявления наиболее эффективных шагов.

Зондажное социологическое исследование иногда называют зондажно – контрольным социологическим исследованием из-за использования данного вида исследования для независимого контроля за ходом избирательной кампании. Кандидаты в депутаты часто подвергаются манипуляциям со стороны специалистов из собственных штабов. Их задача заключается в поддержании у кандидата уверенности в победе за счет сокрытия реальной картины избирательной кампании. Они не доносят до кандидата негативную информацию об эффективности действий противников, а главное о собственных ошибках и провалах и именно это закладывает фундамент для поражения кандидата в избирательной кампании.

Зондажно – контрольное социологическое исследование предоставляет заказчику информацию по согласованному списку параметров, которые гарантированно демонстрируют кандидату не только реальный расклад сил, но и презентует все потенциальные точки роста. Инструментарий данного социологического исследования позволяет выявить факт сокрытия от кандидата объективной информации. Презентация данного социологического исследования, начиная с простейших показателей об уровне узнаваемости кандидата в различных территориальных анклавах, позволяет качественно увеличить эффективность вложенных в избирательную кампанию финансовых средств. Зондажно – контрольное социологическое исследование, применяемое для контроля за ходом избирательной кампании является необходимым в плане и защиты от манипуляций и повышения эффективности собственной избирательной кампании.

 

Exit poll – опрос, в котором принимают участие проголосовавшие, выходящие из избирательного участка. Применение этого метода помогает избежать двух сложностей, свойственных предвыборным опросам: необходимости в идентификации тех, кто, вероятнее всего, проголосует, и в оценке их доли в общем количестве избирателей, а также вероятного масштаба ошибок, к которым может привести электоральное решение в последний момент. Кроме того, ценность результатов exit polls определяется тем, что они предоставляют возможность изучения социологических характеристик электората той или иной партии или политической персоны. Его использование дает возможность достаточно четко зафиксировать контуры результатов предвыборной гонки, место ее лидеров и аутсайдеров.
 

Достоинства проведения "exit polls":

1)     Предотвращение массовой фальсификации итогов выборов

2)     Получение достаточно точных итогов выборов сразу после закрытия избирательных участков.

 

Социологические исследования условно разделяются на качественные и количественные. К количественным электоральным социологическим исследованиям относятся: проективные, зондажные, мониторинговые исследования и exit-polls.

Метод фокус – группы относится к качественным социологическим исследованиям. Он состоит в сборе информации путем организации дискуссии в сформированной по особой методике группе граждан.

В отличие от количественных социологических исследований фокус – группы обладают рядом преимуществ и именно это последовательно выводит их на лидирующие позиции в маркетинговых исследованиях. Аналогичный процесс уже начался и в электоральных социологических исследованиях. В фокус – группах в электоральных социологических исследованиях используются высокоэффективные методики из маркетинговых исследований. Фамилия кандидата идентифицируется как брэнд и электоральные поля и установки избирателей исследуются с точки зрения известности и продвижения этого брэнда.

Фокус - группы позволяют получить эксклюзивную информацию и дают возможность:

1)     Раскрыть глубинные мотивы установок и поведения избирателей

2)     Выявить характеристики и признаки, неизвестные и неучтенные исследователями в формате количественных социологических исследований

3)     Углублять и видоизменять постановку проблем в ходе дискуссии

Кроме вышеизложенного фокус-группы решают следующие задачи:

1)     Фиксация различных типов установок поведения и мнения

2)     Выявление символьно - знаковых и эмоциональных полей описания электоральных предпочтений избирателей

3)     Определение факторов того или иного поведения, выбора и восприятия избирателей

4)     Моделирование различных ситуаций с выявлением возможного изменения позиций, оценок и установок избирателей

5)     Тестирование характера восприятия текстов, плакатов, фотографий, видеорядов, слоганов и иных видов агитационного воздействия на избирателей. 

6)     Выделение характеристик имиджа ожидаемого "идеального" кандидата, как и реального имиджа конкретных персоналий, определение степени их совпадений и рассогласований по конкретным позициям. 

 

Гарантии социологической исследовательской группы

При заключении договора социологическая группа берет на себя следующие обязательства:

1)     Полную конфиденциальность по всем вопросам, оговоренным заказчиком

2)     Использование всего социологического аппарата для выявления объективной картины реальности

3)     Донесение до заказчика и негативной информации, полученной в ходе социологических исследований (что многими социологами не практикуется)

4)     полная отчетность по всем пунктам договора

5)     предоставление рекомендаций заказчику по формам презентации результатов социологических исследований, в том числе в местных СМИ

Кроме того, гарантируется, что информация, полученная в ходе социологических исследований, никогда не будет использована против заказчика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

 

«Катастрофа 1993 года» — так были охарактеризованы результаты деятельности по обеспечению выборов в Государственную Думу, первых демократических парламентских выборов. Их итоги, вопреки прогнозам, оказались неожиданными, и, прежде всего, из-за успеха ЛДПР и КПРФ и утраты лидерства партиями проправительственной ориентации. Основные социологические службы не смогли вовремя зафиксировать эти тенденции и тем самым дезориентировали как заказчиков, так и избирателей. Например, возможности партии В. Жириновского, которая собрала 23,2 %, оценивались Институтом социологии в 10 %, Институтом социально-политических исследований в 8 %, фондом «Общественное мнение» — в 2 % и т. д. Причем специалисты ошиблись не только в предсказании победителей, но и в их «построении» в соответствии с набранными голосами.

Крупная неудача, поставившая социологов под огонь критики, заставила подвергнуть ревизии накопленный опыт. Стало очевидным, что заимствования из зарубежных методик и здравый смысл, а именно эти два фактора обеспечивали относительные успехи в первых избирательных кампаниях, являются недостаточными для анализа проблем кризисного общества со слабоструктурированными политическими интересами. Это дало импульс к более концептуальному осмыслению закономерностей электорального поведения населения.

 

В этой работе я хочу проследить за результатами деятельности Всероссийского центра изучения общественного мнения, проводившего ряд исследования и дававшего прогнозы относительно результатов выборов 4 декабря в Государственную Думу 6-ого созыва.

Всего ВЦИОМ опубликовал итоги шести своих исследований.

 

 

 

07.04.2011

 

7 апреля 2011 Всероссийский центр изучения общественного мнения дал первый прогноз результатов выборов в Государственную Думу 6-ого созыва в декабре 2011 года. Прогнозировалась явка в 52% и указывалось, что «Единая Россия» потеряет конституционное большинство. С учётом экспертных оценок прогнозировалось, что «Единая Россия» получит 58,7% голосов. Далее последует КПРФ, которая наберет 13,8% голосов. «Справедливая Россия» наберет 9,8% голосов.  С небольшим отрывом за ней последует ЛДПР, которая, согласно прогнозу, наберет 9,1%.

По прогнозу ВЦИОМа 7%-ный барьер не смогут преодолеть партии «Правое дело», которая наберёт 2,9%, «Яблоко» с 2,7%, «Патриоты России» с 1,8%. Таким образом, количество непродуктивных голосов, то есть голосов, отданные за партии, не преодолевшие 7%-ный барьер и испорченные бюллетени, составило 8,8%. Явка составит 52%.

Итоговое распределение голосов (без учета непродуктивных) по прогнозу выглядит так: партия «Единая Россия»- 64,4%, КПРФ - 14,9%, партия «Справедливая Россия» - 10,7%, ЛДПР - 10,0%.  Значит, распределение мест должно выглядеть так: партия «Единая Россия» получит 290 мест, что несколько меньше текущего количества (сейчас - 315). КПРФ, напротив, увеличит количество мест  (67 мест, сейчас - 57). Больше мандатов также будет у  партии «Справедливая Россия» (48  против 38) и ЛДПР  (45 против 43).

Этот прогноз  построен на пересечении двух факторов: прогнозирование явки и прогнозирование голосования с использованием системы корректирующих коэффициентов, составленной с учетом мнения экспертов-политологов (до 10 экспертов).

 

 

20.07.2011

 

Следующий прогноз результатов парламентских выборов  ВЦИОМ представляет 20 июля 2011 года. Прогнозная методика ВЦИОМ основана на результатах всероссийских опросов и включает экспертную компоненту.  Итоговый прогноз строится на пересечении двух факторов: прогнозирование явки и прогнозирование голосования. Полученный результат корректируется с учетом мнения экспертов. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 18-19 июня 2011 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.  Экспертный опрос проведен 1-10 июля 2011 г. Опрошено 13 экспертов-политологов и социологов.

На 20-ое июля 69% россиян декларируют готовность принять участие в парламентских выборах в декабре 2011 года. Каждый четвертый респондент пока не планирует голосовать (25%). Однако, явка на выборы, если бы они состоялись в ближайшее воскресенье, составила бы 54%.

Россияне указывают, что не будут голосовать за «Яблоко» (36%), ЛДПР (34%), КПРФ (33%). За «Правое дело» не стали бы голосовать 20%, за «Патриотов России» 17%. Реже всего говорят о  партии «Единая Россия» (15%) и «Справедливая Россия» (14%). По мнению россиян, семипроцентный барьер на предстоящих выборах с большой долей вероятности преодолеют четыре партии: «Единая Россия» (в этом уверены 80%), КПРФ (47%), ЛДПР (40%), «Справедливая Россия»  (29%). Меньше шансов - у «Патриотов России», «Правого дела» (по 6%), «Яблока» (5%).

Итоговое распределение голосов (с перераспределением голосов партий, которые не прошли 7% барьер, в пользу победителей ) выглядит так:   «Единая Россия» (64,7%), КПРФ (16,3%), ЛДПР (10,9%), «Справедливая Россия» (8,1%). Распределение мест: «Единая Россия» получит 291 мандат (против 315). Увеличат  свое присутствие КПРФ (73 места против 57) и ЛДПР (49 мест, сейчас - 40). Незначительно изменится положение «Справедливой России» 37 мандатов (сейчас - 38).

Как можно заметить, цифры в прогнозах практически не изменились с апреля 2011.

 

24.11.2011

24 ноября 2911 года ВЦИОМ публикует данные о том, агитационные ролики каких партий привлекли наибольшее внимание россиян, и чьи именно ролики понравились зрителям больше всего. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 19-20 ноября 2011 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Агитационные ролики «Единой России» и ЛДПР видела почти половина россиян (по 47%). Несколько меньше внимания привлекли ролики КПРФ (38%) и «Справедливой России» (37%). Среди непарламентских партий лидер - «Яблоко» (23%), и в меньшинстве те, кто видел ролики «Патриотов России» (16%) и «Правого дела» (14%).

Наибольшее одобрение зрителей получили ролики «Единой России» (они понравились 32%). На втором месте - ЛДПР (27%), на третьем - ролики «Справедливой России» (25%). Далее с небольшим отрывом следует КПРФ (22%). Ролики непарламентских партий понравились сравнительно небольшому количеству россиян (5-8%).

Агитационные ролики большинства партий получили больше положительных, нежели отрицательных отзывов, исключение - «Яблоко»: о роликах этой партии зрители склонны отзываться скорее негативно (15%), нежели позитивно (8%).   

В этой публикации ВЦИОМ не даёт никаких прогнозы результатов выборов, а проводит исследование эффективности телевизионной рекламы.

 

25.11.2011

25 ноября 2011 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения представляет последний предвыборный прогноз. Прогнозная методика ВЦИОМ основана на результатах всероссийских опросов и включает экспертную компоненту.  Итоговый прогноз строится на пересечении двух факторов: прогнозирование явки и прогнозирование голосования. Полученный результат корректируется с учетом мнения экспертов. Прогноз рассчитан по результатам всероссийского опроса 19-20 ноября 2011 г. (опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России, статистическая погрешность не превышает 3,4%) и опроса 10 экспертов-политологов.

Электоральные рейтинги партий на 25 ноября выглядели так: 41% - у «Единой России», 10% - у КПРФ, 9% - у ЛДПР, 8% - у «Справедливой России». Рейтинги непарламентских партий не превышали 1%.

Подавляющее большинство россиян не сомневались в шансах «Единой России» преодолеть 7% барьер на выборах в Госдуму. Респонденты также уверены в КПРФ (59%), ЛДПР (57%), «Справедливой России» (47%). 

Информация о работе Социологическое сопровождение выборного процесса