Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:19, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть специфику социологического мышления Карла Маркса.
Задачи:
- выявить истоки формирования социологии Маркса;
- рассмотреть и изучить социологическое учение Маркса;
- значение его идей для последующего развития социологии.
Введение________________________________________________________ 3.
1. Идейно- теоретические истоки социологии Карла Маркса ____________ 4.
2. Материалистическое понимание истории __________________________ 7.
3 Социология классов и классовой борьбы___________________________ 12.
4. Теория социального развития_____________________________________ 15.
5. Теория отчуждения______________________________________________ 17.
Заключение _____________________________________________________ 20.
Библиографический список_________________________________________ 21.
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального
образования
Тульский государственный университет
Кафедра
социологии и политологии
Курсовая
работа по дисциплине «История социологи»
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
УЧЕНИЕ КАРЛА МАРКСА
Студент гр. 820471 Азербаева Н.А.
Научный руководитель канд. ист. наук, доц.
Мартынова
Т.М.
Тула 2008
Введение______________________
1. Идейно- теоретические истоки социологии Карла Маркса ____________ 4.
2. Материалистическое понимание истории __________________________ 7.
3
Социология классов и классовой борьбы________________________
4. Теория социального
развития______________________
5. Теория отчуждения____________________
Заключение
______________________________
Библиографический
список________________________
В курсовой работе анализируется социологическое учение К. Маркса, которое разрабатывалось в его исторических, экономических и публицистических трудах, является по сути социологическим и составляет вклад в развитие социологии как науки.
Цель данной работы: рассмотреть специфику социологического мышления Карла Маркса.
Задачи:
- выявить истоки формирования социологии Маркса;
- рассмотреть
и изучить социологическое
- значение его идей для последующего развития социологии.
Объект работы: содержание социологической концепции Маркса.
Предмет работы: основные положения его теории.
В данной
работе производится анализ таких трудов
К. Маркса: «К критике политической экономии.
Предисловие», «Манифест Коммунистической
партии» и «Экономико-философские рукописи
1844 года». Теоретико-методологическую
основу курсовой составляют выводы таких
исследователей, как Р. Арон «Этапы развития
социологической мысли»,С.П. Баньковская,
А.Б. Гофман, Ю.Н. Давыдов «История теоретической
социологии: Т.1.», А.Б. Гофман «Семь лекций
по истории социологии», Л.А. Козер «Мастера
социологической мысли. Идеи в историческом
и социальном контексте» и С.А. Кравченко
«Социология: парадигмы через призму социологического
воображения».
1. Идейно- теоретические истоки
Принято утверждать, что Маркс создал свою теорию на основе трех составных частей: немецкой классической философии, французской социалистической традиции и английской политической экономии. Это утверждение, однако, вряд ли отражает всю истину. Для Маркса были также важны, и другие направления мысли, в особенности идеи английских французских материалистов XVII- XVIII вв.
В частности, когда речь идет о немецкой классической философии, то следует подчеркнуть влияние двух ее представителей: Гегеля и Фейербаха. Гегель больше других мыслителей оказал влияние на стиль и метод научного, в том числе социологического, мышления Маркса. Когда Маркс поступил в Берлинский университет, Гегеля уже не было в живых, но дух его в университете господствовал по- прежнему. И Маркс, после очень короткого периода сопротивления, также поддался этому духу. Гегель повлиял на представления об объективных социальных законах, прокладывающих себе дорогу сквозь и через желания и действия отдельных людей, на идею прогрессивного развития как противоречивого процесса, на теорию отчуждения и на ряд частных идей Маркса.
Что касается Канта, то его реальное воздействие на Маркса сомнительно. Фундаментальные проблемы теории познания, поставленные Кантом, были обойдены Марксом с помощью материалистического постулата.
Из социалистов, оказавших наибольшее влияние на Маркса, следует отметить Сен- Симона. Учение о классовой борьбе, о решающем значении рабочего класса в современном индустриальном мире, акцент на главной роли промышленности и труда и, сверх того, на активизирующей роли социальной философии, которая призвана не только объяснить мир, но и изменить его,- все эти элементы оказали важное воздействие на формирование мировоззрения Маркса. Позднее Маркс усиленно отрицал это наследие в своем учении и рассматривал французских социалистов как «утопистов», которым он противопоставлял собственную «научную» версию социализма.
Влияние на Маркса и оказал Мозеса Гесса, участвовавший вместе с Марксом в кружке младогегельянцев. Он способствовал переходу Маркса от критического либерализма к анализу социальных отношений с позиций радикального социализма. Гесс первым соединил социализм с гегелевской философией. По Гессу, идеал социализма - реализация социальной сущности человека. Теорию отчуждения человеком своей собственной сущности в религии, разработанную Фейербахом, он расширил и применил к интерпретации различных социальных явлений. Он доказал, что над человеком в отчужденной форме господствует его собственные силы: бог- в религии, деньги – в экономике, государственная власть – в политике. Будущее социалистическое общество освободит человека от господства созданных им, но отчужденных от него сущностей. Во всех этих положения легко просматривается та теория отчуждения, которую вслед за Гессом разрабатывал Маркс.
Младогегельянцы в целом, а Л. Фейербах в особенности, обеспечили Маркса теми элементами теоретического оснащения, которые позволили ему сосредоточить внимание на изучении социальной системы - именно тех сложных социальных отношений, в которые вовлечены люди, а не мира бесплотных идей и духа.1
Но лишь в свои парижские годы Маркс полностью перешел на позиции социализма, благодаря непосредственному общению с его главными сторонниками и основательному чтению их произведений. С некоторыми из них он начал внимательно знакомиться еще в Германии (под влиянием Гесса и работы Л.Штейна «Социализм и коммунизм в современной Франции, 1842).
Находясь в Париже, Маркс обратился к анализу противоречий и битв в гражданском обществе, т.е внутри самих общественных структур. Именно во время пребывания в Париже он пришел к мысли, что «анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии». Экономисты – классики от Смита до Риккардо и Мальтуса во многом способствовали окончательному синтезированному формированию взглядов Маркса.
В последние годы жизни Маркс обратился к изучению этнографических исследований первобытных культур, в частности, работ Льюиса Моргана.
Необходимо
отметить и влияние естественных
наук на формирование социологии Маркса.
это относится к таким наукам,
как геология и биология. Именно
из геологии Маркс заимствовал термин
«формация» (об этом свидетельствуют,
в частности, его прямые аналогии между
общественными и геологическими формациями),
отчасти, вероятно, под влиянием Гегеля
и Фейербаха, которые ранее использовали
этот термин в его геологическом значении.
Из биологических идей и открытий, оказавших
воздействие на социологические воззрения
Маркса, следует подчеркнуть значение
понятия биологического организма, открытие
клетки и создание клеточной теории строения
организма, а также эволюционное учение
Дарвина, где Маркс увидел стимул развития
своих социальных теорий.
2.Материалистическое понимание истории
Главной в социальном учении К. Маркса является идея материалистического понимания истории. Впервые в истории социологической мысли эта идея исходит из того, что экономические отношения выделяются как структура общества.
В чем суть материалистического понимания истории в марксовой трактовке? Сущность нового подхода состояла в доказательстве определяющей общественное развитие роли экономического фактора. Маркс выделил в качестве главного вида общественных отношений отношения экономические, наиболее сильно влияющие на все остальные структуры жизни общества.
Сам Маркс в работе «К критике политической экономии (Предисловие)», опубликованной в Берлине в 1859г., изложил свою социологическую концепцию: «Общий результат, к которому я пришел и который послужил руководящей нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения- производственные отношения, которые соответствуют определенной ступни развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.
Не сознание
людей определяет их бытие, а, наоборот,
их общественное бытие определяет их
сознание. На известной ступени своего
развития материальные производительные
силы общества приходят в противоречие
с существующими
В этом фрагменте мы находим все важнейшие положения экономической интерпретации истории: