Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:37, контрольная работа
Введение
Вопросы о предмете науки — это вопросы о том, что и как изучать, чему и как учить в данной области знания и где границы компетентности специалиста. В исследовательской практике мы сталкиваемся с необходимостью пересечения границ предметной зоны. Но совершать такой переход можно двумя путями: легальным и контрабандным, соблюдая определенные правила или игнорируя их. В первом случае осознается сам факт пересечения границ и соответственно — потребность обратиться к понятийно-методическому аппарату смежной области знания или же необходимость привлечь специалистов в этой области. «Нелегальный» же переход грозит дилетантизмом, некомпетентностью. Такова логика современного разделения труда в науке, где углубление профессионализации сопровождается интеграцией в междисциплинарных связях и комплексных исследованиях общего объекта.
Актуальность данной темы объясняется тем, что представления о предмете социологии менялись на протяжении всей истории ее существования. Название этой науки было предложено французским ученым Огюстом Контом в 1838 г. Социология (фр. sociologos, от лат. cocietas - общество и греч. logos - теория, учение) - учение об обществе. Неопределенность предмета социологии была связана, во-первых, с изменением представлений об объекте науки, поскольку социология в разных странах формировалась и развивалась в различных общественных условиях, что предопределяло "социальный заказ", то есть спрос на исследование вполне определенных сторон социальной действительности; во-вторых, с развитием новых парадигм и изменением общих методических принципов социологического исследования. Поэтому прежде чем рассматривать, как социология определяет свой предмет, следует выяснить, что является объектом исследования социологии.
Правильный выбор предмета и объекта исследования для социологии имеет принципиальное значение, так как, с одной стороны, он очерчивает круг изучаемых проблем, а с другой - выступает структурообразующим моментом, который определяет характеристики средств и методов наблюдения, теоретический строй знания и одновременно методологический статус дисциплины в целом, ее место и роль в научной системе.
Цель данной работы: изучение предмета социологии в контексте научных дискуссий. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Раскрыть сущность современной социологии и охарактеризовать главный порок всех дискуссий о предмете социологии;
2. Определить объект и предмет социологической науки;
3. Дать сравнительный анализ социологии и социальной философии для определения предмета социологии;
4. Охарактеризовать предмет социологии в свете культурно-исторической традиции и социального запроса.
4
Предмет социологии
в свете культурно-
К середине XX века вполне определенно обнаружились две тенденции в развитии мировой социологии: европейская и американская. Европейская социология развивалась в тесной связи с социальной философией, а американская изначально формировалась как наука преимущественно о человеческом поведении. Социология в США ведет начало с Чикагской школы 20-х годов, хотя первые кафедры по социологии возникли в 90-х годах прошлого века.
Именно Чикагская школа, утвердившая метод наблюдения и другие формы полевых исследований, создала особый облик американской социологии.
К настоящему времени это, по преимуществу, проблемно-ориентированная поведенческая наука. Что же касается классической европейской социологии, то она не только тяготела к социально-философской традиции, но была к тому же предметно-ориентированной.
С середины XX века эти «чистые» линии в развитии мировой социологии стираются. В 20—40-х годах в США наряду с собственно американским направлением развития социологии влиятельным было и европейское, представленное прежде всего такими крупными теоретиками, как Т. Парсонс и П. Сорокин. Парсонс — последний американский социолог, проявлявший глубокий интерес к макросоциологической теории.
Сегодня этот интерес утрачен. Главные достижения американской социологии — многочисленные теории среднего уровня, особенно в таких областях, как теория организации, социальной структуры, малые группы, коллективное поведение, массовые коммуникации, социология труда и профессий, семьи. Ориентированная на решение конкретных социальных проблем, что вполне соответствует отечественному прагматизму, американская социология открыла новые области, ранее либо вовсе не изучавшиеся, либо остававшиеся на периферии более крупных предметных областей социологического исследования.
Это проблемно-прикладная ориентация, по свидетельству Н. Смелзера, получила сильнейший импульс в период Великой депрессии. К 30-м годам относятся классические труды по изучению безработицы и ее влияния на семью. Во время войны получили развитие исследования пропаганды и массовых коммуникаций, в 60-е годы — массовых движений (студенческие выступления, движение за гражданские права), а в наши дни исследования взаимоотношений полов и возрастных групп. В классику социологии вошли труды Г. Мюрдаля о расовых отношениях (40-е годы), которые дали толчок широкому направлению прикладных исследований в этой области.
В
наши дни наблюдается своего рода
«американизация» западноевропейской
социологии, которая в большей
мере сохраняет классическую
социально-философскую ориентацию. С одной
стороны, сказываются воздействие социальной
практики и необходимость «отработать»
субсидии, выделяемые на социологические
исследования частными организациями
и государством. С другой стороны, на европейскую
социологию оказывают
влияние далеко продвинутые проблемно-ориентированные
исследования, проведенные в США, на
основе которых развиваются традиционные
и возникают новые частносоциологические
концепции. Западноевропейская
социология движется в сторону проблемно-ориентированного
и преимущественно прикладного развития
своей предметной области.
Заключение
История становления и развития предмета социологии убеждает в том, что классическая парадигма макротеоретического социологического знания, традиционно присущая европейской социологии, в США под воздействием склонной к прагматизму социально-культурной ориентации и под влиянием прямого социального запроса модифицировалась в иную парадигму, суть которой — многообразие частносоциологических подходов к исследованию общества и социальных процессов. Начиная с 60-х годов, доминирующий интерес американской социологии перемещается в область комплексного изучения социальных проблем с использованием общесоциологического и частносоциологического теоретического знания. Аналогичный процесс в послевоенные годы захватывает западноевропейскую социологию. Макротеоретическая социология остается сегодня по преимуществу областью университетского обучения, нежели сферой активного научного интереса социологов.
Подводя итог сказанному выше, следует подчеркнуть, что социология -наука о социальном в различных его проявлениях, раскрывающая закономерности возникновения, функционирования и развития социальных образований различного уровня и отношений между ними.
Заключая
размышления о предмете социологии,
следует сказать, что
данное выше определение разумно в том
смысле, что адекватно отвечает
сегодняшнему состоянию научного знания
и социальному запросу. Было
бы заблуждением абсолютизировать это
определение, догматизировать
его. Возможны и, наверное, нужны другие
подходы.
Список использованной литературы: