Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:57, реферат
Структуру и характер научного содержания прогрессивной социологии нельзя понять без учета того, что кроме дифференциации по видам и аспектам исследовательской деятельности в социологии есть отличия меж принципиальными теоретическими подходами, характеризующими стратегию и направляющими ход исследования, другими словами дающими ответы на вопросы что, как и зачем исследуется. Данные отличия появляются в существовании внутри социологии конкурирующих школ и направлений исследования, обозначаемых по принадлежности к какой-нибудь концептуальной традиции: позитивистская социология, марксистская социология, опасная социология, интерпретативная социология, феноменологическая социология и т. п. Основой для становления и существования в социологии разных научных направлений считается приверженность социологов разным парадигмам.
Введение
Понятие парадигмы. Социология как мультипарадигмальная наука.
Структурный функционализм и системная теория.
Марксизм в социологии
Бихевиористские парадигмы
Заключение
Список использованной литературы.
План
Структуру и характер
научного содержания прогрессивной
социологии нельзя понять без учета
того, что кроме дифференциации по
видам и аспектам исследовательской
деятельности в социологии есть отличия
меж принципиальными
правлений считается приверженность социологов разным парадигмам.
Сначала, нужно показать,
что парадигма – это
Парадигма – это концепция, принятая в данном научном обществе в виде образца постановки и решения исследовательских задач.
В первый раз термин «парадигма» использовал в научный оборот американский философ и историк науки Томас Кун. В ставшей известной книге «Структура научных революций» (1962) Кун именовал парадигмами научные концепции, довольно беспрецедентные, дабы заинтересовать на длительное время категорию приверженцев и в то же время довольно открытые, чтоб новые поколения научных работников имели возможность в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида .Исходя из этого определения, можно признать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Порой под парадигмой понимают крупные теории или же категории теорий, а также всеми признанные заслуги в этой области науки. В истории физики, к примеру, Кун выделяет в качестве парадигм традиционные труды Аристотеля и Ньютона. Труды Аристотеля работали в Античности и Средневековье непререкаемым образцом постановки и решения трудностей при исследовании природных явлений, ну а в Новое время их заменили в виде образца труды Ньютона. Переход научного общества от одной парадигмы к другой лежит в основе научных революций. Увлеченные новой парадигмой научные работники получают новейшие средства исследования и изучают новейшие области. Но главнее всего то, что во время революций ученые видят новое и получают другие итоги даже тогда, когда употребляют простые приборы в сферах, которые они изучили ранее. Смена парадигмы приводит к тому, что научные работники видят мир их исследовательских проблем в ином свете. Можно даже сказать, что в последствии научной революции они столкнулись с другим миром.
Обстановка в прогрессивной социологии немного различается от модели становления науки, предложенной Куном. Оперируя данным им определением, можно выделить 3 основных показателя существования парадигмы:
1) присутствие неординарной
концепции, которая работает
2) наличие классиков, труды которых работают образцом разработки концепции и ее внедрения в исследовании точных явлений;
3) присутствие научного
общества, которое использует концепцию
и опирается на труды
В социологии присутствует сразу несколько научных направлений, характеризующихся этими 3-мя симптомами. На данном основании некоторые исследователи считают, что социология пребывает в кризисе, переживает период научной революции. Но другие исследователи считают, что одновременное существование большого количества парадигм не классифицируется свидетельством кризиса.
Нужно также отметить, что присутствие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно поделить на 3 значения: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Кроме этой классификации, присутствуют и иные.
Одной из самых известных
среди них считается
1) парадигмы социальных
факторов (структурный функционализм
и теория общественных
2) парадигмы социальных
дефиниций (символический
3) парадигмы общественного поведения (теории обмена и общественного действия).
В западной социологической мысли сейчас выделяется 5 ключевых парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, условный интеракционализм, этнометодология. Следовательно, на сегодняшний момент не присутствует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Но нужно остановиться подробно на характеристике более известных в социологии парадигмах.
Парадигма общественного
конфликта. Теория конфликта, основателем
которой считается Георг
Приверженцы этой теории оценивают инцидент как натуральное действо общественной жизни.
Его основой считается справедливо существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая посылы для становления общества.
Впрочем не многие конфликты играют в сообществе положительную роль, потому на государство возлагается функция контроля над инцидентами, дабы они не перерастали в состояние повышенной общественной напряженности.
Теория социального
обмена. Более интенсивно эта парадигма
развивалась американскими
Сущность парадигмы
заключается в том, что функционирование
человека в обществе основывается на
обмене разными общественными благами.
Взаимодействие меж субъектами социальных
отношений носит ценностно-
Эта концепция считается переходной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Конкретно в данном и содержится ее основная ценность.
Символический интернационализм.
Эта парадигма также
Социальный прогресс
рассматривается социологами
Этнометодология. Парадигма, узко связанная с символическим интернационализмом (она также основана на исследовании социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем. Основой этой парадигмы считается исследование смыслов, которые люди дают социальным действам.
Данная концепция появилась в следствии расширения методологической базы социологии и включение в нее способов исследования разных общин и простых культур и переводе их на язык процедур анализа передовых общественных и культурных явлений и процессов.
Неомарксистская парадигма.
Она развивалась рядом представ
Конечно, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Впрочем сегодня непосредственно они считаются основными в социологических исследованиях и построении социологических теорий. Особое внимание в прогрессивных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике становления личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.
Вообще нужно отметить, что в прогрессивной социологии чрезвычайно ярко проявляется направленность к плюрализму разных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического познания. Эта специфика остро ставит проблему исследования и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Данный факт позволяет говорить о социологии как о «мультипарадигмальной» науке.
Парадигмой науки называют систему ее начальных категорий, мыслей, положений, допущений и принципов научного мышления, позволяющую предоставлять непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и способы, на базе которых реализуются исследования.
У каждой науки есть собственные парадигмы. Большие научные открытия практически постоянно связаны со сменой парадигм, кардинальным переменой представлений об объекте и предмете науки, созданием новейших доктрин, объяснением новых понятий и их систем, исследовательских способов и упражнений.
В 1960-е гг. новое звучание
данному понятию дал
Следовательно парадигма - (1) краткое описание ключевых понятий, допущений, услуг, операций и проблем некоторой самостоятельной области знаний или же теоретического подхода; (2) в методологии - представления о предмете науки, ее основополагающих теориях и нестандартных способах, согласно с которыми организуется исследовательская практика научным обществом в конкретный исторический период.
Парадигма - одно из основных
понятий прогрессивной
Под дисциплинарной матрицей Т. Кун понимал, во-первых, принадлежность
ученых к определенной дисциплине и, во-вторых,
систему правил научной деятельности.
Наборы предписаний парадигмы состоят
из символических обобщений (законов и
определений основных понятий теории);
метафизических положений, задающих способ
видения универсума и его онтологию; ценностных
установок, влияющих на выбор направлений
исследования; «общепринятых образцов»
- схем решения конкретных задач, задающим
ученым методику решения проблем в их
повседневной научной работе.
П. Ансарт для французской социологии 60-80-х гг.
выделил четыре основные парадигмы: генетический
структурализм П. Бурдье, динамический
структурализм Ж. Баландье и А. Турена, стратегический
подход М. Крозье и методологический индивидуализм
Р.Будона. В них трансформировались и использовались
концепции О. Конта, А. Токвиля, Э. Дюркгейма,
П. Прудона, К. Маркса, М. Вебера и др. В психологии
примером парадигмы, надолго определившей
пути развития этой науки, является фрейдовская
теория психоанализа.
Иногда под парадигмами понимаются крупные теории, группы теорий или метатеории. Одна и та же парадигма может стать основой не одной, а ряда теорий, и разрабатываться представителями нескольких социологических школ. Каждая парадигма определяет угол зрения, стиль мышления ученого, его теоретический подход к изучению, интерпретации и оценке социальных фактов и требует выработки своеобразного категориального аппарата.
В отечественной литературе
термин «парадигма» стал употребляться сравнительно
недавно - раньше предпочитали использовать
такие понятия, как «научная школа» и «научное
направление». В качестве классификационного
приема эти понятия встречаются в сочинениях
отечественных социологов, опубликованных
в 70-е гг. Специалисты в области методологических
проблем социологии А.В. Кабыща и М.Р. Тульчинский
определяют парадигму как «совокупность
принципов и подходов, лежащих в основе
соответствующих теоретических и методологических
концепций, школ и направлений. В парадигму
может быть включена и совокупность методов,
развертывающих ее в целую систему соответствующих
исследовательских процедур. Сложная,
развитая парадигма, совокупность принципов
и подходов, границы которой не всегда
ясно сознаются, определяет структуру
модели изучаемого объекта и предмета».
В начале 80-х гг. термин «парадигма» был
использован В.А. Ядовым для характеристики
смены фундаментальных концепций отношения
к труду и основных этапов, через которые
проходила в своем развитии отечественная
социология труда.
Социологи считают социологию мультипарадигмальной наукой. «Социальную реальность» можно рассматривать с разных точек зрения, что не позволяет говорить о единой «социологической теории» как всеобъемлющей и признанной группе доказательств, обсуждение основных дисциплинарных проблем которой более или менее закончилось в духе общего консенсуса. Такой подход отражен, естественно, и в учебниках, приводящих отдельные подходы или парадигмы как более или менее изолированные теории, не связанные друг с другом.
Информация о работе Социология как мудьтипарадигмальная наука