Социология как мудьтипарадигмальная наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:57, реферат

Описание

Структуру и характер научного содержания прогрессивной социологии нельзя понять без учета того, что кроме дифференциации по видам и аспектам исследовательской деятельности в социологии есть отличия меж принципиальными теоретическими подходами, характеризующими стратегию и направляющими ход исследования, другими словами дающими ответы на вопросы что, как и зачем исследуется. Данные отличия появляются в существовании внутри социологии конкурирующих школ и направлений исследования, обозначаемых по принадлежности к какой-нибудь концептуальной традиции: позитивистская социология, марксистская социология, опасная социология, интерпретативная социология, феноменологическая социология и т. п. Основой для становления и существования в социологии разных научных направлений считается приверженность социологов разным парадигмам.

Содержание

Введение
Понятие парадигмы. Социология как мультипарадигмальная наука.
Структурный функционализм и системная теория.
Марксизм в социологии
Бихевиористские парадигмы
Заключение
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Социология как мультипарадигмальная наука.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

 

  1. Введение
  2. Понятие парадигмы. Социология как мультипарадигмальная наука.
  3. Структурный функционализм и системная теория.
  4. Марксизм в социологии
  5. Бихевиористские парадигмы
  6. Заключение
  7. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структуру и характер научного содержания прогрессивной  социологии нельзя понять без учета  того, что кроме дифференциации по видам и аспектам исследовательской  деятельности в социологии есть отличия  меж принципиальными теоретическими подходами, характеризующими стратегию и направляющими ход исследования, другими словами дающими ответы на вопросы что, как и зачем исследуется. Данные отличия появляются в существовании внутри социологии конкурирующих школ и направлений исследования, обозначаемых по принадлежности к какой-нибудь концептуальной традиции: позитивистская социология, марксистская социология, опасная социология, интерпретативная социология, феноменологическая социология и т. п. Основой для становления и существования в социологии разных научных на-

правлений считается  приверженность социологов разным парадигмам.

Сначала, нужно показать, что парадигма – это совокупность главных положений и основ, лежащих  в основе какой-нибудь теории, владеющих  особым категориальным аппаратом и  признающихся категорией ученных.

Парадигма – это концепция, принятая в данном научном обществе в виде образца постановки и решения  исследовательских задач.

В первый раз термин «парадигма»  использовал в научный оборот американский философ и историк  науки Томас Кун. В ставшей известной книге «Структура научных революций» (1962) Кун именовал парадигмами научные концепции, довольно беспрецедентные, дабы заинтересовать на длительное время категорию приверженцев и в то же время довольно открытые, чтоб новые поколения научных работников имели возможность в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида .Исходя из этого определения, можно признать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Порой под парадигмой понимают крупные теории или же категории теорий, а также всеми признанные заслуги в этой области науки. В истории физики, к примеру, Кун выделяет в качестве парадигм традиционные труды Аристотеля и Ньютона. Труды Аристотеля работали в Античности и Средневековье непререкаемым образцом постановки и решения трудностей при исследовании природных явлений, ну а в Новое время их заменили в виде образца труды Ньютона. Переход научного общества от одной парадигмы к другой лежит в основе научных революций. Увлеченные новой парадигмой научные работники получают новейшие средства исследования и изучают новейшие области. Но главнее всего то, что во время революций ученые видят новое и получают другие итоги даже тогда, когда употребляют простые приборы в сферах, которые они изучили ранее. Смена парадигмы приводит к тому, что научные работники видят мир их исследовательских проблем в ином свете. Можно даже сказать, что в последствии научной революции они столкнулись с другим миром.

Обстановка в прогрессивной  социологии немного различается  от модели становления науки, предложенной Куном. Оперируя данным им определением, можно выделить 3 основных показателя существования парадигмы:

1) присутствие неординарной  концепции, которая работает универсальным  прибором описания и обоснования  исследуемыхявлений;

2) наличие классиков,  труды которых работают образцом разработки концепции и ее внедрения в исследовании точных явлений;

3) присутствие научного  общества, которое использует концепцию  и опирается на труды классиков  при формулировке и решении  новейших исследовательских задач. 

В социологии присутствует сразу несколько научных направлений, характеризующихся этими 3-мя симптомами. На данном основании некоторые исследователи считают, что социология пребывает в кризисе, переживает период научной революции. Но другие исследователи считают, что одновременное существование большого количества парадигм не классифицируется свидетельством кризиса.

Нужно также отметить, что присутствие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все  социологические парадигмы можно поделить на 3 значения: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Кроме этой классификации, присутствуют и иные.

 

Одной из самых известных  среди них считается классификация  русского социолога Г. В. Осипова, который  выделял следующие категории социологических парадигм:

1) парадигмы социальных  факторов (структурный функционализм  и теория общественных столкновений);

2) парадигмы социальных  дефиниций (символический интеракционализм  и этнометодология);

3) парадигмы общественного  поведения (теории обмена и общественного действия).

В западной социологической  мысли сейчас выделяется 5 ключевых парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, условный интеракционализм, этнометодология. Следовательно, на сегодняшний  момент не присутствует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Но нужно остановиться подробно на характеристике более известных в социологии парадигмах.

Парадигма общественного  конфликта. Теория конфликта, основателем  которой считается Георг Зиммель, в социологии разрабатывалась несколькими исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), Мтр. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.

Приверженцы этой теории оценивают инцидент как натуральное  действо общественной жизни.

Его основой считается  справедливо существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет  в обществе стимулирующую функцию, создавая посылы для становления  общества.

Впрочем не многие конфликты  играют в сообществе положительную  роль, потому на государство возлагается функция контроля над инцидентами, дабы они не перерастали в состояние повышенной общественной напряженности.

Теория социального  обмена. Более интенсивно эта парадигма  развивалась американскими исследователями  Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном.

Сущность парадигмы  заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене разными общественными благами. Взаимодействие меж субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный  характер.

Эта концепция считается переходной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Конкретно в данном и содержится ее основная ценность.

Символический интернационализм. Эта парадигма также разрабатывалась  в рамках американских социологических  школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Причиной символического интернационализма считается заявление о том, что взаимодействие людей случается при помощи интерпретации знаков и символов.

Социальный прогресс рассматривается социологами как  выработка и перемена социальных значений, не имеющих жесткой причинной обусловленности, зависящих более от субъектов взаимодействия, нежели от беспристрастных обстоятельств.

Этнометодология. Парадигма, узко связанная с символическим  интернационализмом (она также основана на исследовании социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем. Основой этой парадигмы считается исследование смыслов, которые люди дают социальным действам.

Данная концепция появилась  в следствии расширения методологической базы социологии и включение в нее способов исследования разных общин и простых культур и переводе их на язык процедур анализа передовых общественных и культурных явлений и процессов.

Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом. Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое действо. Эта парадигма стала пересмотром основ марксизма и для начала стремлением аргументировать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на замену первому как главенствующему виду взаимоотношений прибывает универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

Конечно, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Впрочем сегодня непосредственно они считаются основными в социологических исследованиях и построении социологических теорий. Особое внимание в прогрессивных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике становления личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

Вообще нужно отметить, что в прогрессивной социологии чрезвычайно ярко проявляется направленность к плюрализму разных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического познания. Эта специфика остро ставит проблему исследования и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Данный факт позволяет говорить о социологии как о «мультипарадигмальной» науке.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие парадигмы. Социология как мультипарадигмальная наука.

 

Парадигмой науки называют систему ее начальных категорий, мыслей, положений, допущений и принципов  научного мышления, позволяющую предоставлять непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и способы, на базе которых реализуются исследования.

У каждой науки есть собственные  парадигмы. Большие научные открытия практически постоянно связаны  со сменой парадигм, кардинальным переменой представлений об объекте и предмете науки, созданием новейших доктрин, объяснением новых понятий и их систем, исследовательских способов и упражнений.

В 1960-е гг. новое звучание данному понятию дал американский физик и историк науки Томас  Кун (1922-1995), создатель книги «Структура научных революций», ставшей философским и социологическим бестселлером. Его энтузиазм к развитию научных доктрин и революций в науке образовался из рассуждений над какими-либо фундаментальными отличиями социальных и естественных наук. Он был потрясен числом и степенью несогласий среди обществоведов относительно фундаментальных принципов, на которых зиждилась их наука. Совершенно по другому обстоят дела в естественных науках. Хотя занимающиеся астрономией, физикой и химией вряд ли владеют наиболее конкретными и точными решениями, нежели специалисты по психологии, антропологи и социологи, они не затевают почему-то серьезных споров по фундаментальным задачам. Обследовав глубже это явное несоответствие, Кун ввел в научный оборот понятие парадигмы как концептуальной схемы, которая признается членами научного сообщества в виде базы их исследовательской деятельности и с данной позиции пересмотрел всю историю европейских наук.

Следовательно парадигма - (1) краткое описание ключевых понятий, допущений, услуг, операций и проблем некоторой самостоятельной области знаний или же теоретического подхода; (2) в методологии - представления о предмете науки, ее основополагающих теориях и нестандартных способах, согласно с которыми организуется исследовательская практика научным обществом в конкретный исторический период.

Парадигма - одно из основных понятий прогрессивной философии  науки, означающее совокупность убеждений, ценностей, способов и технических  средств, принятых научным сообществоми обеспечивающих существование научной традиции. Понятие парадигмы тождественно понятию научного сообщества: она объединяет членов научного общества, и, напротив, научное объединение состоит из людей, признающих парадигму. В большинстве случаев, парадигма обретает свое воплощение в учебниках или же в традиционных трудах научных работников и на почти все годы задает круг задач и способов их решения в какой-нибудь области науки. В целом понятие парадигмы шире понятия «отдельная теория»; парадигма сформировывает строй научной выдержки в определенное время. Составление общепринятой парадигмы считается показателем зрелости науки. Смена парадигм ведет к научной революции, т.е. полному или же частичному изменению составляющих дисциплинарной матрицы. Переход к новейшей парадигме диктуется не столько логическими, сколько ценностными и психологическими суждениями.

Под дисциплинарной матрицей Т. Кун понимал, во-первых, принадлежность ученых к определенной дисциплине и, во-вторых, систему правил научной деятельности. Наборы предписаний парадигмы состоят из символических обобщений (законов и определений основных понятий теории); метафизических положений, задающих способ видения универсума и его онтологию; ценностных установок, влияющих на выбор направлений исследования; «общепринятых образцов» - схем решения конкретных задач, задающим ученым методику решения проблем в их повседневной научной работе. 
П. Ансарт для французской социологии 60-80-х гг. выделил четыре основные парадигмы: генетический структурализм П. Бурдье, динамический структурализм Ж. Баландье и А. Турена, стратегический подход М. Крозье и методологический индивидуализм Р.Будона. В них трансформировались и использовались концепции О. Конта, А. Токвиля, Э. Дюркгейма, П. Прудона, К. Маркса, М. Вебера и др. В психологии примером парадигмы, надолго определившей пути развития этой науки, является фрейдовская теория психоанализа.

Иногда под парадигмами  понимаются крупные теории, группы теорий или метатеории. Одна и та же парадигма может стать основой  не одной, а ряда теорий, и разрабатываться представителями нескольких социологических школ. Каждая парадигма определяет угол зрения, стиль мышления ученого, его теоретический подход к изучению, интерпретации и оценке социальных фактов и требует выработки своеобразного категориального аппарата.

В отечественной литературе термин «парадигма» стал употребляться сравнительно недавно - раньше предпочитали использовать такие понятия, как «научная школа» и «научное направление». В качестве классификационного приема эти понятия встречаются в сочинениях отечественных социологов, опубликованных в 70-е гг. Специалисты в области методологических проблем социологии А.В. Кабыща и М.Р. Тульчинский определяют парадигму как «совокупность принципов и подходов, лежащих в основе соответствующих теоретических и методологических концепций, школ и направлений. В парадигму может быть включена и совокупность методов, развертывающих ее в целую систему соответствующих исследовательских процедур. Сложная, развитая парадигма, совокупность принципов и подходов, границы которой не всегда ясно сознаются, определяет структуру модели изучаемого объекта и предмета». 
В начале 80-х гг. термин «парадигма» был использован В.А. Ядовым для характеристики смены фундаментальных концепций отношения к труду и основных этапов, через которые проходила в своем развитии отечественная социология труда.

Социологи считают социологию мультипарадигмальной наукой. «Социальную реальность» можно рассматривать с разных точек зрения, что не позволяет говорить о единой «социологической теории» как всеобъемлющей и признанной группе доказательств, обсуждение основных дисциплинарных проблем которой более или менее закончилось в духе общего консенсуса. Такой подход отражен, естественно, и в учебниках, приводящих отдельные подходы или парадигмы как более или менее изолированные теории, не связанные друг с другом.

Информация о работе Социология как мудьтипарадигмальная наука