Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:57, реферат
Структуру и характер научного содержания прогрессивной социологии нельзя понять без учета того, что кроме дифференциации по видам и аспектам исследовательской деятельности в социологии есть отличия меж принципиальными теоретическими подходами, характеризующими стратегию и направляющими ход исследования, другими словами дающими ответы на вопросы что, как и зачем исследуется. Данные отличия появляются в существовании внутри социологии конкурирующих школ и направлений исследования, обозначаемых по принадлежности к какой-нибудь концептуальной традиции: позитивистская социология, марксистская социология, опасная социология, интерпретативная социология, феноменологическая социология и т. п. Основой для становления и существования в социологии разных научных направлений считается приверженность социологов разным парадигмам.
Введение
Понятие парадигмы. Социология как мультипарадигмальная наука.
Структурный функционализм и системная теория.
Марксизм в социологии
Бихевиористские парадигмы
Заключение
Список использованной литературы.
Наличия причинно-следственной связи в общественных процессах и явлениях. До Маркса социологи затруднялись выделить в сложной сети общественных явлений и отношений те основные, которые определяют, обуславливают (детерминируют) все остальные и не умели найти объективного критерия для такого выделения. Согласно марксистскому учению такими отношениями являются экономические (производственные), то есть, такие, которые возникают в процессе общественного производства. С точки зрения Маркса смена этапов общественного производства и является развитием общества.
Таким образом, принцип детерминированности общественной жизни препятствующем историческим развитием, принцип объективного характера социальной действительности и принцип первичной роли экономики являются основными принципами историко-материалистического истолкования сущности человека и общества в рамкам исторического учения. Сам термин исторический материализм указывает на две основные характеристики данного истолкования; назвав своё понимание сущности человека и общества историческим, К.Маркс и Ф.Энгельс показали его отличие от, современных им метафизических и статических взглядов на общество и его историю; назвав его материалистическим, они подчеркнули его отличие от идеалистической точки зрения на общество.
Согласно Марксизму, общественная
жизнь людей детерминируется
не только предшествующим историческим
развитием, но и определёнными общественно-
К. Маркс и Ф. Энгельс также внесли свой вклад в определение предмета общей социологии. Согласно их концепции, эта наука должна давать анализ действительной жизни людей, того, чем они на самом деле являются, а не того, какими они себя представляют. Классики марксизма ратовали за такую предметную определённость общей науки об обществе, когда её предметом являлось бы общество как совокупность практических отношений , которые складываются между людьми и которые связаны с “родовой сущностью” человека. В этой связи большое значение для правильного определения предмета общей науки об обществе, когда ее предметом являлось бы общество как совокупность практических отношений, которые складываются между людьми и которые связанны с «родовой сущностью» человека. В этой связи большое значение для правильного определения предмета общей науки об обществе имеют данные К. Марксом определения. 1) сущность человека, 2) труда, 3) природы, и 4) общества.
1. Рассматривая человека с
2. К. Маркс рассматривает труд, как сознательную деятельность человека по обмену веществ с природой. Он пишет: "Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственности жизни, он (человек) приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы… Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу". Согласно марксизму, труд создал не только человека, но и общество: оно возникло как результат взаимной связи людей в процессе труда и прежде всего в материальном производстве.
3. В домарксистской социологии все представления о природе, об отношении природы и общества относились в основном к одной из двух социологических теорий: идеалистической (природа и общество, в следствии своего качественного отличия не имеют никакой связи, абсолютно независимы друг от друга) и вульгарно – материалистической (общественные явления и процессы подчиняются законам, господствующим в природе). Марксистское пожимание отношения природы и общества представляет собой критику обоих теорий. Марксизм предполагает качественное своеобразие человеческого общества и природных сообществ, между которыми, тем не менее, существует связь. Нельзя только на основе биологических законов объяснить структуру и процесс развития законов человеческого общества, также как и сводится процесс исключительно к социальным факторам, полностью пренебрегая естественно – биологическими.
4. К. Маркс, говоря
о целесообразной трудовой
Для понимания взглядов К. Маркса на структуру общества, большое значение имеет то место из предисловия к работе и критике политической экономии, где он пишет: "В общественном производстве, во время своей жизни люди вступают в определенные необходимые, от их воли и зависящие отношения – производственные отношения , которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышаются юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни…
В этом отрывке можно найти все важнейшие положения марксистского понимания структуры общества, экономической интерпретации его развития:
1. Люди вступают в
определенные, необходимые, не зависящие
от их воли отношения,
2.Во всяком обществе
можно различить базис и
Средства труда, предметы труда и человек (способный к труду, со своим трудовым опытом и навыками) составляют производственные силы, которые вместе с производственными отношениями и составляет базис общества.
Социальную надстройку образуют остальные общественные явления, которые возникают непосредственно в сфере производства материальных благ. К таким явлениям относятся юридические и политические институты и формы общественного сознания людей (религия, философия, мораль, наука, искусство и т.д.).
Согласно материалистическому пониманию общества экономический базис определяет надстройку. Однако он не определяет все элементы надстройки в равной мере. В свою очередь и надстройка оказывает влияние на базис. Ф. Энгельс указывал, что влияние базиса является решающим лишь в конечном итоге.
3. В каждом исторически
данном обществе люди занимают
различные места в процессе
производства и имеют разные
отношения к средствам
Наблюдая за исторической реальностью, Маркс отмечал множество общественных групп, каждая со своим местом в общественной структуре, со своими интересами, но все они в конечном счете образуют два основных класса, отношение между которыми и определяют каждое общество. Эти два класса обладают двойственными характеристиками: 1) антагонизмом между классами, более выгодное положение в структуре общественного производства угнетающим и угнетаемым классом и 2) все социальные группы, занимающие промежуточное положение между двумя группами, отстаивающими абсолютно противоположные друг другу интересы, рано или поздно примкнут к одной из них, т.е. наблюдается стремление всех социальных групп к поляризации на два блока.
4. Согласно марксистскому пониманию развития общества, класс, который на данном историческом этапе занимает наиболее выгодное положение в системе общественного производства, т.е. угнетающий класс, вынужден каким-либо способом поддерживать свое господствующее, эксплуататорское положение. Таким способом, согласно Марксу, является политическая власть. Таким образом государство – организованное насилие одного класса для подавления другого.
5. Один из важнейших
постулатов марксизма
6. Марксистское понимание
движущих сил развития
На основе присущих им
способов производства выделяются пять
общественно-экономических
Первобытное общество |
Характеризуется присвоением природных благ |
Экусплуататорские общества |
Рабовладельческое общество |
Характеризуется рабством | |
Феодальное общество |
Характеризуется крепостничеством | |
Капиталистическое общество |
Характеризуется системой наемного труда | |
Коммунистическое общество |
Свободная ассоциация трудящихся |
Не экусплуататорское общество |
7. Согласно марксизму,
развитие общества (отдельных конкретных
обществ), т.е. смена формаций, осуществляется
через социальные революции.
Революционные фазы – те, когда общество меняется существенным образом вследствие изменения основного производственного отношения, выраженного в собственности на средства производства, т.е. происходит смена формаций.
Эволюционные фазы –
те, в ходе которых изменения происходят
в рамках некой общественно-
Реконструкция при истолковании социологии Маркса необходима и неизбежна, учитывая незавершенность и многозначность его творчества, слияние в нем различных научных дисциплин, а также научных и вненаучных компонентов. Но для того чтобы эта реконструкция могла быть более или менее адекватной, важно постоянно различать и разделять:
Информация о работе Социология как мудьтипарадигмальная наука