Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:57, реферат
Структуру и характер научного содержания прогрессивной социологии нельзя понять без учета того, что кроме дифференциации по видам и аспектам исследовательской деятельности в социологии есть отличия меж принципиальными теоретическими подходами, характеризующими стратегию и направляющими ход исследования, другими словами дающими ответы на вопросы что, как и зачем исследуется. Данные отличия появляются в существовании внутри социологии конкурирующих школ и направлений исследования, обозначаемых по принадлежности к какой-нибудь концептуальной традиции: позитивистская социология, марксистская социология, опасная социология, интерпретативная социология, феноменологическая социология и т. п. Основой для становления и существования в социологии разных научных направлений считается приверженность социологов разным парадигмам.
Введение
Понятие парадигмы. Социология как мультипарадигмальная наука.
Структурный функционализм и системная теория.
Марксизм в социологии
Бихевиористские парадигмы
Заключение
Список использованной литературы.
В этом контексте интересна работа Линды Молм, содержащая обзор основных критических выступлений против социального бихевиоризма и откликов на них.
Молм утверждает, что социальный бихевиоризм — это правомерная форма социологии, которая не так уж сильно отличается от других социологических теорий. Она упрекает и бихевиористов, и их оппонентов за искажение сущности вопроса: «Пытаясь обосновать бихевиористскую перспективу как сугубо специфический подход, ее сторонники стремятся подчеркнуть свои отличия от других теоретиков, но эти отличия время от времени исчезают в водовороте дебатов». По ее мнению, отличия эти «основаны скорее на недоразумениях, чем на фактах». Молм выделила три основные претензии к бихевиористской позиции.
Первая — что социальный
бихевиоризм является редукционистским,
поскольку он замкнут на индивидуальное
поведение. Это, с ее точки зрения,
неверно как в отношении
Если Хоманс и другие пуристы интересуются влиянием поведения одного индивида на поведение другого, то многие социологи-бихевиористы «спрашивают себя, как на отношение между поведением субъекта влияет отношение между их поведением и поощрением». Социальные бихевиористы не являются редукционистами, так как они интересуются структурой межличностных отношений, а значит, работают в сфере социологии. Структурные отношения — это не индивидуальные характеристики и не совокупности индивидуальных характеристик; это реальные переменные отношений.
Молм далее доказывает, что социальный бихевиоризм является практически даже менее редукционистским, чем другие социологические теории: «Учение социологов-бихевиористов о поведении диады или группы резко расходится с большинством современных социально-психологических теорий и многими структурно-социологическими концепциями, в которых единицей анализа является индивид, но при этом изучаются совокупные переменные, не связанные с отношениями. А социологи-бихевиористы, изучающие социальные случайности, изучают реальные структурные (хотя и микроструктурные) переменные».
Молм признает, что многие социологи становятся редукционистами, когда проводят эмпирические исследования, но она не считает это поводом для огульных обвинений всей теории в редукционизме.
Второе критическое
замечание в адрес
Третье критическое замечание в адрес социального бихевиоризма: он оперирует механической и бездушной концепцией социального субъекта. Молм протестует против этого обвинения, доказывая, что оперантное поведение не формируется автоматически; оно органично рождается, а не просто вызывается любым предшествующим стимулом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Появление парадигмы
в науке оказывает на развитие
последней революционное влияни
Если раньше, до появления понятия «парадигма», каждому исследователю, претендующему на получение степени доктора философии, при составлении программы своего исследования приходилось заново придумывать теоретическую модель, понятийный язык, методы и стандарты, то теперь учебники освободили его от необходимости подобной деятельности.
Парадигма обеспечивает студентов и будущих ученых готовой системой знаний, излагаемой в лекциях и на семинарах. У социологов, получающих заказы от бизнесменов или местных властей на проведение исследования, появляется уверенность в том, что оно обязательно завершится успехом.
Информация о работе Социология как мудьтипарадигмальная наука