Социология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 22:36, реферат

Описание

Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтингу наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемам ценовой политики, удовлетворенностью уровнем жизни и так далее. В регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но только ли этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……...2

1. Социология как наука и учебная дисциплина…………………………….……........2

1.1 Объект общественных наук и специфика предмета социологии…..2

1.2 Место социологии в системе наук об обществе……………….……….…...7

1.3 Отличие предмета социологии от предметов других наук об обществе.…10

1.4 Многообразие и эволюция подходов к определению предмета социологии в отечественной и зарубежной социологии………………………………………10

1.5 Структура (уровни) социологического знания……………………………..12

1.6 Типы социологических теорий, сновные функции социологии.....15

1.7 Методы исследования социальных наук……………………………..16

1.8 Основные законы и категории социологии……………………….…18

1.9 Социология в современной России: актуальные задачи……………….…..20

Заключение…………………………………………………………………………....…27

Список литературы………………………………………………………………….….27

Работа состоит из  1 файл

реферат по социологии по 1 теме..docx

— 61.32 Кб (Скачать документ)

                                        Содержание

                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Введение…………………………………………………………………………..……...2

1. Социология как наука и учебная дисциплина…………………………….……........2

    1.1 Объект общественных наук и специфика предмета социологии…..2

    1.2  Место социологии в системе наук об обществе……………….……….…...7

    1.3 Отличие  предмета социологии от предметов других наук об обществе.…10

    1.4 Многообразие  и эволюция подходов к определению  предмета социологии в отечественной  и зарубежной социологии………………………………………10

    1.5 Структура (уровни) социологического  знания……………………………..12

    1.6 Типы социологических теорий, сновные функции социологии.....15

    1.7 Методы исследования социальных наук……………………………..16

    1.8 Основные законы и категории социологии……………………….…18

    1.9 Социология в современной России: актуальные задачи……………….…..20

Заключение…………………………………………………………………………....…27

Список литературы………………………………………………………………….….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических  опросов населения по самым разнообразным  проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных  исследовательских центров изучают  общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтингу наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемам ценовой политики, удовлетворенностью уровнем жизни и так далее. В регионах проводятся свои специфические  социологические исследования, в  которых определяется удовлетворенность  населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами  студента». Все это внешний, лежащий  на поверхности уровень социологических  исследований, который создает образ  социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но только ли этим исчерпывается  предмет и задачи социологии? Что  представляет собой социология как  наука? 
 

    1. Объект общественных наук и специфика предмета социологии.

      Начнем  с этимологии. Термин «социология» - производное от двух слов: латинского слова societas – общество и греческого logos – слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология – наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Дж. Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей и так далее. Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

      Сначала уточним общие понятия объекта  и предмета.

      «Под  объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего  нас материального или нематериального  мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.»

      Таким образом, «объект познания – это  все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему  в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение  объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных  наук (физики, химии, биологии, психологии, экономики и так далее).» Когда  же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть  объективной реальности (город, деревня, человек, культура, организация и  так далее) берется не целиком, а  лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки.

      Предмет исследования существует только в голове исследователя, то есть полностью зависит  от самого знания и является его  частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта  и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделяемых нами сторон. По такой  логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько  предметов изучения. Например, каменное здание как объект, существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, строителя фундамента – с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании –  с точки зрения удобства внутренних помещений и так далее. Каждый может заинтересоваться и другими  сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет. В самом объекте  не содержится никакого предмета исследования. По словам Г.Щедровицкого, предмет исследования «может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом».Каждая наука  отличается от другой предметом. Свой предмет имеют физика и химия, биология и психология, экономика  и социология и так далее. Все  эти науки изучают природу  и общество, но каждая из них изучает  свою особую сторону или сферу, объективной  реальности, специфические только для  данной науки законы и закономерности этой реальности. При этом одна и  также сторона объективной реальности может быть объектом исследования многих наук. Так, физическая реальность –  объект исследования множества общественных и технических наук, социальная –  наук общественных и гуманитарных.

     Итак, в качестве объекта той или  иной науки всегда выступает определенная сфера объективного или субъективного  мира, в то время как предмет  любой науки является результатом  теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны  и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Таким  образом, объект той или иной науки  – это часть объективной или  субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются  только данной наукой, а предмет  науки – это результат исследовательских  действий.

     «Объект любой науки есть то, на что направлен  процесс исследования, а предметная ее область – те стороны, связи, отношения, составляющие объекта, которые подлежат изучению. Объект социологии – социальная реальность, и потому социология наука  об обществе. Но этого недостаточно для определения ее предмета. Это  лишь указание на объект исследования, который совпадает с объектом других общественных наук, будь то история, этнография, демография, право. Социология – наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном  организме.»

     Принять считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые  носят название социальных. Что же такое социальное? Социальное сточки зрения российского социолога Г.В.Осипова, - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении  друг к другу, к своему положению  в обществе, к явлениям и процессам  общественной жизни. Социальное явление  или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого  индивида или их группы (общности) –  независимо от того, присутствует ли при  этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие  друг на друга, способствуют тем самым  тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами  социологического исследования.

     Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских  действий, не может быть определен  столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории  существования этой науки менялось. Представители различных школ и  направлений высказывали и высказывают  различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

     Основоположник  социологии французский мыслитель  О.Конт считал, что социология –  это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э.Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом  социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

     С точки зрения знаменитого немецкого  социолога М.Вебера, социология –  это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение  по М.Веберу, - это отношение человека, иначе говоря, внутренняя или внешне проявляемая позиция, ориентированная  на поступок или воздержание т  него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его  с определенным смыслом. Поведение  считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

     В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы  и составляющих его структурных  элементов – личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое  распространение в нашей отечественной  литературе имеет следующее определение  социологии. Социология – это наука  об обществе как социальной системе  в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные  элементы: личности, социальные общности, институты. В учебном пособии  «Социология» (М.,: Мысль, 1990) Г.В.Осипова, написанном с марксистских методологических позиций, социология определяется как  наука об общих и специфических  социальных законах и закономерностях  развития и функционирования исторически  определенных социальных систем, наука  о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей  в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов.

Выделение предмета исследования из такого крупного и сложного предмета изучения, как  человеческое общество, стало основой  для выделения и самостоятельного развития ряда наук. Общество и человек  изучаются несколькими группами наук, имеющих сходный предмет  исследования. Так, предметом изучения экономических наук служат процессы производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления; политических наук – крупные общественные процессы, связанные с управлением и  функционированием института государства, образованием правительства,  распределением власти между различными общественными группами; предметом изучения исторических наук являются процессы изменений, происходящих в различных временных промежутках, и проблемы, связанные с происхождением отдельных социальных групп или обществ; поведенческие науки (психология и социальная психология) выделяют в объекте и изучают различные виды и формы поведения личностей, влияние на поведение психики человека, его социального окружения. Какое же место среди таких наук занимает социология? Каков ее предмет?

Для лучшего  понимания существа предмета социологии важно представить общество как  структуру, то есть не как простое  скопление индивидов, случайно взаимодействующих  друг с другом, а «как целое, состоящее  из определенным образом расположенных  упорядоченных частей, взаимодействующих  между собой в строго указанных  границах.»1 Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам. Наглядно иллюстрирует сущность системы связей между отдельными частями социальной структуры Г.Щедровицкий. Представим себе две дощечки, на которых в лунках расположены шарики, символизирующие части изучаемого нами целого. Если шарики расположены просто, без всякой связи, то есть наша система упорядочена организована, но ее части не взаимодействуют, то при изменении положения одного шарика, это никак не скажется на изменении положения остальных шариков. Но если положение шариков зафиксируем пружиной, то каждое изменение в положении одного из них неизбежно приведет к изменению позиций всех остальных шариков. Используя указанную механическую модель для анализа человеческого общества, можно прийти к выводу, что каждый индивид в нем занимает строго определенную позицию или имеет определенный социальный статус. Например, он может иметь статус директора, рабочего, президента, спортсмена и так далее В соответствии с этим каждый индивид состоит в социальных отношениях с другими индивидами (то есть находится в сложных системах взаимодействий и взаимозависимостях). Изменение этих отношений, а также положения индивида в обществе неизбежно влечет за собой изменение связей и положения других индивидов. Люди со сходными социальными статусами занимают в обществе близкие друг к другу места и образуют социальные общности (категории, группы, слои и так далее), в которых существуют наиболее прочные и устойчивые связи. Кроме того, в ходе совместной деятельности они бывают связаны с индивидами из других групп. Совокупность связей и взаиморасположения отдельных частей структуры в социальном пространстве определяют поведение людей, любой социальной единицы, входящей в социальную структуру. Позиции людей в социальном пространстве различаются в зависимости от обладания такими ресурсами, как средства, престиж, объем знаний и другими. Поэтому говорить о социальной структуре – значит говорить о социальном различии и неравенстве между людьми. Степень социальных различий и место каждого индивида в структуре определяются двумя основными параметрами: социальной дистанцией между статусами и числом индивидов, имеющих тот или иной статус.

Информация о работе Социология как наука и учебная дисциплина