Социология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 22:36, реферат

Описание

Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтингу наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемам ценовой политики, удовлетворенностью уровнем жизни и так далее. В регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но только ли этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……...2

1. Социология как наука и учебная дисциплина…………………………….……........2

1.1 Объект общественных наук и специфика предмета социологии…..2

1.2 Место социологии в системе наук об обществе……………….……….…...7

1.3 Отличие предмета социологии от предметов других наук об обществе.…10

1.4 Многообразие и эволюция подходов к определению предмета социологии в отечественной и зарубежной социологии………………………………………10

1.5 Структура (уровни) социологического знания……………………………..12

1.6 Типы социологических теорий, сновные функции социологии.....15

1.7 Методы исследования социальных наук……………………………..16

1.8 Основные законы и категории социологии……………………….…18

1.9 Социология в современной России: актуальные задачи……………….…..20

Заключение…………………………………………………………………………....…27

Список литературы………………………………………………………………….….27

Работа состоит из  1 файл

реферат по социологии по 1 теме..docx

— 61.32 Кб (Скачать документ)

Важным  моментом в определении предмета социологии является следующее: при  изучении социальных структур нужно  помнить, что их составляют люди, активно  действующие индивиды, способные  в результате совместных действий изменять положения отдельных частей структуры  относительно друг друга, уровень ограничения  поведения и степень свободы  каждой части, а также характер взаимоотношений  отдельных структурных элементов. Для того чтобы социальные структуры  сохранялись в том же виде и  не распадались, людям приходится совершать  множеств совместных однонаправленных действий, подчиненных соответствующим  социальным законам. Эта динамическая сторона предмета социологии также  должна учитываться при проведении социологических исследований и  построении социологических теорий. 
 

    1.2  Место социологии в системе наук об обществе.

    Социология  занимает, благодаря своей универсальности  центральное положение среди  социальных наук. Социология специализируется, «проникает» во все области жизни, где социальные действия и социальное поведение человека является ведущим и определяющим фактором .

    Итак, определяя место социологии в  системе гуманитарных наук, необходимо подчеркнуть, что она как система  знаний не может развиваться и  выполнять свои функции без взаимодействия с другими науками об обществе. В то же время социология является специфической наукой об обществе, включает в себя социологическую  теорию, которая может использоваться другими гуманитарными науками .

    В самом общем виде объектом социологии как науки является общество как  целостный социальный организм, как  социальная система, как исторически  развивающаяся форма совместной жизнедеятельности людей. Она изучает определённую сферу действительности, имеющую относительную завершённость, наиболее общие свойства и закономерности, присущие всем социальным явлениям. Известно, что каждый из объектов «расчленяется» науками на отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и развития. Теоретики трактуют предмет социологии по-разному. Э. Дюркгейм, например, определяет социологию «как науку об институтах, их генезисе и функционировании». По мнению Г. Зиммеля, «предмет социологии заключает в себе… отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчинёнными  и  бесконечное  число  других  вопросов».

    П. Сорокин предлагает следующее определение: «Социология изучает явления  взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие  из этого процесса взаимодействия, - с другой».

    Свое  понимание предмета социологии дают Ю.Волков и И.Мостовая. Их точка зрения заключается в том, что «социология  – это познание ассоциированных (совместных) форм человеческой жизнедеятельности, или социальных организаций». Понятие  организации, или социальной общности, может трактоваться и как глобальное (мировое) сообщество, и как общество в его традиционном смысле (национальное сообщество), и как микросообщество (социальная группа, секта, клан). 

    С.Фролов полагает, что социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие  в данных структурах. В понятие  социальной структуры он вводит взаимное расположение индивидов и групп  в обществе, их взаимосвязи, действия и взаимодействия, осуществляемые как  на основе межличностного общения, так  и с помощью средств массовой информации. Под условиями существования  социальных структур автор понимает прежде всего окружающую среду и  культуру. Социальные процессы представляют собой динамику развития общества и  охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая  его функционирование и развитие.

    В.Н. Ковалёв рассматривает предмет  социологии как познание социальных отношений людей, которые с наибольшей полнотой и конкретностью раскрывают специфику механизмов взаимосвязи  и взаимодействия между общностями и индивидами.

    Попытку дать развёрнутое определение предмета социологии на основе уже существующих разработок предпринял российский учёный В. Ядов. На его взгляд, социология –  это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей  и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, социальных отношениях, взаимосвязи  и взаимодействии между многообразными социальными общностями, между личностью  и общностями, а также о закономерностях  социальных действий и массового  поведения.

    Исходя  из анализа сложившихся подходов к определению объекта и предмета социологии, можно прийти к следующему выводу. Что касается объекта социологии, то учёные выработали более-менее общий  взгляд на его определение. В отношении  же предмета социологии в науке существует большое разнообразие трактовок. Согласно сложившейся традиции при определении  предмета социологического познания выделяются ключевые социальные явления. Обычно к  ним относятся человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т.д.

    Общество  объективно состоит из различных  социальных общностей. Это имманентная, то есть свойственная черта любого человеческого объединения, обусловленная  многими общими, специфическими факторами. Между социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной личностью не только могут, но и реально возникают  многообразные отношения. Любые  отношения, обуславливающие то или  иное социальное явление, подчиняются  действиям определённых закономерностей  или тенденций. Они и составляют основной предмет изучения социологии.

    С появлением социологии открылись новые  возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания её жизненных  целей, интересов, потребностей. Причём социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Это позволяет  понять и объяснить причины социального  поведения или взаимодействия социальных общностей, групп, индивидов и их результаты. Тем более, что в современных  условиях многие люди испытывают чувство  страха, которое вызвано их неумением  разобраться в сложных проблемах  жизни, в социальных явлениях. Это  препятствует их созидательной деятельности. Цель социологии состоит в том, чтобы  помочь людям изменить в лучшую сторону  общество, в котором они живут . 
 

1.3 Отличие предмета социологии от предметов других наук об обществе.

      Одни  социологи рассматривают общество как структурированную систему, другие – как совокупность взаимодействующих  индивидов, одни изучают материальные факты, другие – символы. Согласно определению Р. Парка и Э. Берджесса, социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение. Социология пытается постичь поведение человека, детерминируемое прежде всего культурой, бытом, социальной организацией и другими подобными факторами. При этом, естественно, в поле зрения исследователя, попадают различные причинные связи, отношения и зависимости, то есть социологическое поведение изучается в динамике.

      Хотя  социология обращает внимание и на индивида, однако центральными объектами  ее исследования являются социальные группы и группировки, а также  социальные процессы. Социология описывает  и рассматривает среди прочего  модели социальных ценностей, социальных изменений, религиозного поведения  и семейной жизни.

     Наконец, конкретные социологические исследования. Они проводятся в рамках многих общественных и гуманитарных наук с целью получить оперативные данные о тех или  иных процессах общественной жизни  или же выявить отношения людей  к этим процессам. Социология разрабатывает  технику и методику подобных эмпирических исследований, обработки их результатов. Тем самым она способствует тому, чтобы данные исследования, в какой  бы области научного знания они ни проводились, позволяли получать наиболее адекватные сведения об изучаемых явлениях и процессах. Это дает возможность  не только всесторонне рассматривать  отдельные явления общественной жизни, располагая оперативной информацией, но и более конкретно раскрывать их место и роль в той или  иной социальной системе и обществе в целом, выявлять взаимодействие макро- и микропроцессов в жизни общества. 
 

1.4 Многообразие и эволюция подходов к определению предмета социологии в отечественной и зарубежной социологии.

     Основные  вехи развития социологии. С середины 19 в. исчисляется первый этап в ее развитии – этап формирования научных  основ социологии. Поиск основополагающих идей шел широким фронтом: если О.Конт говорил о возможностях познания общества при помощи «социальной физики» (он уподоблял общество природе и поэтому считал возможным познание социальной жизни при помощи естественных законов или окрытия им подобным), то социально-биологическая школа и ее основатель Г.Спенсер сравнивали общество с развитием живого организма, ратуя за использование биологических законов при их познании. В этом же веке поиск сущности социологии вела и социально-психологическая школа: Г.Тард, Г.Лебон, Ф.Теннис, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев, Е.В.Де Роберти основное внимание сосредоточили на проблемах личности, которую они рассматривали как единство биологического и социального начала в человеке, а общественную жизнь представляли как особое проявление мировой энергии. Во второй половине 19 в. большой популярностью пользовалось географическое направление в социологии, идеи которого нашли наиболее полное воплощение в трудах Э.Реклю, Ф.Ратцеля, Л.И.Мечникова, отстаивавших представления о решающем влиянии географической среды на развитие общества и личности. В этот же период окрепла и пробрела значительное влияние марксистская концепция в социологии, видными представителями которой были К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и до определенного времени П.Б.Струве, А.А.Богданов и М.И.Туган-Барановский. В основе этой концепции – решающее влияние социально-экономических отношений на процесс взаимодействия различных классов и роли революционной борьбы в решении всех социальных конфликтов. Кроме того, в России заявило о себе социально-правовое направление, представленное Н.М.Коркуновым, Л.И.Петражицким, П.И.Новгородцевым, Б.А.Кистяковским и Б.Н.Чичериным, которые придавали большое значение власти, нормативно-этическим взаимоотношениям в обществе. Они анализировали процессы господства и подчинения, обращая особое внимание на роль государства в решении социальных проблем.

     Второй  этап в развитии социологии, который  часто называют классическим, представлен  трудами французского ученого Э.Дюркгейма, немецких исследователей М.Вебера, Г.Зиммеля. Они претендовали на иное видение  социологии – не на «всезнайство»  об обществе, а на изучение важнейших  компонентов общественной жизни: социальных фактов (Э.Дюркгейм), политических и  экономических явлений (М.Вебер), социальных закономерностей (Г.Зиммель). Именно они  положили начало поиску новых подходов, в т.ч. и эмпирических, к определению  объекта и предмета социологической  науки, которые также развивались  В.Парето, Г.Моска, У.Дильтеем, П.А.Сорокиным, З.Знанецким и другими крупнейшими  представителями социологической  мысли первой половины 20 века.

    Эти поиски продолжались в течение всего 20 в. и привели к третьему, современному этапу в развитии социологии, который  представлен следующими основными  школами в социологии. 
 

    1.5 Структура (уровни) социологического  знания.

    Социология  является дифференцированной и структурированной  системой знания. Система – упорядоченная  совокупность элементов, взаимосвязанных  между собой и образующих некоторую  целостность. Именно в четкой структурированности  и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация  науки, характеризующая ее как самостоятельную. Социология как система включает в себя следующие элементы:

    1) социальные факты – научно  обоснованные знания, полученные  в ходе исследования какого-либо  фрагмента реальности. Социальные  факты устанавливаются посредством  других элементов системы социологии;

    2) общие и специальные социологические  теории – системы научного  социологического знания, направленные  на решение вопроса о возможностях  и пределах познания общества  в определенных аспектах и  развивающиеся в рамках определенных  теоретико-методологических направлений;

    3) отраслевые социологические теории  – системы научного социологического  знания, направленные на описание  отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных  социологических исследований, обеспечение  истолкования эмпирических данных;

    4) методы сбора и анализа данных  – технологии получения эмпирического  материала и его первичного  обобщения.

    Однако  помимо горизонтальной структуры, системы  социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.

1.Теоретическая  социология (уровень фундаментальных  исследований). Задачей является  рассмотрение общества как целост-ного  организма, раскрытие места и  роли социальных связей в нем,  формулировка основных принципов  социологического познания, основных  методологических подходов к  анализу социальных явлений.

    На  этом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность  с различными сторонами общественной жизни.

2. Специальные  социологические теории. На этом  уровне располагаются отрасли  социального знания, имеющие своим  предметом исследование относительно  самостоятельных, специфических  подсистем социального целого  и социальных процессов. 

Информация о работе Социология как наука и учебная дисциплина