Социология как наука: структура и уровни социального знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:24, лекция

Описание

Социология как самостоятельная наука появилась в 30-е гг. 19в. Ее родоначальником считается французский ученый Огюст Конт.
Он предложил создать новую науку, которая изучала бы общество и была столь же достоверной и объективной, как и естественные науки.
В его понимании она была равнозначна всему обществознанию.
Однако по мере накопления знаний, она постепенно теряла статус универсальной теории общества.
От нее отделились политология, правоведение, этика и др. науки.

Работа состоит из  1 файл

Социология(лекции).doc

— 278.50 Кб (Скачать документ)

 

 

43. Теория социальной  стратификации

 

Одной из основных характеристик  общества является наличие в нем  социального неравенства. Для описания неравенства в социологии используют теорию социальной стратификации.

Социальная  стратификация – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев: бедных, зажиточных, богатых.

Страта – слой людей, имеющих сходные показатели по основным критериям стратификации.

Критериями  выделения страт являются:

- объективные

- субъективные

Объективные критерии – уровень дохода, объем власти, уровень престижа, образование.

Субъективные – самоотнесение себя к той или иной страте.

В науке известны 4 главных типа в стратификационных систем:

1. рабство

2. кастовая  система

3. сословная  система

4. классовая  система

Рабство существовало в Древнем мире (Др.Греция, Др.Рим). Здесь все члены общества делились на свободных граждан, обладающих всеми политическими и экономическими правами и рабов. Рабы были юридически закабалены, т.е. лишены всех прав.

Кастовая  система сложилась в Др. Индии на основе этнических различий. Каста – замкнутая группа, членством в которой человек обязан своим рождением. Переход из одной касты в другую был невозможен. Каждая каста имела свою профессию, браки заключались внутри касты.

Сословная система сложилась в Ср.века в период феодализма. Сословие – большие, замкнутые группы, обладавшие закрепленными юридическими правами, привилегиями и обязанностями. Переход из одного сословия в другое был практически невозожен.

В Зап. Европе в 13в. было 3 сословия:

- духовенство

- дворянство

- горожане, купцы,  ремесленники, крестьяне

В России в 18в. было 5 сословий:

- дворянство

- духовенство

- купечество

- мещанство  (городские средние слои)

- крестьянство

Классовая система юридически никак не закреплена. Она складывается в Зап. Европе с конца 18 – начала 19вв. после буржуазных революций и связана с развитием капитализма.

 

44. Метод экспертной  оценки в социологическом исследовании

 

В ходе массового опроса источником социологической информации, дающей оценку объекту исследования выступают представители этого  же объекта.

Однако на практике могут  возникнуть ситуация, когда для оценки к-л явления не возможно выделить объект, и соответственно, использовать его в качестве источника информации.

Чаще всего это связано  с попытками прогнозирования  изменений к-л социального явления процесса, дать объективную оценку деятельности и качества людей, по которым их самооценка может оказаться искаженной.

Подобная информация может исходить только от компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте  исследования.

На 1-ом этапе их отбора используются два  признака:

- род занятий

- стаж работы  по интересующей проблеме

Центральная из всех критериев отбора экспертов – их компетентность.

Для её определения применяются 2 метода:

- Самооценка

- Коллективная  оценка авторитетности экспертов.

При отборе экспертов  при самооценке возникает проблема её завышения. Но группы с высокой  самооценкой ошибаются меньше других.

Метод коллективной оценки применяется для формирования групп  экспертов тогда, когда они знают  друг друга как специалисты. Это  характерно для ученых, творческих деятелей, экономистов, политиков.

Опросы компетентных лиц именуются экспертными. А результаты опросов – экспертными оценками.

Можно выдвинуть 2 основные функции метода экспертной оценки:

  1. Оценка состояния
  2. Прогноз тенденции развития различных явлений и процессов.

Отличие экспертной оценки от массовых опросов заключаются в стремлении к согласованию единообразную суждений, оценок, высказанных экспертами.

Основной инструментарий экспертных опросов анкета и интервью, разработанные по специальной программе.

Опрос экспертов не столь  детализирован и носит преимущественно  концептуальный характер. Здесь рассматриваются в виде гипотез возможные варианты развития того или иного явления.

Процедура опроса может быть очной или заочной.

Одна из наиболее простых  форм – обмен мнениями.

Оптимальное число экспертов  «круглого стола» -20-25 чел. Эта группа формируется по определенному правилу и должна включать подгруппу «генераторов идей», подгруппу «регуляторов»; «селекторов», «стимуляторов», которые формируют новые предложения и стимулируют «генераторов идей»; «президиум круглого стола».

Обсуждение может происходить в несколько туров, пока не удастся выработать более или менее согласованную оценку.

Часто применяется метод  экспертного прогноза, как «дельфийская техника». Он заключается в выработке  согласованных мнений путей многократного  повторения опроса одних и тех же экспертов. После первого опроса подводятся его итоги и сообщаются участникам.

Затем проводится новый  опрос, в ходе которого участники  либо подтверждают свою точку зрения, либо изменяют оценку. Так повторяется 3-4 раза. В ходе подобной процедуры вырабатывается согласованная оценка.

Конечно, и экспертная оценка не истинна в последней  инстанции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Виды и  формы протекания социальных  конфликтов в современной России

 

Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества -  социально-экономическая, политическая, сфера межнациональных отношений.

Трудовые  конфликты часто являются реакцией на перекосы в экономической и социальной политике правительства, на его неумение осознать последствия принимаемых решений. Основное содержание конфликтов в социально-экономической сфере связано с перераспределением собственности и становление рыночных отношений.

Большое число конфликтов в экономической сфере связано еще и тем, что в стране до сих пор отсутствует четкая законодательная база решения трудовых споров.

Конфликты в социально-политической среде – это конфликты по поводу перераспределения власти, доминирования, влияния, авторитета.

Политические  конфликты – нормальное явление. Существующие в обществе партии, движения, их лидеры имеют свои представления о выходе их кризиса и обновлении общества. Это находит свое отражении в программах. Но они не могут их реализовать о тех пор, пока находятся вне сферы власти.

Заметное место занимают межнациональные, межэтнические конфликты. В основе их лежит борьба за права  и интересы этнических и национальных групп. Часто эти конфликты связаны со статусными и территориальными претензиями. Суверенитет народа или этнической группы выступает доминирующей идеей в конфликте.

Наиболее открытой формой выражения конфликта могут быть разного рода массовые действия: предъявление требований к власти со стороны недовольных социальных групп; использование общественного мнения в поддержку своих требований, прямые акции социального протеста. (митинги, демонстрации, голодовки, забастовки).

 

 

 

 

 

 

 

 

46. Социальные  институты и организации

 

Одним из видов социальных связей, имеющих наиболее важный характер являются социальные институты.

Социальные  институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечивать удовлетворение основных потребностей личности, социальной группы, общества в целом.

Его отличают следующие черты:

  1. постоянное и прочное взаимодействие между участниками
  2. четкое определение прав, функций и обязанностей
  3. наличие регламентации и контроля
  4. наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов

Образование социального института проходит несколько последовательных этапов:

  1. формирование общих целей
  2. появление социальных норм и правил
  3. появление особых процедур, связанных с нормами и правилами
  4. принятие норм, правил, процедур
  5. установление системы санкций за их поддержание
  6. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института

Социальные институты могут быть формальными и неформальными.

Формальные  социальные институты имеют общий признак – взаимодействие между его субъектами осуществляются на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов.

Неформальные  институты не имеют таких четко оговоренных правил. Взаимодействие осуществляется на основе межличностных доверительных отношений  и связи (дружбы и внебрачные сожительства).

Социальные институты  по типу потребления задач, которые  они решают можно выделить:

1) экономические  институты, связанные с производством, распределением материальных ресурсов, продуктов.

Выделяют: - институты  собственности; - рынок; - институт трудовой деятельности; - институт денежного  обращения

2) политические  институты, связанные с борьбой за власть, ее осуществление и распределение.

Относятся: - государство; - армия; - партия; - обществ. организации  и др.

3) институты  культуры и социализации, включающие в себя форму взаимодействия по поводу создания, распределения культуры и социализации новых поколений.

Включают в себя: - семья; - наука; - образование

Развитие общества идет через социальные институты. Многообразие институтов, их развитость – верный критерий зрелости общества.

Социальная  организация – система отношений, объединяющая к-л число элементов для достижений общей цели.

Социальные  организации имеют ряд общих  черт:

- они созданы для достижения определенных целей

- члены организованны  распределены по иерархичной  лестнице соответственно своим  ролям и статусам.

Организации бывают формальными (бюрократическими) и неформальными (спонтанно сложившиеся система социальных связей и взаимодействий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социология как наука: структура и уровни социального знания