Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:24, лекция
Социология как самостоятельная наука появилась в 30-е гг. 19в. Ее родоначальником считается французский ученый Огюст Конт.
Он предложил создать новую науку, которая изучала бы общество и была столь же достоверной и объективной, как и естественные науки.
В его понимании она была равнозначна всему обществознанию.
Однако по мере накопления знаний, она постепенно теряла статус универсальной теории общества.
От нее отделились политология, правоведение, этика и др. науки.
В своем развитии люди нередко застывают на подступах к автономной морали. В этом сказывается как развитие их интеллектуального уровня, так и социокультурная среда, в которой они живут, тонус нравственной и деловой жизни.
Процесс обретения социальных норм, усвоения новых ролей не имеет возрастных границ. Обычно в социализации выделяют первичную социализацию до совершеннолетия и вторичную – в зрелом возрасте. Процесс освоения новых социальных ролей называется ресоцианализацией. Иногда еще выделяют десоцианализацию, т.е. процесс утраты социальных качеств, свойств личности.
14. Концепция
социального плюрализма
Крупнейшим российским ученым социологом был М.М.Ковалевский. Его основные работы – «Социология в 2-х томах; «Современные социологии».
Его именем было названо
в 1916г. Русское социологическое
Для Ковалевского социологическая наука об организации и эволюции общества. Она решает 2 задачи:
Во многом он продолжил Конта. Был противником субъективизма и главным в социологии считал сравнительно-исторический метод.
Центральное место в его теории занимала концепция социального прогресса.
Суть его он видел в расширении сфер солидарности людей в замене социальных битв гармоний и дружбой людей.
Солидарность считал нормой, а классовую борьбу отклонением от нее.
Признавая возможность революции, он полагал и считал ее продвижением общества вперед в противоестественной форме.
Ковалевский считал, что все общества проходят одни и те же стадии развития, так одни вырываются вперед, а другие отстают.
В своих исследованиях он старался учитывать многообразие факторов общественного развития:
- экономические
- психологические
- биологические
-географические
-демографические и др.
При этом их роль и значение на каждом из этапов различны. Это дает основание причислять его к плюралистическому направлению в социологии.
15. Бюрократия как социальный слой
Бюрократия (по Максу Веберу) – это канцелярия власти.
Во-первых это система управления власти, которая обеспечивает общество особым слоем людей, обслуживающих власть, государственные институты, специфическими профессиональными функциями.
Черты:
16. Опрос как основной вид социологического исследования
Одним из основных методов исследования является опрос.
Он проводится в двух основных видах:
- интервью
- анкетирование
интервью – тоже анкетирование, только вопросы задает интервьюер, при этом он может учитывать реакцию респондента, уточнить вопрос.
Интервью – очень трудоемкая процедура, требующая значительного психологического напряжения. В этом состоит ограниченность метода. Обычно интервью продолжается 40-50 мин. В день один интервьюер может опросить 8-10 человек.
Виды интервью:
1) свободное – не имеет четкого плана
2) глубинное – выясняет причины появления данных фактов
3) фокусированное (направленное) – предполагает изучение общественного мнения относительно конкретной ситуации, факта.
Проведение интервью требует соблюдение условий.
Лучше всего его проводить не на рабочем месте.
При этом не должно присутствовать третье лицо.
Исследования показали, что респонденты более доверяют женщинам, чем мужчинам интервьюерам.
Анкетирование сочетает в себе:
- массовость
- точность
- выразительность результатов, возможность их сопоставления.
Оно сохраняет анонимность и независимость опрашиваемого. Обычно анкета насчитывает 30-40 вопросов. Они подчинены единой логике исследования. Вопросы различаются:
1) по содержанию (о событиях, фактах, мотивах, оценках, мнениях)
2) по функциям (основные, контрольные, контактные, фильтрующие)
3) по структуре (открытые и закрытые)
открытые дают возможность респонденту самому сформулировать ответ, а закрытые вопросы предполагают сделать выбор из предложенных вариантов ответа.
Вопросы должны быть четко и лаконично сформулированы, понятны респонденту, и не подсказывать ответ.
Особенностью социологических исследований является изучение интенсивности проявлений мнений и суждений респондентов.
Для этого существует
специальная процедура –
17. Семья как социальный институт
В социологии отмечают, что семья носит двойственный характер. С одной стороны, ее определяют как социальный институт, призванный удовлетворять личные и общественные потребности, а с другой стороны, это малая социальная группа, основанная на кровном родстве, браке, совместном проживании и ведении домашнего хозяйства.
Это определение охватывает
основной тип семьи, а те семейные
объединения, где отсутствует один
из указанных признаков, попадают под
определение «социальная
Типы семейных структур зависят от характера общественных отношений, развития экономики, культуры. В зависимости от характера супружества выделяют моногамную семью и полигамную.
Моногамная семья предполагает брак одного мужчины с 1 женщиной.
Полигамная – брак 1 супруга с несколькими. Она делится на полигинию (брак одного мужчины с несколькими женщинами) и полиандрию (1 женщина – несколько мужчин).
Выделяют экзогамный брак, где супружество возможно вне одной родственной семейной группы; эндогамный брак – заключается лишь внутри родственно – семейной группы.
На основе различных принципов наследования фамилии, имущества, социального положения по отцу или матери делятся:
- патрилинеальные
- матрилинеальные семьи
По критерию власти различают патриархальные и матриархальные семьи. Где нет выраженного главенства, и где преобладают ситуационное распределение власти, можно говорить об эгалитарных семьях.
По критерию социального положения супругов семьи могут быть гомогенными, где супруги приблизительно из одной социальной страты, и гетерогенные, где супруги происходят из различных социальных групп, каст, классов.
По демографическим признакам семьи:
- гомогамные (однородные по национальности, возрасту, профессии)
- гетерогамные (наблюдается различие по этим социальным индикаторам)
По критерию пространственно- территориальной локализации семьи бывают патрилокаными, где молодые переходят жить в дом отца мужа; и матрилокальные, где молодые живут у родителей жены. Встречаются и неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей.
Самой распространенной в современных городских условиях является нуклиарная семья. Она состоит из родителей и их детей.
Расширенная семья состоит из трех поколений (2 и более нуклиарных семьи, ведущих единое домохозяйство). За последние 10-ия широкое распространение получили повторные семьи, основанные на повторном браке. В социологии и демографии разделяют семьи по числу детей на 3 типа: - малодетные (1-2); - среднедетные (3-4); - многодетные (5 и более)
18. Социальные функции семьи
К числу основных функций семьи относятся:
1. репродуктивная
2. воспитательная
3. хозяйственно – экономическая
4. рекреационная
1. репродуктивная: отличительной особенностью современной семьи можно отметить снижение рождаемости. Для простого воспроизводства населения в России необходимо, чтобы 50% семей имели по 2 детей, а другие 50% - по 3.
Современная цивилизация, городской образ жизни привели к тому, что дети рассматриваются как помеха.
Если ранее они были экономически необходимы и даже выгодны, то сейчас они рассматриваются как обуза, как причина заметного снижения уровня жизни, как препятствие в профессиональной карьере.
Идет сокращение рождаемости
в развитых странах. Уровень жизни
здесь обратнопропорционален
2. воспитательная: переход к современной семье привел к утрате непререкаемого авторитета мужчины в семье и снижению согласованности воспитательного воздействия супругов.
Социологи отмечают несколько устойчивых стереотипов в семейном воспитании:
1) детоцентризм, т.е. всепрощенческое отношение к детям, в результате дети вырастают избалованными
2) профессионализм, т.е. отказ родителей от воспитания детей, этим должна заниматься школа, дет. сад
3) прагматизм, т.е. воспитание с целью выработки у детей умения ловко устраивать свои дела
3. рекреационная: предполагает, что семья создает у человека чувство комфорта, безопасности, она обеспечивает эмоциональную поддержку.
Другие функции семьи относятся к неспецифическим, они отражают исторический характер связей между семьей и обществом. К ним можно отнести:
- накопление и передача собственности
- организация производства и потребления
19. Семья и брак в современном обществе
С рациональным изменением общества изменилась и семья. Обычно в социологии для характеристики изменений используют понятия «традиционная семья» и «современная семья».
В традиционной семье главенствовал родственно – семейный принцип организации общественной жизни, перевес ценностей родства над выгодой индивида, семейное домохозяйство являлось основой традиционного общества.
Современная модель связана с разделением дома и работы, с появлением наемного труда с индивидуальной оплатой. Семейное производство перестает быть ведущим.
Для традиционной семьи были характерны низкая социальная и географическая мобильность. Для современного характерна высокая степень мобильности. Для традиционной семьи характерны ценности, как долг, следование семейным решениям и нормам, ценность детей, доминирование родительского авторитета и мужского влияния. Для современной семьи характерны другие ценности – индивидуализм, независимость, свобода выбора, права личности, самовыражение. В традиционной семье развод был редок и по инициативе мужа. В современной семье развод стал обыденностью, вызван межличностным несовпадением супругов. Традиционную семью от современной отличает «закрытый» выбор супругов.
Современная семья переживает трудные времена. Отпали многие факторы, которые ранее стабилизировали семью:
- религиозные и моральные запреты
- осуждение разводов
- экономическая зависимость женщин
Резко выросло число разводов супругов. Свыше половины всех браков заканчивается разводами. В основе их лежат конфликты между супругами.
Выделяют следующие конфликты:
Информация о работе Социология как наука: структура и уровни социального знания