Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:24, лекция
Социология как самостоятельная наука появилась в 30-е гг. 19в. Ее родоначальником считается французский ученый Огюст Конт.
Он предложил создать новую науку, которая изучала бы общество и была столь же достоверной и объективной, как и естественные науки.
В его понимании она была равнозначна всему обществознанию.
Однако по мере накопления знаний, она постепенно теряла статус универсальной теории общества.
От нее отделились политология, правоведение, этика и др. науки.
Племя это общность людей, основанная на кровном родстве, совместном проживании. Оно как этническая общность появляется в период неолита. Для этой общности характерны признаки:
Племя характерно для первобытного традиционного общества.
Народность существовала в рабовладельческом, феодальным обществах. Она образовывается на базе племен или их союзов. Для нее характерны такие признаки:
Нация представляет собой сложение социально-политическое образование. Она формируется в период становления капитализма (в Зап. Европе 16-18вв, в др. - позднее).
В науке существует 2 основных подхода к феномену «нация».
Первый - «французский». Здесь нация представляет как политическое сообщество граждан данного государства.
Второй подход – «германский». Нация – этническая общность, т.е. объединение людей, имеющих родственное происхождение
39. Культура, ее основные элементы. Понятие и виды субкультуры
Термин «культура» имеет многозначный смысл. Насчитывают сотни определений этого феномена.
Сам термин произошел от лат. глагола cultura, означавшего возделывание, облагораживание земли.
Культура – все, что отличает человека от природы, все что создано им. Она означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.
Он выражается в типах и формах организации жизнедеятельности людей, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Человечество усваивает культуру в процессе социализации – усвоение норм, ценностей, навыков, социальных ролей.
Культура представляет сложную, многоуровневую систему.
По ее носителям выделяют культуру:
Культура подразделяется на:
Материальная культура – культура труда и материального производства, быта, физическая культура тела.
Духовная культура – способ ценностного освоения действительности. Она включает в себя интеллектуальную, философскую, религиозную, нравственную, художественную, правовую.
Первоосновой любой культуры является понятийно – логический аппарат, присущий мировосприятию того или иного народа.
Он существует как язык. Он выступает и ретранслятором культуры.
Своеобразие культуры, ее целостный характер обеспечивается ее ядром.
Ядро любой культуры составляет ее ценности, нормы.
Ценности – определенный элемент культуры. Это критерий оценки действий, предметов, идей.
Культура, рассматривающаяся в данном аспекте, это социальный механизм, который выявляет, систематизирует, сохраняет, передает ценности в обществе.
Ценности выступают как:
Основанием систем ценностей выступают нравственные ценности. Они подкрепляются внутриличными, наиболее глубокими формами самоконтроля (совесть, стыд, покаяние).
В рамках одной культуры могут существовать конфликты ценностей.
Ценности, описанные и интерпретированные в виде строгой, рационально обоснованной доктрины, называется идеологией.
Культура любого современного общества представляет собой сложное переплетение ее различных пластов.
Еще со времен разделения умственного и физического труда сохраняют свою специфику такие формы которые, как высокая (элитарная) и народная.
Развитие массовых коммуникаций в 20в. привело к появлению массовой культуры. Кроме этого, в культуре выделяют субкультуры (подкультуры).
Можно выделить субкультуры, которые противостоят господствующей культуре, являются ее антагонистами (контр – культура (Запад 30-80г. 20в.), уголовного мира) и позитивные субкультуры (врачей, моряков и др.)
С позитивными мы имеем дело повседневно. Под ними имеются ввиду модификации культуры общества в соответствии с возрастными, поселенческими, территориальными, профессиональными особенностями той или иной группы людей.
Но при этом сохраняется характерный для всей культуры менталитет, иерархия ведущих ценностей и норм.
Наличие таких субкультур есть свидетельство способности культуры к развитию и адаптации в новых условиях.
В последние десятилетия
получили распространение субкультуры,
противопоставляющие
Такое широкое распространение субкультуры свидетельствует о нравственном кризисе в обществе.
40. Понимающая социология М.Вебера
Крупнейшим социологом на рубеже 19-20 вв. был немецкий ученый М.Вебер.
Главное произведение «Протестантская этика» «Дух капитализма», «Хозяйство и общество».
В отличие от Маркса, который за основу брал экономику, Вебер за основу общественного развития брал культурные ценности, рациональность (сознание).
Он полагал, что все общественные институты, формы поведения регулируются тем смыслом, которым их наделяют люди, т.е. наш субъективный смысл, приобретая всеобщий и обязательный характер составляет суть социального.
Другое название – рациональность, т.е. соответствие социального действия некоторому образцу, который выражает суть общественного интереса эпохи.
При этом социология становится наукой об этических идеальных типах, которые регулируют социальные действия людей.
Рассматривая мотивы социальных действий Вебер конструирует его идеальные типы. Он выделяет 4 типа социальных действий:
1. цель рациональная, в основе которой лежит личная выгода, при этом индивид просчитывает свои действия и учитывает реакцию др.людей. (бизнес-сделка)
2. ценностно-рациональное действие, основанное на вере в нравственные, религиозные ценности (запись добровольцами)
3. аффектное – обусловлено эмоциональными состояниями индивида.
4. традиционное – основанное на длительной привычке.
Согласно Веберу высшим типом социального действия является целерациональное. Критерием является личный успех.
Это действие лежит в основе капиталистической системы хозяйства.
Вебер рассматривал капитализм как наиболее рациональный тип хозяйства.
В целом рационализация социального действия является основной тенденцией исторического процесса.
Большое внимание Вебер выделял религиозным истокам хозяйственной деятельности и в частности капитализма.
Он пришел к выводу,
что в основе зарождения современного
капитализма лежал
Большое внимание Вебер уделял методологии научного исследования. Он пришел к выводу, что в социологии, как и в др. общественных науках основной метод – понимание.
Т.е. ученый должен интуитивно почувствовать, что лежит в основе явления.
По его мнению, социология должна основываться на научных суждениях, свободных от ценностей, т.е. личных пристрастий. Это делает научное исследование истинно объективным.
Но в то же время признает, что полностью отбросить этот субъективный момент никогда не удается.
41. Крестьянство
в социальной структуре
В течении последних десятилетий деревня выполняет донорскую функцию. Причина в устойчивой миграции из деревни в город. Отношения, складывающиеся в сельской местности в современной России довольно специфичны.
Центральными субъектами крестьянских обществ были и остаются, с одной стороны, крупные коллективные хозяйства и, с другой – семейные крестьянские дворы. Сейчас двор и колхоз это взаимные филиалы между которыми происходит ежедневная борьба и сотрудничество. Идет отбор различных возможностей и правил социально-экономического выживания крестьянства.
Колхоз, акционерное общество сейчас выступают по отношению к крестьянину как жесточайший эксплуататор его труда, это проявляется в форме невыдачи зарплаты, в форме придержания выдачи натуры. Обворовывая своих крестьян, колхоз закрывает на воровские акции крестьянского двора. Воруют с каждым годом все больше.
Сами крестьяне испытывают сильный психологический дискомфорт от двойной жизни: для себя и для колхоза. Сегодня двор становится своим собственным центром, стремится занять в обществе особое место, по возможности не зависимое от власти. Другая специфичная черта эк, социальных отношений, складывающихся в сельской местности, - курс не на укрепление производственной базы и совершенствование эе.механизма стимулирования развития производства, а на поспешное изменение форм собственности и организации хозяйства. В рай аграрного изобилия решили въехать на фермерских мелких хозяйствах, на примитивной технике и технологии. А фермерский путь развития сельского хозяйства, работа на небольших площадях, при нынешнем огромном диспаритете цен, непродуманной налоговой политике, высоких процентах за кредиты это тупиковый путь. Фермеры делятся на черных и белых. Первые работают с утра до ночи, но не могут свести концы с концами. Вторые на своих полях не показываются. Для фермеров земля предоставляется в пожизненное владение бесплатно. Повсеместно власть имущие захватывают самое дорогое – землю, наиболее плодородную. На их участках работают колхозные механизмы. Они не пашут, не сеют, но пожинают миллионы рублей. Это стало тенденцией для России. Сейчас в деревне идут мучительные процессы, связанные с переменой форм собственности. И процессы эти во многом навязываются силой, а не носят естественного характера.
Смена экономич.и политического курса в России пока не принесла деревне заметного облегчения. Сельское население оказалось наименее защищенным с точки зрения оплаты труда, получения социально значимых услуг. Как реакцию на эти явления можно наблюдать групповой эгоизм. Это приводит к переливу денежных средств, чаще из сельского хозяйства в другие отрасли экономики, что значительно снижает возможности социального развития деревни.
42. Маргинализация
как явление современного
Понятие «маргинальность» исполняется в различных областях знания. Социологи понимают под ней промежуточность позиции индивида или группы, занимающих крайнее пограничное положение в группе и не полностью включенные в данное социальное образование.
Маргинальная группа находящаяся на границе двух культур.
Маргиналы – люди, покинувшие одну социальную страну и не адаптировавшиеся в другой.
Маргинальность является результатом интенсивных процессов социальной мобильности.
Переход с одной позиции на другую воспринимается индивидом как кризис.
Маргинальность в современной
России вызвана нисходящей социальной
мобильности и ведет к
- переход от одной социально-экономической системы к другой
- неуправляемое перемещение больших масс людей
- снижение
материального уровня жизни
- девальвация традиционных норм и ценностей.
Образуются стойкие маргинальные группы (бомжи, беженцы, вынужденные переселенцы, безработные). Однако к маргеналам принадлежат и люди достойно благополучные, но не определившиеся в нынешней социальной структуре.
Появились новые маргинальные группы – жертвы структурной перестройки производства и кризиса занятости, - это работники бюджетных организаций и науки, культуры, образования, предприятий ВПК, люди среднего и пожилого возраста.
Поведение маргеланов отличаются непредсказуемостью, кратностью. Он либо чрезмерно пассивен, либо очень агрессивен, легко преступает нравственные нормы.
У маргенальности могут быть как конструктивные, так и деструктивные последствия (повышение творческой активности или суицид). Все зависит от того, каким будет направление выхода из кризиса – нисходящая или восходящая мобильность, подавляемость или творческий подъем.
Информация о работе Социология как наука: структура и уровни социального знания