Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:15, реферат
1.СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ.
2.СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
3.КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗАПАДНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ.
4.ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.
5.ПОНЯТИЯ ДИВИАЦИИ И ЕЕ ЧЕРТЫ. ТЕОРИЯ ДИВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
6.ВИДЫ ДИВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.
СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.
ДИВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
1.СООТНОШЕНИЕ
ПОНЯТИЙ: ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ.
Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.
Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковой самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид»
Понятием "индивид" обозначается
человек как единичный
"Личность" - это конкретное
выражение сущности человека, определенным
образом реализованная
Социологический же подход выделяет в личности социальнотипическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.
Личные индивидуальные
2.СОЦИАЛЬНЫЕ
ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
В классификации социальной типологии личности присутствуют самые различные основания. Так, Р.Мертон, исходя из отношения к целям и средствам, предложил следующие типы:
1) конформист - принимает как культурные
цели, так и институциональные средства
в их достижении, одобряемые обществом,
является лояльным к обществу;
2) новатор - стремится достигнуть
культурных целей неинституциональными
средствами;
3) ритуалист - принимает институциональные
средства, которые он абсолютизирует,
но культурные цели игнорируются, а нетрадиционные
средства
им отвергаются;
4) изолированный - находится вне культурных традиций и институциональных связей;
5) мятежник - стремится отступать от принятых
целей и средств и создает новую систему
норм, ценностей и средств их достижения.
По структуре можно различать такие типы
личности, как:
1) физический - телесная организация человека,
основанная на телесных
свойствах и самоощущениях;
2) социальный
- система социальных ролей
3) духовный
- внутреннее духовное состояние,
отражающее устремленность к конкретным
духовным ценностям и идеалам.
Из сложившихся форм деятельности различаются:
деятели (преобразователи мира, окружающих
и себя), мыслители (созерцатели), приверженцы
чувств и эмоций (представители искусства),
гуманисты и подвижники (выдающиеся люди).
Исходя из культурных традиций, принято
различать европейский тип личности, в
котором выделяются внешность, целостность,
"жесткость" в поведении и азиатский,
характеризующийся мягкостью, внутренней
ориентированностью, коллективностью.
Согласно исторически сложившихся обществ
различают античный (сознание чувства
стыда и страха), феодальный (любовь к богу,
греховность человека, корпоративная
мораль), нового времени (человеческая
индивидуальность), новейшего времени
(прагаматизм и самореализация) типы личности.
Акцентируя внимание на религиозном признаке,
можно выделить христианский (любовь к
богу, ближнему, готовность к "вечной
жизни"), исламский (строгость и безукоснительность
служения Аллаху, соблюдений предписаний
за счет своих прав и обязанностей, сбалансированности
потерь), буддистский (осознание четырех
"благородных" истин и готовность
следовать по "восьмеричному "пути"
типы личности и т.д.
К.Дьюбойс
выделил модальную личность - наиболее
часто встречающийся тип личности, обладающий
некоторыми особенностями, присущими
культуре общества в целом. В культуре
присутствуют один или несколько базисных
личностных типов (средний американец,
"новый русский" и т.д.). В концепции
Р.Парка присутствует маргинальная личность
- человек, живущий на границах двух культур,
двух обществ. Т.Шибутани маргиналами
обозначает людей, живущих на границе
между двумя и более социальными мирами,
но не входящие полностью ни в одну из
них.
3.КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ В ЗАПАДНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ.
Личность,
как предмет исследования, занимает
центральное место в
В отечественной науке
из всего многообразия точек зрения следует
выделить три основных подхода. Согласно
позиции П.Е.Кряжева, М.В.Демина, Л.С.Когана
личность определяется как носитель общественных
отношений. В трактовке М.С.Кагана, А.Н.Леонтьева,
Г.Г.Квасова личность выступает в качестве
субъекта деятельности. А.Н.Красин, Б.Ф.Ломов,
А.В.Петровский, Д.С.Клементьев рассматривают
личность как носитель социально значимых
черт.
Если философия исследует личность прежде
всего и, главным образом, с точки зрения
мировоззрения и методологии, в её соотношении
с обществом, определяет сущность человека,
то социологические и психологические
науки анализируют ее осуществление на уровне личности, рассматривая
последнюю конкретно-исторически.
Под содержанием
личности имеется в виду ее качественная
социальная определенность, совокупность
отличительных социальных признаков,
обусловленных социальным окружением
и проявляющихся в ее материально-предметной
деятельности, общении и духовном мира.
Личность рассматривается как объективная
данность, как порождение определенных
объективных факторов. Содержание ее мировоззрения,
жизненных устремлений выражается на
понятийном языке.
Среди
психологических концепций
Мотив трактуется как объективно существующий
предмет деятельности. И поскольку деятельность
представляет собой процесс, направляемый
мотивом, то структура "представляет
собой относительно устойчивую конфигурацию
глазных, внутри себя иерархизированных,
мотивационных линий". Мотив формирует
потребность, содержание которого исчерпывается
ее предметом, так как, согласно А.Е. Леонтьеву,
содержательную наполненность потребность
получает только в ходе выполнения человеком
деятельности. Вместе с тем А.Н. Леонтьев
выделяет осознанный уровень бытия личности,
который состоит из предварительной и
основной стадий, Первая стадия - это возникновение
различных субъективных переживаний,
порождаемых мотивами. Они выполняют сигнальную
функцию. Интерес или скука, влечение или
угрызения совести сигнализируют о личностном
смысле. Субъективные переживания также
заставляют личность приостановить и
изменить свою активность. Вторая стадия
-это стадия осознания личностью объективного
отношения мотива и цели или становление
личностного смысла. Система последнего
означает становление личности.
Свое понимание структуры
Несомненный
интерес представляет теория структуры
личности, разрабатываемая К.К.Платоновым,
который определяет структуру личности
в качестве динамической функциональной
структуры, включающей четыре основные
подструктуры: биопсихические свойства,
психические процессы, опыт, направленность,
- на которые накладываются еще две подструктуры:
способности и характер личности. В качестве
критериев, объясняющих структуру личности,
называются такие: каждая подструктура
имеет свой специфический вид формирования,
а именно: направленность - воспитание,
опыт - обучение, психические процессы
- упражнение, биопсихические свойства
- тренировку.
Специальная социологическая теория
личности сосредоточивает внимание на
одном из механизмов взаимодействия личности
и общества, в одной из сфер социальной
деятельности. Основой концептуальной
модели марксистской социологии личности
является социологическая структура личности,
ибо она непосредственно выражает диалектику
социального и индивидуального в развитии
и функционировании личности. В этой модели
выделяется ряд уровней, сообразно уровням
социальной детерминации личности. Каждый
из них объединяет соответственно социальные
нормы и ценности, связанные с ними виды
деятельности, а такие потребности и ценностные
ориентации личности.
В опубликованных работах в качестве
иллюстрации методологического принципа
предлагается такая, например, категориальная
схема социологии личности в соответствии
с логическими взаимосвязями обозначаемых
ими явлений: общество, формирование личности,
социальная деятельность, потребности,
смысл жизни, личность. Каждой такой ступени
соответствует определенный категориальный
ряд.
Информация о работе Социология личности. Дивантное поведение