Социология личности. Дивантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:15, реферат

Описание

1.СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ.
2.СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
3.КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗАПАДНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ.
4.ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.
5.ПОНЯТИЯ ДИВИАЦИИ И ЕЕ ЧЕРТЫ. ТЕОРИЯ ДИВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
6.ВИДЫ ДИВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.

Работа состоит из  1 файл

социология личности.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

5.ПОНЯТИЯ ДИВИАЦИИ  И ЕЕ ЧЕРТЫ. ТЕОРИЯ ДИВИАНТНОГО  ПОВЕДЕНИЯ.      

 Социология  девиантного поведения является  специальной социологической дисциплиной,  становление которой приходится  на конец XIX - начало ХХ века, что связано с исследованиями Э. Дюркгейма, предложившего социологический подход к изучению форм социальной патологии. Как отрасль социологического знания социология девиантного поведения развивалась прежде всего за рубежом. В России проблематика социальных девиаций исследовалась главным образом в рамках криминологии, психиатрии, педагогики. Только в последнее двадцатилетие ХХ века на волне возрождения социологии в нашей стране проблема социальных отклонений стала активно исследоваться отечественными социологами.      

 Социальные  отклонения (девиации) имеют многоуровневый  характер проявления. Как индивидуальный  поведенческий акт, девиация изучается  психологией, педагогикой, психиатрией.  Девиантное поведение - предмет изучения социологии, социальной психологии, права, конфликтологии.      

 При  рассмотрении проблемы девиантного  поведения необходимо обратить  внимание на биологическое, психологическое  и социологическое направления  в объяснении природы отклоняющегося  поведения.      

 Биологизаторское  направление акцентирует внимание  на так называемом природном,  биологическом факторе, предрасположенности  людей к различным формам девиантного  поведения. В теории этологии (науки о поведении) К.Лоренца  утверждается тезис о характерности  для человека инстинкта агрессивности, которую не смог Homo Sapiens преодолеть в процессе своего эволюционного развития. В концепции антропологической школе уголовного права, работах Ч. Ломброзо "Преступный человек", "Преступление, его причины и средства лечения" обосновывалась идея существования людей с врожденной наследственностью к аморальному и преступному поведению. Согласно его теории "криминальному типу" характерны определенные антропологические признаки (узкий лоб, квадратный, массивный подбородок, выступающая нижняя челюсть и т.п.).  
      Сторонники теории эндокринного предрасположения человека к преступлению (Ди Тулио, Р.Фунес) в качестве основной причины преступного поведения выделяли наличие аномалий в железах внутренней секреции. Определяя врожденную предрасположенность людей к девиации, американский психолог и врач У. Шелдон выделял особенности строения тела. В зависимости от строения тела он различал три типа людей (эндоморф, мезоморф и эктоморф). Он полагал, что строение тела человека обусловливает те или иные качества, проявляющиеся в его жизнедеятельности. Так, для эндоморфного человека характерны: умеренная полнота, мягкое, несколько округлое тело, умение ладить с окружающими, быстро устанавливать и поддерживать с ними контакт. Они сильно зависимы от своих желаний. Эктоморфу свойственна изящность и хрупкость строения тела, склонность к самоанализу. Он наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. У мезоморфа сильное и стройное тело. Поэтому он активен, менее чувствителен и проявляет повышенное беспокойство, часто перерастающее в агрессивность. По У. Шелдону именно этот тип человека более склонен к разным формам девиации.  
      Идеи врожденной девиации придерживались Прайс и Уиткин. Они доказывали на основании богатого экспериментального материала, что девиантность есть следствие аномалий половых хромосом человека. Ими была выведена формула сочетания хромосом человека, склонного к девиации - "ХУУ". Следует отметить, что не все согласились с результатами их исследований. Однако, несомненно, то, что мужчины с подобным набором хромосом менее интеллектуально развиты.  
      В психологическом объяснении девиация рассматривается как следствие слабоумия, психопатии, дегенеративности. В частности, П.Роуч считал социальные отклонения - психическими заболеваниями, а Ж.Пинатель причины девиации видел в особенностях психики и нервной системы человека (эффективность, лабильность).  
      В культурологическом подходе выделяется конфликт между нормами субкультуры и господствующей культуры (Селлин, Миллер, Суперленд, Клауорд, Оулин) и проявление стигмитизации (наклеивание ярлыков) Г.Беккера.  
      Концепция "конфликта культур" заслуживает внимание тем, что в ней излагается механизм возникновения социальных отклонений под воздействием социо-культурного окружения человека. Согласно концепции сторонников "конфликта культур" (А.Коэн, Д.Мау и У.Миллер) социальные девиации возникают в результате конфликтов между нормами культуры. Так, поведение или поступок молодого человека, одобряемый с позиций субкультуры молодежи или культурных норм, принятых среди его социального окружения, могут быть оценены как отклоняющиеся с позиций культурных норм, принятых в другой социальной группе или с позиций другой субкультуры.  
      По А.Коэну и У.Миллеру девиация имеет место, когда человек идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры, или же когда его поступок является нарушением ценностей и норм социальной группы, в которую входит этот человек (Д. Дуглас). В рассматриваемой концепции девиантному поведению люди учатся друг у друга, усваивая его образцы в той социально-культурной среде, в которой они находятся. Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в том числе и преступному поведению, в ходе общения с носителями этих ценностей. Так, Эдвин Сатерленд, анализируя влияние среды непосредственного общения в передаче человеку навыков и образцов девиантного поведения, выявил, что этот процесс обуславливается активностью и степенью глубины общения. Им была также установлена зависимость между возрастом и интенсивностью заражения девиацией. Чем человек моложе, тем он с большей готовностью усваивает образцы поведения, навязанные другими.

     Таким образом, в обществе возникает несколько  нормативных систем, противоречащих друг другу. Их регулирующее действие слабеет, люди теряют ориентацию, и следствием является усиление девиации, проявляющейся в различных формах.     

 Развитие  теории аномии получило в работах  Р. Мертона, в которых причина  девиации объяснялась разрывом  между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Нарушение равновесия между целями и средствами деятельности, создает состояние аномии. Р.Мертон в зависимости от отношения людей к определяемым культурой целям своей деятельности и предоставляемым для их реализации социально-организованным средствам выделил пять типов возможного поведения:  
      1) подчинение (принятие целей и средств);

      2) инновация (принятие целей и отрицания средств);      

3) ритуализм(отрицание  целей и принятие средств);      

4) ретретизм,  уход (отрицание и целей, и средств);      

5) мятеж  или бунт (отрицание целей и  средств, с заменой их на  новые).      

 Например, подчинение - не что иное, как нормативный  тип поведения, или конформизм. Это наиболее социально одобряемый тип поведения людей. Инновация - это уже разновидность девиации, но позитивной направленности, связанной с поиском и использованием новых, более совершенных средств для достижения поставленных целей. Этот тип поведения очень важен для анализа, т.к. здесь все внимание уделяется достижению цели, характеру же избираемых средств не придается никакого значения. Ритуализм означает отрицательное отношение к целям вплоть до их забвения при сохранении прежних средств деятельности, способов поведения. Это так называемый ритуальный тип поведения, также являющийся формой проявления девиации (например, религиозная деятельность, бюрократизм и т.п.). Ретретизм связан с отрицанием целей жизни, и каких бы то ни было средств их достижения. Как форма девиантного поведения ретретизм связан с алкоголизмом, наркоманией, самоубийством. Мятеж или бунт означает отказ от прежде существующих целей и средств, с заменой их на новые путем коренных, революционных перемен. Это также является формой девиации, позитивной направленности, связанной с социальным творчеством.

      В целом, оценка любого социального отклонения предполагает учет действия следующих факторов: во-первых, позиции интересов господствующих в обществе сил; во-вторых, с точки зрения той социальной общности, группы, в которой это отклонение имеет место; в-третьих, условия конкретного исторического времени и, в-четвертых, перспективы общественного развития.

  

6.ВИДЫ ДИВИАНТНОГО  ПОВЕДЕНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.

 
     
  В самом широком смысле слова  девиация означает поступки или действия, выходящие за пределы общепринятых норм, или же вызывающие неодобрение со стороны общества. К примеру, Н.Смелзер девиацию определяет как соответствие или несоответствие поступков социальным ожиданиям. Узкая трактовка подразумевает негативное отношение к социальным нормам, регулирующим поведение индивида или группы людей. В таком случае Н.Смелзер предлагает рассматривать девиацию как "отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя".  
      Девиации включают в себя как отклонения, связанные с тенденцией прогрессивного развития общества (различные формы социального творчества), так и отклонения, характер, масштаб и последствия которых представляют угрозу общественному развитию (преступность). Обычно предметом социологии отклоняющегося поведения предстают девиации с ярко выраженной направленностью (алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийство и преступность).  
      Сам по себе феномен социальных девиаций вполне объективен и закономерен, он обусловлен действием закона единства и борьбы противоположностей. Как форма проявления противоречий девиации отражают в себе противоречивый характер общественного развития, а целый их ряд несет в себе прогрессивный потенциал этого развития. Это объясняется тем, что социальные отклонения, не соответствующие различным социальным нормам, могут быть как положительной, так и негативной направленности.      

 Под  девиацией положительной направленности  понимается социальное творчество, различные формы социальной активности и новаторства, которые могут противоречить или не соответствовать сложившимся в обществе в конкретных исторических условиях нормам, шаблонам, стандартным поведениям1, но в то же время содержать в себе огромное прогрессивное начало и в связи с этим встречать в общественном мнении либо одобрение, пусть даже скрытое, либо нейтральное отношение. Эти формы отклонений могут содержать в себе высокие нравственные, политические, этические и т.п. начала, отражать в себе ценности более высокого уровня, для широкого проявления которых общество еще не созрело. Например, движения декабристов, народников, правозащитников, великие научные открытия, революционная, национально-освободительная борьба и т.п.  
      Кроме того, в обществе немало таких отклонений, которые не несут в себе какой бы то ни было разрушительный потенциал, а отражают собой особенности той или иной субкультуры. Например, увлеченность молодежи 60-х годов музыкой "Битлз", следование моде "хиппи", преклонение перед "тяжелым роком" в 80-е годы и т.п.     

 Одной  из самых распространенных форм  отклоняющегося поведения, и в  то же время биопсихосоциальным  заболеванием является алкоголизм. Особенность действия алкоголя, как и наркотика, состоит в  том, что он при частом употреблении формирует у человека сильную психическую и физиологическую зависимость, включаясь в качестве компонента в механизм обмена веществ.  
      Алкоголизм - это болезнь человека, имеющая часто очень тяжелые формы протекания. Как социальное отклонение, алкоголизм имеет очень широкое распространение, влечет за собой ярко выраженные последствия негативного характера, тесно связан и обусловливает другие формы социальных девиаций (преступность, суицид, аморализм). В этом и состоит главный социальный вред алкоголизма.  
      Социальная значимость проблемы алкоголизма определила многоаспектный подход к ее решению. Вся история алкоголизма - это история попыток человечества ограничить его распространение, уменьшить его разрушительное действие на человеческий и общественный организм, осуществляющееся в основном в двух направлениях. Это антиалкогольная политика со стороны государства, проводимая в форме ограничений на спиртные напитки (ограничение времени и мест продажи, введение возрастного ценза, талонов на приобретение и т.п.). Это и массовые антиалкогольные, трезвеннические движения, организаторами которых выступают общественные организации, социальные группы, озабоченные распространением алкоголя и его социальными последствиями.  
      Проблема алкоголизма является предметом изучения целого ряда наук (медицины, биологии, психиатрии, психологии, социологии, этики, юриспруденции, педагогики), которые решают задачу познания феномена алкоголизма, причин его распространения, поиска средств и способов преодоления. Но как тяжелая болезнь и социальное явление алкоголизм, несмотря на борьбу с ним, имеет тенденцию к устойчивому распространению и весьма живуч, поэтому-то в народе и получил название "зеленый змий". О степени распространенности алкоголизма обычно судят по трем взаимосвязанным показателям: уровень производства спиртных напитков, уровень их потребления на душу населения и число лиц, страдающих этой болезнью.      

 Социологические  исследования последних лет позволяют  судить, что в 52% случаев причиной  пьянства послужило влияние семьи, употребление алкоголя одним или обоими родителями, возникающие на этой почве конфликты; в 10% - снисходительное отношение жен к пьянству мужей (мы уже говорили о семейной форме алкоголизма); 38% считают пьянство привычкой; 26% объясняют употребление алкоголя влиянием непосредственного круга общения (друзья, товарищи, сослуживцы). Причиной употребления спиртного в неумеренных дозах можно также считать стремление человека уйти от тех или иных проблем в "зазеркалье", поднять тем самым настроение, жизненный тонус. Целый ряд пьющих людей объясняют свое пристрастие существующей в обществе традицией сопровождать выпивкой как радостные, так и печальные события.  
      Наркомания представляет собой болезненное влечение к наркотическим средствам. Она оценивается как заболевание, выражающееся в непреодолимом влечении к наркотикам и постепенно приводящее к глубокому истощению физических и душевных сил человека, к его деградации, а часто и к гибели. А так как наркомания имеет серьезные отрицательные последствия не только для отдельного человека, но и для общества, она рассматривается как устойчивое социальное явление, как одна из форм отклоняющегося поведения. В этом смысле употребляется термин "наркотизм".

       На распространение этого вида  социального зла сказались издержки кампании по борьбе с пьянством и алкоголизмом, проведенной в стране в 80-е годы, а главное - к концу 80-х годов в стране окончательно сформировались и проявились кризисные явления во всех сферах общественной жизни. Переход к рыночным отношениям в начале 90-х годов еще больше усугубил ситуацию. Стихия рынка привела к ослаблению социального контроля в обществе. В 1991 году Верховным Советом РФ было отменено уголовное наказание за немедицинское применение наркотиков. Такое решение способствовало увеличению числа больных, которые добровольно обратились за лечением, но оно и стимулировало самый рентабельный в мире вид преступного бизнеса - наркобизнес. Кроме того, "чистый" с точки зрения распространенности наркотиков рынок России привлек к себе внимание зарубежных контрабандистов.     

 Наркомания - это болезнь молодых людей,  и поэтому среди привлекающихся  к ответственности за преступления, связанные с наркотическими средствами, - 56-60% составляет молодежь 18-30 лет.  Наркомания распространена главным образом среди мужчин (91%) и в больших городах, 46% среди наркоманов составляют ранее судимые. Официальная статистика не полностью отражает реальное состояние дела, т.к. это социальное явление имеет латентные формы. Это своеобразный айсберг, подводная ("теневая", криминальная) часть которого глубоко скрыта.      

 Как  социальное явление, наркомания  имеет медицинский, психологический,  правовой, нравственный, социологический  аспекты. Поэтому ее преодоление  должно осуществляться по всем  этим направлениям. Фон, на котором расцветает наркомания, представлен особенностями социальной среды (от макро- до микроуровня), в которой живет человек, и особенностями его психофизиологической реакции на влияние этой среды, относительной доступностью наркотических средств, отсутствием целенаправленной воспитательной работы, стройной системы мер предупреждения наркомании и социальной реабилитации больных ею.      

 Проституция  является одной из форм девиантного  поведения. Под ней понимается  вступление в случайные внебрачные сексуальные отношения, лишенные чувственно-эмоционального, а часто и физиологического удовлетворения, осуществляемые за плату или иную форму вознаграждения.  
      У проституции отмечается ряд характерных признаков: неразборчивость в выборе партнеров, "публичность", т.е. достоверная известность о ремесле проститутки, корыстность, лежащая в основе половой близости, отсутствие личностных симпатий друг к другу со стороны партнеров, доступность лица, занимающегося проституцией, практически каждому желающему удовлетворить свою половую страсть, специфический образ жизни. Естественно, любой из обозначенных признаков в каждом случае может иметь при проявлении те или иные оттенки. Наиболее существенны из данных признаков - безличный и корыстный характер сексуальных отношений. Совокупность этих признаков позволяет, хотя и не жестко, ограничить проституцию определенными рамками, выведя за их пределы таких форм, как брак по расчету, внебрачные сексуальные отношения, основанные на личной симпатии, эмоциональных влечения и т.п.  
      Как уже отмечалось, источником всех форм социальных девиаций выступают социально-экономические факторы. Если же рассматривать конкретно проституцию, то объективной основой ее возникновения и существования выступают товарно-денежные отношения и моногамная семья.  
      В настоящее время главным побудительным мотивом проституции является стремление к получению относительно легким путем сравнительно высокого дохода. В отличие от предыдущих исторических времен, когда проституция побуждалась состоянием крайней нужды, безработицей женщин, их дискриминацией и т.п., современная проституция не является единственно возможным способом обеспечения женщиной своего существования.  
      Проституция выполняет ряд социальных функций. Во-первых, она является средством перераспределения доходов в условиях существующего социального и экономического неравенства и фактически ограниченного доступа женщин к высокооплачиваемым должностям и профессиям. Добавим сюда и более высокий по сравнению с мужчинами уровень женской безработицы.  
      Суицидальное поведение как относительно распространенное социальное явление является одной из форм отклоняющегося поведения и означает намеренное лишение себя жизни. К суицидальному поведению относят завершенный суицид, попытки и намерения.     

Информация о работе Социология личности. Дивантное поведение