Социология личности. Дивантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:15, реферат

Описание

1.СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ.
2.СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
3.КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗАПАДНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ.
4.ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.
5.ПОНЯТИЯ ДИВИАЦИИ И ЕЕ ЧЕРТЫ. ТЕОРИЯ ДИВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
6.ВИДЫ ДИВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.

Работа состоит из  1 файл

социология личности.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

     Так, общество включает в себя элементы и стороны социальной системы; формирование личности состоит из процесса воспитания, социализации, адаптации; социальной деятельности соответствуют такие категории, как образ жизни, социальные роли, социальный статус, жизненный путь; потребностям соответствуют мотивация социальной деятельности, ценностные ориентации, социальные установки, интересы, мотивы, цели, социальные нормы; смысл жизни соотносится с категориями: смысл деятельности, идеал, вера, надежда, любовь, долг, счастье, справедливость; личность включает такие категории как социальный тип личности,  социологическая структура личности, духовный мир личности. 
      Концепция Л.Н. Когана, основой которой является положение о реализации личностью сущностных сил человека, включает следующие элементы: способность к выполнению того или иного вида социальной деятельности; социальные потребности; знания, навыки, умения; человеческие чувства. 
      Социологическая структура личности, с точки зрения Е.С. Ануфриева, включает следующие компоненты: способ осуществления в деятельности социальных качеств, проявляющийся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная и семейно-бытовая; объективные социальные потребности; способности к творческой деятельности (врожденные), знания, навыки; степень овладения культурными ценностями, т.е. духовный мир личности: нравственные нормы и принципы, убеждения.  
      П.П. Лямцев, рассматривая личность в социально-философском аспекте, вслед за П.Е. Кряжевым, в основу ее социологической структуры кладет деятельность, включая туда также общение и сознание.

     Социологической подход в исследовании личности предполагает выделение содержательных параметров. Так, Э.В. Соколов выделяет в личности три содержательных структурных уровня: социально-культурные роли, социальный характер и экзистенциальные структуры. Последний уровень из названных характеризуется более содержательным наполнением, чем предыдущие. Субъективная сторона каждого из уровней проявляется в виде эмоциональных состояний. Эту сторону личности он определяет с помощью понятия "ценностные ориентации", включающего в себя интересы, установки, направленности, цели. Каждый из названных структурных уровней личности проявляется объективно в поступках, продуктах деятельности и культурных формах.  
      В западной науке развитие личности представлено многообразием школ и направлений. В символическом интеракционизме (Ч.Кули, Дж.Мид, Дж.Холмс и др.) интеракционисты отстаивали позицию, согласно которой личность и общество представляют из себя продукт взаимодействия (интеракции) между людьми. Личность предстает как функция, производная от полностью социально обусловленного "Я". Основу личности составляет самосознание, которое является результатом социального взаимодействия. Индивид воспринимает себя как объект, глазами окружающих, т.е. не прямо и непосредственно, а косвенно - посредством частных точек зрения других индивидов или же социальной группы как целого. В данном случае отдается приоритет неформальным отношениям и умаляется роль социальных институтов. Эта теория подчеркивает социальную природу внутреннего мира личности. Так, развивая концепцию о двойственной природе интегрального "Я"(Self) Джеймса (Self = I(Я-сам) + Me(Я-меня)), Дж.Мид исходил из трех основных посылок:

        1) люди реагируют на окружающую среду в зависимости от значений - символов, которыми они наделяют свое окружение;

        2) эти значения (способ связи явления и символа) выступают продуктом социального повседневного межличностного взаимодействия - интеракции;      

3) социокультурные  значения изменяются в результате  индивидуального восприятия в  рамках взаимодействия между людьми.      

 Ч.Кули  и Дж.Холмс в оценке личности  отстаивали необходимость учета 

следующих позиций:      

1) человек  каков он есть на самом деле;

      2) каковым он видит сам себя;

      3) каким его видит партнер;

      4) партнер каков он есть на самом деле;

      5) партнер каким он видит сам себя;

      6) партнер каким его видят со стороны;

      7) представляемый образ человека со стороны партнера;

     8) представляемый образ партнера со стороны человека.      

 В  целом, в символическом интеракционизме отразилось процессуальное видение социального мира, который предстает как непрерывный процесс приспособления участниками своего поведения к поведению других на основе понимания субъективных состояний других.  
      В теории потребностей и ориентаций личность представляет собой совокупность социогенных потребностей и ориентаций, формируемых обществом. Концепция социальной установки определяет личность как результат неосознанных установок, которые формирует общество самим фактом постоянного, повседневного воздействия («давления») на индивида.      

 Основные  положения ролевой теории личности  были разработаны американскими  социологами Дж.Мидом, Р.Мертоном, Т.Парсонсом, западногерманским  социологом Р.Дарендорфом. Основу  концепции Дж.Мида составило положение, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, закладывающаяся еще в детском возрасте, принимает на себя роли других людей. Дж.Мид выделил три стадии исполнения ребенком взрослых ролей: подготовительная (имитация поведения взрослых без понимания); игровая (при понимании поведения людей, но исполнение роли еще не устойчиво) и заключительная (поведение устойчивое, целенаправленное, при способности перенимать роли других людей). В концепциях Р.Мертона, Т.Парсонса, Э.Морено личность трактуется как совокупность ролей, исполняемых индивидом в обществе, производных от совокупности тех групп, в которые включен индивид. 
 
 

4.ПРОЦЕСС   СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. 

     Социализация  личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

     Термин `социализация` соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.

     Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин `социализация` применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие `социализация` не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

     Личность  как объект общественных отношений  рассматривается в социологии в  контексте двух взаимосвязанных  процессов – социализации и идентификации. Социализация – это процесс усвоения индивидуумом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования, социальных норм и ценностей, необходимого для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность учитывать в социальной жизни. В процессе социализации личности принимает участие  все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.  Для успешной социализации, по Д.Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, сто от них ждет целая группа людей.     

 Важной  в социологии личности является  проблема социализации. Приоритет введения в научный оборот понятия "социализация" принадлежит Э.Дюркгейму. Данный термин он применил для обозначения различия предмета "науки о воспитании" (специфической теории дюркгеймовской социологии) от предмета собственно педагогической науки. Проблематикой социализации личности специально занимались М.Вебер, П. Тиллих, М. Шелер, Т. Литт и др.  
      В литературе термин "социализация" трактуется, как:     

- "процесс  усвоения индивидом на протяжении  его жизни социальных норм  и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит";    

. - процесс  усвоения и дальнейшего развития  индивидом социально-культурного  опыта";  
      - "процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе";      

 Социализацией  называется процесс интеграции  индивида в общество, в различные  типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная  организация) посредством усвоения  им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых сформируются социально значимые черты личности. До настоящего времени ни в социологии, ни в социальной психологии не установилось единство взглядов на содержание процесса социализации, но при любом понимании данного процесса очевидно, что общество наделяет личность определенным набором социальных качеств, а личность усваивает элементы культуры, социальные нормы и ценности и преобразует социальный опыт в собственные установки, ценностные ориентации, убеждения.  
       В западной социологии социализация личности рассматривается преимущественно как объект внешнего воздействия к социальному обучению, а нормативно-ценностная система выступает как автономная по отношению к личности и др. Так, у Дж.Смелзера в социализации действуют три фактора: ожидание, изменение поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. По его мнению, личность проходит три стадии:     

1) стадию  подражания и кооперирования  детьми поведения взрослых;  
     2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;  
     3) стадия групповых игр, когда дети учатся понимать ожидания целой группы людей.  
     
 В социализации выделяют две фазы - социальную адаптацию и интериоризацию. Первая фаза означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым Функциям, социальным нормам, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Вторая фаза - интериоризация - это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.      

 Механизм  приобретения, изменения и утраты  индивидом тех или иных социальных  качеств неразрывно связан с  функционированием различных социальных  институтов, организующих совместную  деятельность людей. Социализация индивидов выступает как неотъемлемый результат их существования. К социальным институтам относятся прежде всего семья, школа и трудовой коллектив. Среди них особое место занимает трудовой коллектив. Обычно выделяют несколько моментов, связанных с этим. Во-первых, трудовой коллектив наделяет своего члена наиболее значимыми социальными свойствами, отражающими его место в системе общественного разделения труда. Во-вторых, приобретение многих политических и культурно-бытовых свойств человека зависит от его места в сфере производства. В-третьих, именно трудовой коллектив, в той или иной форме оценивающий способности и иные качества своего члена, наделяет его левыми социальными свойствами.      

 Роль  трудового коллектива в социализации индивида общепризнанна, но необходимо учитывать и те, что личность - объект и субъект социального взаимодействия. Характер перевода социальных норм, ценностей во внутренний мир человека обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом.

       Следует подчеркнуть, что в отечественной социологической науке долгое время преобладала точка зрения, согласно которой критерием социализированности человека является готовность человека к трудовой деятельности. Поэтому было принято выделять дотрудовую, трудовую и послетрудовую периоды социализации. Но при такой периодизации не в полной мере учитывались особенности социализации в детском возрасте и своеобразие ресоциализации взрослых.     

 Проблема  индивидуальности в процессе  социализации в разных концепциях рассматривается по-разному. В теориях, в которых социализация понимается преимущественно как процесс приобретения личностью типичных, повторяющихся черт, основное внимание уделяется пассивно-адаптационным механизмам формирования личности типа подражания, имитации, идентификации. Наоборот, когда под социализацией представляется процесс становления личности как целостного субъекта социальной жизни, как результат активно-преобразующей деятельности, акцент смещается на анализ взаимодействия высших социальных факторов и внутренних особенностей личности, ее ориентаций, жизненного опыта, интересов.  
      Можно рассмотреть процесс социализации, выделяя детство, юность, зрелость и старость. Определенный интерес представляет позиция по разграничению процесса социализации на "первичную" и "вторичную".  
      Социальный институт социализации составляют социальные группы и организации. В данном случае можно определить роль и значение семьи, дошкольных учреждений, школы, других учебных организаций, средств массовой коммуникации, формальных и неформальных организаций, трудовых коллективов в становлении и формировании личности. Однако не следует забывать, что внешняя среда, а точнее функции, социальные роли, выполняемые индивидам и в социальных институтах, обуславливают важнейшие черты и свойства личности.  
     
 
 
 

Информация о работе Социология личности. Дивантное поведение