Социология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:10, лекция

Описание

Одним из центральных направлений социологии является исследование личности.

Работа состоит из  1 файл

ЛЕКЦИЯ № 3.docx

— 55.34 Кб (Скачать документ)

 

ЛЕКЦИЯ № 5. Социология личности

1. Личность как субъект  общественных отношений. Структура  личности 

Одним из центральных направлений  социологии является исследование личности.

Это обуславливается рядом  факторов:

1) личность является одним из  главных субъектов общественных  отношений;

2) функционирование общества невозможно  без учета потребностей и интересов  личности;

3) личность представляет собой  индикатор общественного развития.

Однако прежде чем приступать к  рассмотрению личности, необходимо проанализировать такие близкие к этому понятию  термины, как «человек», «индивид», «индивидуальность».

Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры.

Индивид – отдельно взятый человек как представитель рода.

Индивидуальность – специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.

В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы  к рассмотрению и анализу личности.

 Среди них можно выделить шесть основных подходов.

1. Диалектико-материалистический  подход, согласно которому человек  изначально есть существо социальное, а его становление как личности  происходит под действием четырех  факторов: биологии индивида, его  социального окружения, воспитания  и навыков самовоспитания.

2. Антропологический подход, при  котором личность рассматривается  как носитель общечеловеческих  свойств, как родовое понятие,  обозначающее представителя рода  человеческого, совпадая, таким образом,  с понятиями человека и индивида.

3. Нормативный подход, в рамках  которого личность определяется  как социальное существо, обладающее  рядом положительных качеств,  относящихся к сознанию и деятельностью.

4. Социологический подход, суть  которого заключается в понимании  каждого человека как личности, которая рассматривается как  конкретное выражение сущности  индивида, целостное воплощение  и реализация в нем системы  социально значимых черт и  качеств данного общества.

5. Персоналистический подход, в  котором личность представляет  собой совокупность психических  реакций человека на мнение  о нем окружающих, а главным  механизмом ее формирования выступает  «я – восприятие».

6. Биолого-генетический подход  предполагает, что поведение человека  определяется его биопрограммой.

Анализируя все указанные  подходы, можно дать системное определение  личности, которое должно строится на следующих принципах:

1) личность выступает одновременно  субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений;

2) личность обладает определенной  свободой выбора своего поведения,  что обуславливается несовпадением  социальных и биологических условий;

3) личность, будучи биосоциальным  явлением, объединяет в себе как  черты биологического рода человека, так и социальной общности, в  которой она существует;

4) поведение личности зависит  от ее неповторимых личностных  характеристик, через которые  преломляется общественный и  личный жизненный опыт.

Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое  и индивидуально-неповторимое.

Изучение и анализ личности как  сложного социального явления предполагает выделение ее структуры.

Исходя из указанных особенностей личности как явления, можно выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и социальное.

Биологический уровень включает в  себя природные, общие по происхождению  качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические  особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью  личности.

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

1) собственно-социологический (мотивы  поведения, интересы личности, жизненный  опыт, цели), этот подуровень тесно  связан с общественным сознанием,  которое объективно по отношению  к каждому человеку, выступая  как часть социальной среды,  как материал для индивидуального  сознания;

2) специфически-культурный (ценностные  и иные установки, нормы поведения);

3) нравственный (мораль, нравственность).

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют  внутренним детерминантам ее социального  поведения.

К таким детерминантам относятся  прежде всего потребности и интересы.

Потребности – это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности и которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Интересы – это осознанные потребности личности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

2. Типология личности 

Важной составляющим социологического учения о личности является ее типология.

Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

Понятие «социальный тип личности»  фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств  личностей, входящих в какую-либо социальную общность. Как уже было указано, личность является сложным многоуровневым явлением, что обуславливает существование  различных вариаций. В социологии накоплен значительный материал по этой проблеме. Остановимся на наиболее разработанных и существующих классификациях.

Впервые попытка создать классификационную  систему личности была предпринята  Э. Шпрангером в 1914 г. Исследователь  разработал шесть «идеальных типов» личности на основе их мотивационной  направленности.

1) теоретический тип – ориентированность  на получение новых знаний;

2) экономический тип – основой  поведения выступает прагматическая  ориентация;

3) социальный – стремление к  общению, направленность на социальное  окружение;

4) эстетический – склонность  к впечатлениям, переживаниям и  самовыражению;

5) политический – стремление  к господству и распределению  социальных ролей, а также склонность  к подчинению;

6) религиозный – ориентация  на поиск высшего смысла жизни,  общение с Богом.

При этом Э. Шпрангер указывает, что  все эти типы не встречаются в  чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.

Другой распространенной в социологии классификацией является разделение личностей  на базисные и идеальные.

 Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий.

Идеальный тип – это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям.

Таким образом, нетрудно заметить, что  в данном случае основой классификации  выступает отношение между личностью  и существующими социальными  условиями.

Различие между этими личностными  структурами существенно. Идеал  в принципе никогда не получит  своей завершающей реализации, но в каждый данный момент он получает свое воплощение в базисном типе личности.

Однако нетрудно увидеть, что оба  этих типа также можно разделить  на множество подтипов, в основе чего могут лежать другие критерии.

Еще одной классификацией является типологическая система Э. Фрома. В  основе его классификации лежит  ориентация личности в отношениях с  обществом.

Так, в основе непродуктивной личности лежит непродуктивная ориентация, т. е. неспособность к самовыражению.

В основе продуктивной личности лежит  продуктивная ориентация – способность  к изменению своего окружения, к  самовыражению.

Однако при этом сам исследователь  отмечает, что личностей с одним  типом ориентации не существует.

Обычно в каждой личности сочетаются как продуктивная, так и непродуктивная ориентации. Вопрос лишь в том, какая  из них доминирует.

Американский социолог Д. Рисмэн предложил  деление всех типов личности, исходя из их ориентации, на внутреннюю, внешнюю  и «по-иному ориентированную».

Внутренне ориентированная личность обладает способностью сохранять баланс между потребностями для достижения своих жизненных интересов и  окружающей средой.

Внешне ориентированная личность лишена такой возможности.

Личность же «по-иному ориентированная» способна реагировать на изменения  в окружающем обществе.

Среди разработок отечественных ученых в этой области можно отметить выделение нового типа личности, который  сложился в 30-е гг. XX в. под влиянием социалистической формы организации  общественной жизни.

Данный тип получил название командно-административный тип личности. Для такого типа личности характерны такие качества, как конформизм, отсутствие автономии, боязнь конфликтов, недостаточная ориентированность  на результаты труда, безынициативность, нежелание идти на риск, недоверие  к новому, враждебность к переменам, нетерпимость к различным отклонениям.

В современных условиях под влиянием рыночных реформ и демократических  ценностей в России формируется  новый демократический тип личности.

3. Социальные статусы  и роли. Роль статусно-ролевой  структуры общества 

Одной из самых распространенных теорий личности в современной социологии является статусно-ролевая концепция.

В рамках данной концепции личность рассматривается как деятельностный субъект, занимающий в социуме определенное место и выполняющий в соответствии с ним набор функций.

Статусно-ролевая концепция была разработана в трудах американских социологами Дж. Мида и Р. Минтона.

Значительно обогатили теоретический  материал этой теории труды Т. Парсонса.

Ролевая теория личности описывает  ее социальное поведение двумя основными  понятиями: «социальный статус»  и «социальная роль».

Итак, согласно указанной концепции  каждый человек занимает в обществе определенное место.

Данное место определяется рядом  общественных позиций, которые предполагают наличие определенных прав и обязанностей.

Именно эти позиции и являются социальными статусами человека.

Таким образом, нетрудно увидеть, что  каждый человек имеет одновременно несколько социальных статусов.

Однако при этом один из статусов всегда является основным или базисным. Как правило, базисный статус выражает должность человека.

Социальный статус – интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

В социологии существует классификация  социальных статусов на предписанные и приобретенные.

Предписанный статус – это позиция человека в обществе, занимаемая им независимо от личных заслуг, а навязываемая социальным окружением.

Чаще всего предписанный статус отражает врожденные качества человека (расу, пол, национальность, возраст).

Приобретенный статус – это положение в обществе, достигнутое самим человеком.

Однако личность может иметь  также смешанный статус, который  сочетает в себе оба типа.

Ярким примером смешанного статуса  является состояние в браке.

Помимо указанных типов, выделяются также естественные и профессионально-должностные  статусы.

Естественный статус личности – место человека в системе общественных отношений, определяемое существенными и относительно устойчивыми характеристиками человека.

Профессионально-должностной  статус – это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе. Таким образом, социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.

С понятием «социальный статус»  тесно связано понятие «социальная  роль».

Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых  предписывается одним статусом, называется ролевым набором. Очевидно, что чем  выше положение человека в обществе, т. е. чем больше у него социальный статус, тем больше ролей он выполняет.

Так, совершенно очевидно различие ролевого набора Президента государства и  рабочего металлопрокатного завода. Систематизация социальных ролей впервые  была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль:

1) эмоциональность, т. е. некоторые  роли предполагают широкое проявление  эмоциональности, другие, наоборот, – ее сдерживание;

Информация о работе Социология личности