Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:10, лекция
Одним из центральных направлений социологии является исследование личности.
субъективны и иными быть не могут.
В важных социальных процессах —
подбор персонала предприятия, проверка
знаний учащихся, принятие управленческих
решений на всех уровнях ~ общество, и это,
согласимся его право, не может полагаться
на пристрастные мнения людей. Оно изобрело
другой инструмент — экспертные оценки.
экспертные оценки выносятся коллективно
специально обученными людьми и по специально
составленным инструкциям либо методикам.
Тысячелетиями человечество шло к своему
замечательному социальному изобретению.
Можно составить любопытную историю, начиная
с процедуры вынесения коллективного
решения совета старейшин в первобытном
обществе и заканчивая современными компьютерными
программами школьного тестирования.
Но как бы то ни было, нам важно знать, что
оценки выполняют двоякую функцию — социализации
и контроля.
А кроме того, они помогают проводить социальную
селекцию — сортировать людей на успешно
и неуспешно прошедших одну из стадий
социализации, а именно обучение новым
знаниям.
Общество постоянно отбирает наиболее
знающих, способных, тренированных, лояльных
индивидов и отбраковывает незнающих,
неспособных и нелояльных. Отличники поступают
в университеты, за компетентных работников
борются солидные банки и компании, неудачников
изгоняют.
"Удачники социализации” получают
доступ к дефицитным социальным благам
— престижным должностям и профессиям,
орденам, званиям и высокой зарплате. "Неудачники
социализации” скатываются на социальное
дно общества.
Социальный контроль — верный помощник
и опора социализации. Он вознаграждает
удачно социализирующихся и наказывает
неудачников. На вооружении у него эффективнейший
инструмент — экспертные оценки, на основании
которых "социализантов” тестируют,
корректируют и селектируют, т. е. переводят
вверх или вниз по социальной лестнице.
Социальная селекция имеет многообразные
виды и формы. Самой крайней является физическое
устранение индивидов или целых социальных
групп. Здесь уже теряется нить, связующая
социализацию и социальный контроль. На
другом полюсе — умеренные формы, например,
двоечника оставляют на второй год. А посредине
мысленной шкалы форм и видов селекции
находится увольнение.
увольнение — элемент социального
контроля, применяемое к тем, кто неудачно
освоил профессиональную роль (совокупность
технических знаний, культурных стандартов
поведения, навыков ремесла) и нарушает
трудовую дисциплину (совокупность конкретных
норм, требований и правил распорядка
рабочего дня).
Неудачники социализации реже добиваются
жизненного успеха. Они оказываются на
"социальном дне”, пополняют ряды социальных
аутсайдеров, мало- и неимущие слои населения.
Преступники, нищие, безработные, алкоголики,
бомжи, проститутки — группы населения,
неудачно прошедшие социализацию. Любое
общество и во все времена стремилось
избавиться или изолировать их.
Элементы социального контроля
Когда мы говорим о социальном прогрессе
и рассматриваем развитие общества, то
концентрируем внимание на изменениях,
инновациях и привнесении нового. Однако
прогресс общества невозможен без сохранения
старого, если оно кончено же заслуживает
быть сохраненным для потомства. Своим
потомкам живущее поколение передает
не только памятники архитектуры. Это
как раз не самое важное.
Гораздо важнее сохранить нравственные
законы, нормы, правила поведения, обычаи,
которые составляют содержание культуры
и без которых невозможна практика социальных
отношений, жизнедеятельность общества.
Переселившись на новое место, народ переносил
с собой не памятники материальной культуры,
а знания, обычаи, нормы и традиции.
Сохранить живую ткань социальных отношений
и помогает социальный контроль.
Он включает два главных элемента — нормы
и санкции.
Нормы — предписания того, как надо
правильно себя вести в обществе.
Санкции — средства поощрения и наказания,
стимулирующие людей соблюдать социальные
нормы.
На язык предписаний переводится все то,
что так или иначе ценится обществом. Человеческая
жизнь и достоинство, отношение к старшим,
коллективные символы (например, знамя,
герб, гимн), религиозные обряды, законы
государства и многое другое составляют
то, что делает общество сплоченным целым,
поэтому особенно ценится и охраняется.
ценности имеют две формы — внутреннюю
и внешнюю. Первая получила в социологии
специальное название — ценностные ориентации.
Вторая сохранила за собой общее название
"ценности”.
Во втором, более широком значении, ценности
имеют общее основание с нормами. Даже
общераспространенные привычки соблюдать
личную гигиену (чистить зубы, сморкаться
в носовой платок, гладить брюки) в широком
смысле выступают ценностями и переводятся
обществом на язык предписаний.
социальные предписания — запрет
или разрешение что-либо делать, обращенные
к индивиду или группе и выраженные в любой
форме (устной или письменной, формальной
или неформальной).
Социальный контроль выполняет функцию
милиционера на улице. Он "штрафует”
тех, кто неправильно "переходит улицу”.
Если бы не было социального контроля,
люди могли делать все, что им заблагорассудится,
и так, как им больше нравится. Неизбежно
возникли бы конфликты, столкновения,
ссоры и, как следствие, общественный хаос.
Охранительная функция иногда мешает
ему выступать поборником прогресса, но
социальный контроль и не стремится к
обновлению общества. Эта — задача других
общественных учреждений.
Социальный контроль — фундамент
стабильности в обществе. Его отсутствие
или ослабление ведут к аномии, беспорядкам,
смуте и социальному раздору.
Сами по себе нормы ничего не контролируют.
Поведение людей контролируют другие
люди на основе норм, которые, как ожидается,
будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм,
как и выполнение санкций, делает наше
поведение предсказуемым. Каждый из нас
знает, что за выдающееся научное открытие
ожидает официальная награда, а за тяжкое
преступление — тюремное заключение.
Когда мы ожидаем от другого человека
определенного поступка, то надеемся,
что он знает не только норму, но и следующую
за ним санкцию.
Таким образом, нормы и санкции соединены
в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует
сопровождающая ее санкция, то она перестает
регулировать реальное поведение. Она
становится лозунгом, призывом, воззванием,
но она перестает быть элементом социального
контроля.
Применение социальных санкций в одних
случаях требует присутствия посторонних
лиц, а в других не требует. Увольнение
оформляется отделом кадров учреждения
и предполагает предварительное издание
распоряжения или приказа. Тюремное заключение
требует сложной процедуры судебного
разбирательства, на основании которого
выносится судебное решение. Привлечение
к административной ответственности,
скажем, штрафование за безбилетный проезд,
предполагает присутствие официального
транспортного контролера, иногда и милиционера.
Присвоение ученой степени предполагает
не менее сложную процедуру защиты научной
диссертации и решения ученого совета.
Санкции к нарушителям групповых привычек
требуют наличия меньшего числа лиц. Санкции
никогда не применяются по отношению к
самому себе. Если применение санкций
совершается самим человеком, направлено
на себя и происходит внутри, то такую
форму контроля надо считать самоконтролем.
Социальный контроль - нормативная
регуляция поведения людей в социальных
системах. Это механизм поддержания общественного
порядка, включающий нормы и санкции.
Норма - существующая в данном обществе
и принятое индивидом правило, стандарт,
образец поведения, определяющее, как
он должен вести себя в данной ситуации.
Норма - социально одобренные инварианты
поведения. Норма - интервал допустимых
действий. Нормы бывают формальные и неформальные.
Санкции - поощрения и наказания,
связанные с выполнением норм. Санкции бывают: формальные,
неформальные, положительные, отрицательные,
Девиации
Явления, не укладывающиеся в рамки норм
- девиации. Это поступки, деятельность
человека, социальные явления, не соответствующие
установившимся в данном обществе нормам.
Примеры девиаций: правонарушения, проституция,
пьянство, наркомания...
Э. Дюркгейм (1858 - 1917) первым затронул проблему
отклонения от норм. Он написал книгу "Самоубийство"
(1897)
Аномия ("номос" - норма, "а" -
отрицание). Это явление Дюркгейм связывает
с периодами трансформации общества. "Безнормность"
возникает, когда старые нормы разрушены,
а новые еще не сформировались, не утвердились.
Для Дюркгейма синоним общественного
состояния - солидарность. Для общества
традиционного, архаичного это солидарность
взаимозаменяемых, похожих друг на друга
индивидов - механическая солидарность.
Для общества современного должна быть
характерна солидарность органическая,
т.е. уникальных, различных индивидов.
Незавершенность перехода к органической
солидарности является причиной аномии
(любые трансформации общества ведут к
дезорганизации индивидов относительно
норм). Самоубийство - социальная патология.
Это индивидуальное действие, причины
которого в основном социальны.
Дюркгейм различает 3 типа самоубийств:
эгоистическое, альтруистическое, аномическое.
Во всех случаях самоубийство зависит
от степени интегрированности индивида
в социальную структуру (недостаточной
или чрезмерной). Причины самоубийств
изменяются от общества к обществу, от
религии к религии, но всегда исходят от
группы, а не от индивида.
Р. Мертон тоже занимался аномией. С его
точки зрения отклоняющееся поведение
- следствие рассогласованности между
порожденными социальной структурой и
культурой целями и социально организованными
средствами их достижения.
Цели - то, к чему следует стремиться, основной
компонент в жизненных целях всех слоев
общества. Средства оцениваются с т.з.
возможности достижения цели. Они должны
быть портативны и эффективны. По Мертону
равновесие между целями и средствами
поддерживается до тех пор, пока индивиды
удовлетворены и достигнутыми целями,
и нормативными средствами их достижения.
Однако возможности использования нормативных
средств у различных социальных групп
неодинаковы.
Типы отклоняющегося поведения Мертон
различает в связи с разным отношением
людей к общественно ободряемым целям
и нормативным средствам их достижения.