Социология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:10, лекция

Описание

Одним из центральных направлений социологии является исследование личности.

Работа состоит из  1 файл

ЛЕКЦИЯ № 3.docx

— 55.34 Кб (Скачать документ)

2) способ получения – в зависимости  от типа статуса они могут  быть предписанными, либо достигнутыми  человеком самостоятельно;

3) масштаб – объем полномочий  одной роли четко установлен, других – неопределен;

4) регламентированность – некоторые  роли строго регламентированы, как,  например, роль государственного  служащего, некоторые размыты  (роль мужчины);

5) мотивация – выполнение роли  ради собственной выгоды, либо  ради общественного блага.

Реализацию социальной роли можно  рассматривать также с нескольких сторон.

С одной стороны, это ролевое  ожидание, которое характеризуется  определенным поведением человека в  зависимости от его статуса, которого ожидают окружающие члены общества.

С другой стороны, это ролевое исполнение, которое характеризуется реальным поведением человека, которое он считает  соотносящимся со своим статусом.

Следует отметить, что два этих ролевых аспекта не всегда совпадают. При этом каждый из них играет огромное значение в определении человеком  своего поведения, так как общественные ожидания оказывают сильное воздействие  на человека.

В нормальной структуре  социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего  данной роли;

2) предписания (требования), связанные  с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной  роли;

4) санкции – социальные последствия  того или иного действия в  рамках требований социальной  системы. Социальные санкции по  своему характеру могут быть  моральными, реализуемыми непосредственно  социальной группой через её  поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между  ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. То есть, поведение  конкретного человека не укладывается в чистую схему.

4. Социализация личности. Механизмы и агенты социализации 

Как уже было указано, личность представляет собой биосоциальное явление. И  если биологические особенности  передаются по наследству, то социальные качества приобретаются личностью  в процессе социализации.

Социализацию можно определить как процесс усвоения индивидом  образцов поведения, социальных норм и  ценностей, необходимых для его  успешного функционирования в данном обществе.

Таким образом, в процессе социализации человек приобретает качества, необходимые  для выполнения им социальных ролей.

Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта, а  с другой стороны, это процесс  усвоения индивидом общественного  опыта.

В социологической науке  принято выделять два основных типа социализации:

1) первичная – усвоение норм  и ценностей ребенком;

2) вторичная – усвоение новых  норм и ценностей взрослым  человеком.

Социализация представляет собой  совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих  или ограничивающих становление  личности человека.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и  вторичные агенты и институты  социализации.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации – это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит  из нескольких этапов и стадий.

1. Стадия адаптации (рождение  – подростковый период). На этой  стадии происходит некритическое  усвоение социального опыта, главным  механизмом социализации является  подражание.

2. Появление желания выделить  себя среди других – стадия  идентификации.

3. Стадия интеграции, которая может  проходить либо благополучно, либо  неблагополучно.

4. Трудовая стадия. На этой стадии  происходит воспроизведение социального  опыта, воздействие на среду.

5. Послетрудовая стадия (пожилой  возраст). Данная стадия характеризуется  передачей социального опыта  новым поколениям.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или  иные факторы, соотношение которых  на разных этапах различно.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние  на процесс социализации:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение;

3) культура;

4) групповой опыт;

5) индивидуальный опыт.

Биологическое наследие каждого человека поставляет «сырые материалы», которые  затем разнообразными способами  преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору  существует огромное разнообразие индивидуальностей.

Физическое окружение играет важную роль в формировании личности, так  как огромное значение имеют климат, природные ресурсы и другие природные  показатели.

Культура каждого общества также  оказывает огромное влияние на процесс  социализации.

Каждое общество развивает один или несколько личностных типов, которые соответствуют его культуре.

Дьюбойс назвал личность, обладающую характерными для данного общества чертами, модальной. Под модальной  личностью понимается наиболее часто  встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими  культуре общества в целом.

Групповой и личный опыт также включены в процесс социализации.

Каждый человек, согласно Ч. Кули, строит свое «я» на основе воспринятых им реакций других людей, с которыми он вступает в контакт.

Кули определяет три стадии формирования зеркального «я»: наше восприятие того, как мы смотрим на других; наше восприятие их мнения; наши чувства по поводу этого  мнения. Каждый личностный опыт уникален, потому что его невозможно повторить  в точности.

Картина индивидуального опыта  усложняется тем, что личность не просто суммирует его, а интегрирует.

Таким образом, можно сказать, что  на процесс социализации оказывают  влияние две важнейшие окружающие человека среды: природная и социальная.

В силу того, что социальная среда  является объективным условием социализации, составляющие ее элементы также оказывают  определенное влияние на этот процесс. Такие элементы общества называются агентами социализации, как уже говорилось, агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

Основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои), общество в целом – все  то, что включает в себя и окружает человека.

Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует  в процессе социализации – целенаправленного  и ненаправленного воспитания.

Итак, наиболее интенсивно процесс  социализации осуществляется в детском  и юношеском возрасте.

К моменту достижения личностью  своего профессионально-должностного статуса процесс социализации, как  правило, достигает определенной завершенности.

Социализация взрослых отличается тем, что это главным образом  изменение внешнего поведения (социализация детей – формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать  нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей  целью помочь человеку овладеть определенными  навыками. Например, овладеть новой  социальной ролью после ухода  на пенсию, смены профессии или  социального статуса.

Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что  взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например, о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т. д.), от представления, что существует только белое и черное.

Важным процессом социализации является процесс идентификации.

Идентификация – это процесс усвоения индивидом норм, ценностей и качеств той социальной группы, к которой он принадлежит либо желал бы принадлежать.

 

Поведение личности и социальный контроль

Социальная жизнь человека регулируется нормами и правилами

Деятельность людей превратилась бы в хаос, если бы они не придерживались правил, определяющих поведение в  соответствии с ситуацией

Нормы, которым мы следуем  в наших действиях, придают социальному  миру регулярность и предсказуемость

Не всегда и не все действия людей соответствуют социальным ожиданиям

Люди отклоняются от норм

Отклонение (девиация) — широко распространенная модель поведения  наряду с следованием нормам —  конформизмом

Конформизм и девиация,

во-первых, — относительные  понятия, т.к.

социальные нормы непостоянны  во времени и в культурном пространстве различных сообществ;

во-вторых, и конформизм, и  девиация могут иметь как позитивные, так и негативные последствия  для личности и для общества

Девиация (отклонение) — несоответствие имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей  в группе или обществе

Ни в одном обществе невозможно провести линию и просто разделить всех на тех, кто отклоняется  от норм, и тех, кто им следует

Большинство из нас нарушает общепринятые правила поведения

Внешне нормальная жизнь  может в то же время сочетаться с тайными чрезвычайно отклоняющимися действиями

Отклонение бывает не только индивидуальным, но  групповым

Причины конформного поведения:

привычка, сложившаяся в  процессе социализации;

сознательная уверенность  в том, что конформное поведение  истинно;

страх перед негативными  санкциями за нарушение норм;

ориентация на конформное поведение авторитетных субъектов   

Все социальные нормы сопровождаются санкциями, защищающими от неконформности

Санкция — любая реакция  со стороны остальных на поведение  индивида или группы, цель этой реакции  — гарантировать выполнение данной социальной нормы

Санкции бывают позитивными (поощрение за конформность) или  негативными (наказание за неконформное поведение)

Санкции могут быть формальными  и неформальными

Формальная санкция имеет  место там, где существует группа или организация, задачей которой  является гарантированное соблюдение норм

Большинство типов формальных санкций в современных обществах  связано с системой наказаний, представленной судами и тюрьмами

Позитивных формальных санкций  существует немного:

государственные награды,

поощрения руководства формальных организаций 

Неформальные санкции  — менее организованные и более  спонтанные реакции на неконформность

Позитивные неформальные санкции могут выражаться в 

похвале,

одобрительной улыбке

Негативные неформальные санкции обычно выражаются как оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное  игнорирование индивида 

Отклонения различаются  в зависимости от характера норм, от которых отклоняются люди

Отклонения от моральных  норм принято называть аморальным поведением

Отклонения от религиозных  норм называют грехом

Законы — это нормы, определяемые властями в качестве принципов, которым должны следовать граждане

Отклонения от правовых норм принято называть делинквентным  поведением

Существует несколько  основных теорий, объясняющих причины  девиации

Ни одна из теорий не дает исчерпывающего объяснения причин отклонений

Они дополняют друг друга  

Биологические теории девиации

Причинами девиации являются физические особенности индивидов 

Итальянский криминалист  Чезаре Ломброзо пришел к заключению, что некоторые люди рождаются  с преступными наклонностями, и  они относятся к более примитивному человеческому типу

Преступные типы могут  быть определены по форме черепа

Вильям Г. Шелдон выделил  три физических типа человека:

  1. человек субтильного телосложения (эктоморф);
  2. человек более полной комплекции (эндоморф) и
  3. мускулистый, активный тип (мезоморф)

Мезоморф, по предположению  Шелдона, с большей вероятностью может стать преступником

Вывод: причинами девиации являются физические особенности индивидов 

Делались попытки связать  криминальные наклонности с определенным набором хромосом в генетическом коде

Выдвигались предположения, что среди преступников, особенно виновных в тяжких преступлениях, непропорционально  высока доля людей с добавочной У-хромосомой

Но при последующих  исследованиях эти гипотезы не нашли  подтверждения

Психологические теории девиации

Согласно Фрейду, причинами  девиаций являются внутриличностные конфликты  сознательного и бессознательного

Большинство наших моральных  качеств происходят из самоограничений, которым мы обучаемся в раннем детстве

У некоторой части людей  развивается «аморальная», или психопатическая  личность

Информация о работе Социология личности