Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:08, реферат
Целью работы является изучение феномена «работающего студента».
Указанная выше цель будет достигнута при реализации следующих задач:
Рассмотрение теоретико-методологических проблем анализа феномена «работающего студента».
Рассмотрение и разработка технологии использования метода фокус-групп для изучения феномена «работающего студента».
1. Введение.
2. Теоретико-методологические основы анализа феномена работающего студента.
2.1. Анализ основных категорий научного изучения вопроса.
2.2. Мотивация занятости студентов.
2.3. Сферы трудовой занятости работающих студентов.
3. Исследование феномена работающего студента с помощью метода фокус-групп.
3.1. Программа исследования.
3.2. Гайд фокус-группы.
3.3. Отчет по результатам проведенной фокус-группы.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
«Социология
молодежи»
План
1. Введение.
2. Теоретико-методологические основы анализа феномена работающего студента.
2.1. Анализ основных категорий научного изучения вопроса.
2.2. Мотивация занятости студентов.
2.3. Сферы трудовой занятости работающих студентов.
3. Исследование феномена работающего студента с помощью метода фокус-групп.
3.1. Программа исследования.
3.2. Гайд фокус-группы.
3.3. Отчет
по результатам проведенной
4. Заключение.
5. Список
использованной литературы.
1. Введение
Живя в условиях формированиях рыночной экономики в украинском обществе, мы можем отметить существенные изменения в динамике общественных отношений во всех сферах жизни общества. Значительные изменения коснулись и сферы занятости молодежи. Но перед этим небольшой комментарий.
Американские
студенты подрабатывают в «
В странах
СНГ весь позапрошлый век и
почти все прошлое столетие работающие
студенты считались мучениками. В
советское время те, кто совмещал
труд с учебой, приобретали специальность
практически только на вечерних отделениях
вузов. Сейчас ситуация значительно
изменилась. Многие студенты все чаще
совмещают учебу с работой. Вот
некоторые результаты исследований
среди студентов различных
По результатам «Euro Student Survey 2000» 54% ирландских студентов-очников подрабатывают в среднем 14 часов в неделю при средней ставке 5 евро в час. Всероссийское исследование, проведенное в 2000 году, показало, что в среднем 39% студентов работают, причем, процент работающих студентов зависит от профиля ВУЗа и специальности (от 88,9% в вузах политического, правового и управленческого профиля до 10% в вузах военного профиля). Интересен тот факт, что в МГУ по результатам исследования работает и учится 59% студентов, в то время как в университете штата Иллинойс (UIUC) подрабатывает 65% опрошенных студентов.
Если говорить о харьковском студенчестве, то по результатам исследования «Студенты-пятикурсники о проблемах своего трудоустройства» проведенного социологическим факультетом ХНУ им. Каразина среди студентов пятых курсов национального университета, 24% студентов постоянно работают, 43% подрабатывают время от времени, и только 33% не работают совсем (было опрошено 680 студентов-пятикурсников университета).
Представленные данные дают нам возможность говорить о распространенности вторичной занятости среди студентов, а поэтому на наш взгляд возникает необходимость более детального изучения данного явления.
Итак, объектом нашей работы будет студенчество города Харькова дневных отделений ВУЗов.
Предметом нашего рассмотрения будет феномен «работающего студента» в г. Харькове.
Целью работы является изучение феномена «работающего студента».
Указанная выше цель будет достигнута при реализации следующих задач:
Таким образом,
наша работа состоит из двух частей:
теоретико-методологической, в которой
мы дадим некие теоретико-
2. Теоретико-методологические основы анализа феномена «работающего студента».
Изучая данный феномен мы касаемся проблем занятости, поэтому сначала мы рассмотрим основные категории научного анализа в изучении проблемы по В. Радаеву[1], а также коснемся несколько иных подходов в рассмотрении данного вопроса.
Анализ проблем занятости - обширная область, притягивающая внимание таких дисциплин как социология труда и индустриальная социология, трудовые отношения и социология профессий. Проблемами занятости "ведает" и особый раздел экономической теории - экономика труда ("labor economics").
Итак, дадим базовые категории, раскрывающие феномен «работающего студента».
Отношения занятости выражают те условия, на которых происходит создание рабочих мест и распределение работников по рабочим местам. Эти отношения включают в себя следующий набор основных элементов:
Сфера оплачиваемой
занятости характеризуется
Важно подчеркнуть, что занятость не просто выражает состояние соответствия предложения труда и спроса на труд. Это совокупность действий, связанных с формированием способов вовлечения трудоспособных групп населения в хозяйственную деятельность. Сфера занятости, следовательно, может быть представлена как плоскость столкновения действий нанимателей и нанимающихся[2].
Существуют
и противоположные точки зрения
относительно занятости, которые трактуют занятость как
Безусловно, трактовать обучение в ВУЗе как трудовую деятельность довольно сложно, тем не менее, мы можем утверждать, что студенты, обучающиеся на дневном отделении ВУЗа, не принадлежат к сфере оплачиваемой занятости, т.е. не являются субъектом рынка занятости.
Рассматривая же ситуацию, когда учащийся ВУЗа начинает работать, в этом случае необходимо говорить о состоянии экономической маргинальности, в которое переходит студент. Эта ситуация становиться характерна для него в том смысле, что он находиться на стыке двух сфер: образовательной и рынка оплачиваемой занятости - рынка труда.
В различных
публикациях и исследованиях
мы встречаемся с понятием «вторич
Рассмотрев, две предложенные точки зрения относительно положения студента в сфере занятости при собственно обучении, мы можем сделать вывод о том, что, начиная работать, студент делает попытку включения в сферу отношений рынка труда. Тем не менее, возникает ситуация, когда наряду с трудовыми отношениями, остаются отношения касающиеся сферы образования. В данном случае мы можем говорить о состоянии маргинальности (о чем мы уже упоминали раньше), а поэтому возникает необходимость рассмотрения причин, сущности и следствия феномена работающего студента.
Выделим основные причины и цели занятости среди студенчества на основании результатов исследований.
Герчиков В.И. автор работы «Феномен работающего студента»[6], говорит о том, что по результатам опроса экспертов (в качестве экспертов выступали преподаватели и администрация вузов, работодатели, руководители региональных органов управления, служб занятости и рекрутерских фирм), первое место в структуре целей занятости, и с подавляющим отрывом от других, занимает «необходимость заработать себе на жизнь и на получение образования»; на втором месте забота студента о своем послевузовском трудоустройстве (варианты: а - получить реальный опыт работы в определенной сфере деятельности и развиваться далее в этой сфере; б - получить некий формальный опыт, чтобы было что написать в "резюме" и тем повысить шансы на получение работы в другой фирме; в - познакомиться за время учебы в вузе с несколькими видами работ, испытать себя в них и выбрать ту работу, которая более всего подходит на роль постоянной); а далее располагаются: стремление не отстать от друзей, которые в большинстве своем работают; желание чем-то занять свое время и голову, недогруженные в процессе учебы; присущее молодости стремление заняться чем-то новым, отличным от порядком уже надоевшей учебы[7].
Есть также результаты исследования, в котором сами студенты, высказывали свое мнение относительно мотивов занятости работающих студентов.
Анализ данных о мотивах занятости работающих студентов позволил обнаружить их двоякий характер (табл. 1). На первом месте стоит «желание иметь личные деньги» - этот мотив отмечают 67,5% работающих респондентов. Показательно, что «необходимость обеспечить себе средства существования» стоит лишь на втором месте (57,9% высказываний). Следовательно, заработок занимает в мотивациях вспомогательное место, он понимается как средство, обеспечивающее, прежде всего, досуговое потребление, символические атрибуты жизни - соответствующие одежду, услуги и т. д.
Тот факт, что
побуждением к заработку не является
обеспечение первичных
Таблица 1
Мотивы вторичной занятости работающих студентов и мотивы поиска работы неработающими студентами, %
|