Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:08, реферат
Целью работы является изучение феномена «работающего студента».
Указанная выше цель будет достигнута при реализации следующих задач:
Рассмотрение теоретико-методологических проблем анализа феномена «работающего студента».
Рассмотрение и разработка технологии использования метода фокус-групп для изучения феномена «работающего студента».
1. Введение.
2. Теоретико-методологические основы анализа феномена работающего студента.
2.1. Анализ основных категорий научного изучения вопроса.
2.2. Мотивация занятости студентов.
2.3. Сферы трудовой занятости работающих студентов.
3. Исследование феномена работающего студента с помощью метода фокус-групп.
3.1. Программа исследования.
3.2. Гайд фокус-группы.
3.3. Отчет по результатам проведенной фокус-группы.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
* Респонденты
могли отмечать до трех
При сопоставлении
экспертного и анкетного
Сферы трудовой
деятельности, в которых студенты
находят себе работу, чрезвычайно
разнообразны. Их можно, с некоторыми
допущениями, объединить в две группы:
1) Деятельность преимущественно
Доля занятых в сферах интеллектуального труда, в той или иной мере совпадающих с профилем вузовской специализации, составляет 47,7%, а занятых неквалифицированным трудом в сфере обслуживания или выполняющих вспомогательную, неквалифицированную работу - 52,3%. Таким образом, мы видим, что работающих в этих двух сферах деятельности почти поровну. Выделяются пять видов деятельности (программирование; торговля; воспитательно-образовательные услуги; охрана; строительно-ремонтные и погрузочные работы), которые все вместе концентрируют труд большой части работающих студентов. По данным нашего исследования, чуть менее пятнадцати процентов работающих студентов заняты в области информатики.
Если объединить
все виды работ, так или иначе
относящихся к воспитательно-
При рассмотрении
этого аспекта мы использовали информацию
российского исследования "
Безусловно,
для того чтобы изучить локальные
особенности данного феномена необходимо
провести соответствующее исследование.
А поэтому в следующей части
нашей работе мы перейдем к прикладному
аспекту исследования феномена «работающего
студента» на примере харьковского
студенчества при использовании
методики фокус-групп.
3. Исследование феномена работающего студента с помощью метода фокус-групп.
3.1. Программа исследования.
При разработке программы исследования нам необходимо исходить из основных методологических особенностей качественных методик. Основной особенностью применения качественных методик является продуцирование, приращение знание в результате ее применения, что в нашем случае очень актуально. До сих пор мы рассматривали результаты количественных исследований, которые «усредняют данные», тем самым, игнорируя уникальные явления и ситуации.
Определим объект, предмет, цели и задачи нашего исследования.
Объект: студенты дневной формы обучения.
Предмет: Вторичная занятость студентов.
Цель: Исследовать причины и влияние вторичной занятости на жизнь студентов.
Задачи:
Перед началом исследования выдвинем несколько гипотез, которые мы хотим проверить в ходе исследования:
В ходе исследования мы можем выдвинуть и проверить новые гипотезы, что является основной особенностью качественной парадигмы.
Дадим определение основным понятиям, использованным в исследовании.
Занятость - участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми.
Первичная занятость - основная занятость, имеющая место наряду с производной, дополнительной, вторичной занятостью. В нашем случае это учеба в ВУЗе.
Вторичная
занятость - дополнительная работа, основанная
на временной или постоянной добровольной
трудовой деятельности в свободное от
основной работы время[12].
3.2.
Гайд фокус-группы.
Фокусированное групповое интервью было проведено на одном семинарских занятий по курсу «социология молодежи». В фокус-группе принимали участие 5 человек - студентов социологов. Ниже размещена общая информация о каждом из них, которая была выяснена в ходе первого этапа проведения интервью - знакомства, где модератор просил рассказать немного о себе, а также рассказать о характере включенности в сферу вторичной занятости.
Андрей
Свободный график. Работает в Исследовательской компании New Image и распространяет информацию о СДПУ(О).
Аня
Подрабатывает на социологических исследованиях, а также работает промоутером.
Динара
Подрабатывает на социологических маркетинговых исследованиях.
Оля
«Не сильно» подрабатывает. Сезонная работа за границей. Иногда подрабатывает на социологических исследованиях.
Круг общения Оли люди, работающие в салонах красоты (сфера обслуживания) и люди занимающиеся продвижением продукции на рынке (промоутеры, торговые представители).
Ира
Не работает, в основном учиться. Был опыт работы интервьюером в нескольких исследованиях, в т.ч. на экзит-пуле, но, такого рода работы не заинтересовали Иру и она только учиться в настоящее время.
В целом, исходя
из состава нашей группы можно
сказать, что информанты в основном
в смежных со своей специальностью
сферах изучения общественного мнения.
В целом участники группы рассказывая
о своих знакомых указывали на
тот факт, что они, во-первых, в
своем большинстве работают не по
специальности (сфера торговли общепита
девушки, + ребята в охране). Участники
группы высказали мнение, что занятость
не по специальности и
Задавая вопрос о мотивах и причинах, по которым студент решается работать прозвучали такие мнения:
Динара.
«Изначально профессиональный интерес, а потом сместился на материальный. Целевая работа что-то купить».
Оля
«Работа расширяет возможности (могу себе больше позволить).
Затягивает, привыкаешь постоянно работать. Школа жизни. Практика, общение с людьми».
Андрей
«Парню тяжелее существовать без работы».
«Не работающий парень это большой минус, особенно если парень встречается с девушкой».
Таким образом, мы видим, что не только материальный фактор, по мнению информантов, оказывает свое влияние на стремление работать. Здесь выходят такие личностные факторы как получение некого практического опыта работы, повышение уровня уверенности в собственных силах, ценность материальной независимости от родителей.
Если говорить о проблеме поиска работы, то учащегося студента, судя по высказанным мнениям в ходе фокус-группы, поиск работы это не проблема: «Выбираю работу»; «Работа находила меня сама».
Отвечая на вопрос о требованиях, которые были предъявлены на работе студентам, ребята перечислили такие: «Общие стандартные», «Пунктуальность», «Определенный стиль одежды» (в сфере обслуживания).
Говоря об
отношении работодателей к
Говоря о плюсах и минусах трудовой занятости во время учебы отвечающие сошлись на том, мнении что подрабатывать студенту вполне приемлемо, но если говорить о постоянной работе, здесь необходимо подумать о переходе на заочное (был приведен пример одногруппника, который, получив работу менеджера торгового зала, перешел на заочное обучение). К плюсам были также отнесены: «Дает уверенность, когда устраиваешься на постоянную работу (при собеседовании, имеешь опыт работы в разных сферах»). Здесь был также упомянут фактор обретения некой материальной независимости от родителей. К минусам вторичной занятости были отнесены: «При совмещении приходиться пропускать лекции, делать некоторые занятия с опозданием», «Работа это жертва, приходится чем-то жертвовать, когда работаешь...», «Мне не понравилось так работать, поэтому сейчас я не работаю. Потому, что хочется работать на хорошей работе. Я еще успею наработаться».