Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 08:44, аттестационная работа
Предшественник Дюркгейма, Карл Маркс показал связь содержания и функций образования с классовой структурой общества. Дюркгейм считал, что образование является одним из способов передачи подрастающим поколениям ценности господствующей культуры. Впоследствии Р. Коллинз показал, влияние различных статусных групп на развитие образования, на формирование его стандартов. Американский социолог Толкотт Парсонс с позиций структурного функционализма проанализировал роль школьного класса как специфической социальной системы.
Введение 3
Предмет и метод социологии образования 4
Взаимосвязь образования и общества 7
Функции образования 11
Заключение 15
Список литературы: 16
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ»
КАФЕДРА «Социальных дисциплин»
ДИСЦИПЛИНА
«Социология»
Семестровая работа №2
«Социология
образования»
Специальность: «ВТиПО»
Выполнил: ст. гр. БВТ-09-5
Тян Р.В.
Проверила:
Алматы
2012
Оглавление
Введение 3
Предмет и метод социологии образования 4
Взаимосвязь образования и общества 7
Функции образования 11
Заключение 15
Список
литературы: 16
Становление социологии образования, как самостоятельной дисциплины началось в конце XIX века с работ Эмиля Дюркгейма, но при этом исследования, посвящённые образованию, проводились и раньше.
Предшественник
Дюркгейма, Карл Маркс показал связь содержания
и функций образования с классовой структурой
общества. Дюркгейм считал, что образование
является одним из способов передачи подрастающим
поколениям ценности господствующей культуры. Впосл
Социологию
образования интересуют социальные
характеристики образования, влияние
на него социальных институтов, социальной
макро- и микросреды. Социология представляет
собой целостную систему
На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные) социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология образования.
Философская
энциклопедия, определяет предмет социологии
образования, как социальной природы:
"Социология образования - отрасль
социологии, изучающая образование
как социальный институт, как форму
и средство общественной жизни".
А.Майер пишет, что социология образования
"...имеет своим предметом
Объектом
социологии образования является сфера
образования как социальное явление;
люди, их объединения и организации
в системе образования, где происходит
функционирование процессов образования,
действуют определенные субъекты в
форме разнообразных учебных
занятий, где в ходе таких занятий
складываются определенные системы
взаимоотношения людей. Таким образом,
объектом изучения является образование
с позиций его социальной природы.
Всякое социологическое исследование начинается с анализа документов:
Среди методов анализа документов выделяется два основных вида:
Традиционный основывается на анализе материала, логике текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Количественно-качественный анализ основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели с последующей ее обработкой.
Часто применяется метод наблюдения, т.е. сбор информации об объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий. Наблюдения бывают:
Метод наблюдения дает хороший результат в сочетании его с методом опроса.
Опрос
- это метод сбора социальной информации
об изучаемом объекте в ходе непосредственного
(интервью) или опосредованного (анкетирование)
социально-психологического общения
социолога и опрашиваемого
Анкетирование
в исследованиях процесса образования
применяется для сбора
Одним из современных видов метода интервью являются фокусированные интервью, носящие дискуссионный характер, что стимулирует расширение взгляда на предмет исследования.
Эффективность
методов социологического исследования
в значительной степени определяется
уровнем профессионализма исследователей,
а также комбинированным
Образование
является открытой социальной системой,
оно связано с другими
"Системообразующими"
компонентами в
Концептуальные нормы законов "Об образовании" явились фундаментом разработки законов для каждого из уровней образования (о высшем образовании, о среднем образовании, об общем образовании, о дополнительном образовании и т.д.). Следующим этапом стали разработка и принятие концепций, доктрин, программ развития образования, т.е. обобщающих документов, регламентирующих, систематизирующих и организующих дальнейшее реформирование образования.
В
Республике Казахстан на 2005-2010 годы
разработана Государственная
Целью Программы является модернизация национальной системы многоуровневого образования на основе приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года для повышения качества подготовки человеческих ресурсов и удовлетворения потребностей личности и общества.
Основными задачами Программы являются:
- обеспечение
доступности качественного
- совершенствование
нормативной правовой базы
- воспитание
казахстанского патриотизма,
- приоритетное
развитие государственного
- обновление
содержания и структуры
- переход на
12-летнее среднее общее
- реструктуризация
системы профессионального
- создание целостной
трехступенчатой модели
- повышение качества
подготовки
- интеграция
с мировым образовательным
- создание национальной
системы оценки качества
- формирование
единой образовательной
- совершенствование
учебно-методического и
- укрепление
материально-технической базы
- интеграция
образования, науки и
- создание механизмов, привлечения ресурсов секторов экономики для повышения качества образования;
- повышение социального
статуса педагогических