Социология образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 08:44, аттестационная работа

Описание

Предшественник Дюркгейма, Карл Маркс показал связь содержания и функций образования с классовой структурой общества. Дюркгейм считал, что образование является одним из способов передачи подрастающим поколениям ценности господствующей культуры. Впоследствии Р. Коллинз показал, влияние различных статусных групп на развитие образования, на формирование его стандартов. Американский социолог Толкотт Парсонс с позиций структурного функционализма проанализировал роль школьного класса как специфической социальной системы.

Содержание

Введение 3
Предмет и метод социологии образования 4
Взаимосвязь образования и общества 7
Функции образования 11
Заключение 15
Список литературы: 16

Работа состоит из  1 файл

социология образования.docx

— 39.83 Кб (Скачать документ)

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ  АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

«АЛМАТИНСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ»

КАФЕДРА «Социальных дисциплин»

ДИСЦИПЛИНА  «Социология» 
 
 
 
 
 

Семестровая работа №2

«Социология образования» 
 
 
 
 
 

Специальность: «ВТиПО»

Выполнил: ст. гр. БВТ-09-5

Тян Р.В.

Проверила: 
 
 
 
 
 
 
 
 

Алматы 2012 

Оглавление

Введение 3

Предмет и метод социологии образования 4

Взаимосвязь образования и общества 7

Функции образования 11

Заключение 15

Список литературы: 16 
 
 

 

Введение

   Становление социологии образования, как самостоятельной  дисциплины началось в конце XIX века с работ Эмиля Дюркгейма, но при этом исследования, посвящённые образованию, проводились и раньше.

Предшественник  Дюркгейма, Карл Маркс показал связь содержания и функций образования с классовой структурой общества. Дюркгейм считал, что образование является одним из способов передачи подрастающим поколениям ценности господствующей культурыВпоследствии Р. Коллинз показал, влияние различных статусных групп на развитие образования, на формирование его стандартов. Американский социолог Толкотт Парсонс с позиций структурного функционализма проанализировал роль школьного класса как специфической социальной системы. 
 

 

Предмет и метод социологии образования

 

 Социологию  образования интересуют социальные характеристики образования, влияние  на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология представляет собой целостную систему социологических  знаний, состоящую из 3 уровней:

  • общесоциологический (общетеоретический) уровень;
  • специальные (частные) социологические теории;
  • эмпирические социологические исследования.

 На  базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные) социологические  теории среднего уровня. Сюда относится  и социология образования.

 Философская энциклопедия, определяет предмет социологии образования, как социальной природы: "Социология образования - отрасль  социологии, изучающая образование  как социальный институт, как форму  и средство общественной жизни". А.Майер пишет, что социология образования "...имеет своим предметом социологическое  исследование общих социальных закономерностей  образования и воспитания как  социального процесса и их функций  на всех уровнях взаимодействия общественных сил". В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной организации  образования: "...социология образования  имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности  и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образования есть специальная социологическая  наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы  образования и ее подсистем с  обществом, прежде всего с его  социальной структурой".

 Объектом  социологии образования является сфера  образования как социальное явление; люди, их объединения и организации  в системе образования, где происходит функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в  форме разнообразных учебных  занятий, где в ходе таких занятий  складываются определенные системы  взаимоотношения людей. Таким образом, объектом изучения является образование  с позиций его социальной природы. 

 Всякое  социологическое исследование начинается с анализа документов:

  • официальных: указы и постановления правительства, планы работы, материалы печати, личностные документы;
  • неофициальных: мемуары, письма, фотографии, заявления;
  • специальных: анкеты, тесты, протоколы наблюдений.

 Среди методов анализа документов выделяется два основных вида:

  • традиционный
  • качественно-количественный (контент-анализ).

 Традиционный  основывается на анализе материала, логике текста, обоснованности и достоверности  приводимых сведений. Количественно-качественный анализ основывается на переводе текстовой  информации в количественные показатели с последующей ее обработкой.

 Часто применяется метод наблюдения, т.е. сбор информации об объекте путем  непосредственного восприятия и  прямой регистрации событий. Наблюдения бывают:

  • систематическое, проводимое регулярно в течение определенного периода;
  • простое, носящее эпизодический, случайный характер;
  • включенное, когда социолог непосредственно включен в изучаемый учебно-воспитательный процесс, контактирует и действует совместно с наблюдаемыми;
  • не включенное, без общей жизнедеятельности наблюдателя с наблюдаемыми;
  • кратковременное, в течение 1-2 часов;
  • длительное, в течение ряда лет.

 Метод наблюдения дает хороший результат  в сочетании его с методом  опроса.

 Опрос - это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения  социолога и опрашиваемого путем  регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.

 Анкетирование в исследованиях процесса образования  применяется для сбора информации о массовых социальных явлениях и  позволяет получить значительный объем  эмпирической информации в короткий срок и анонимно. К недостаткам  этого метода относится невозможность  проконтролировать ситуацию ответа на вопрос, его самостоятельность  и полноту. Преодолеть эти недостатки помогает метод интервью, когда информация об исследуемом объекте получается в процессе личного общения с  респондентом по специально составленному  вопроснику.

 Одним из современных видов метода интервью являются фокусированные интервью, носящие  дискуссионный характер, что стимулирует  расширение взгляда на предмет исследования.

 Эффективность методов социологического исследования в значительной степени определяется уровнем профессионализма исследователей, а также комбинированным применением  набора методов, наиболее соответствующих  его целям и условиям проведения.

 Образование является открытой социальной системой, оно связано с другими социальными  системами. Процесс образования  взаимодействует с другими социальными  процессами и является одним из важнейших  механизмов социализации человека, продолжающимся всю его жизнь. 

 

Взаимосвязь образования и  общества

 

      "Системообразующими" компонентами в образовательном  законодательстве стран СНГ являются  законы "Об образовании", которые  выполняют функции основ законодательства  в области образования.  В них  впервые были сформулированы  принципы государственной политики  в образовании, которые и послужили  основой для реформирования образовательных  систем. Сравнительный анализ законов  "Об образовании" свидетельствует  о том, что данные принципы  сходны для всех государств  Содружества:

  • общедоступность образования;
  • светский характер образования;
  • гуманистический характер образования;
  • приоритет общечеловеческих ценностей;
  • приоритет свободного развития личности;
  • принцип воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей среде, Родине, семье;
  • принцип единства обучения и воспитания;
  • принцип единства культурного и образовательного пространства;
  • принцип защиты и развития национальной культуры (национальных ценностей);
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления образованием;
  • автономность образовательных учреждений;
  • научность (обеспечение научного характера образования);
  • адаптивность и прогнозируемость системы образования;
  • преемственность;
  • непрерывность;
  • тесная связь образования с наукой и производством,
  • мировой уровень образования.

      Концептуальные  нормы законов "Об образовании" явились фундаментом разработки законов для каждого из уровней  образования (о высшем образовании, о среднем образовании, об общем  образовании, о дополнительном образовании  и т.д.). Следующим этапом стали  разработка и принятие концепций, доктрин, программ развития образования, т.е. обобщающих документов, регламентирующих, систематизирующих  и организующих дальнейшее реформирование образования.

    В Республике Казахстан на 2005-2010 годы разработана Государственная программа  развития образования.

    Целью Программы является модернизация национальной системы многоуровневого образования на основе приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года для повышения качества подготовки человеческих ресурсов и удовлетворения потребностей личности и общества.

    Основными задачами Программы являются:

- обеспечение  доступности качественного образования  для всех слоев населения;

- совершенствование  нормативной правовой базы функционирования национальной системы образования на основе дальнейшей демократизации управления образованием;

- воспитание  казахстанского патриотизма, толерантности,  высокой культуры, уважения к правам и свободам человека;

- приоритетное  развитие государственного языка;

- обновление  содержания и структуры образования  на основе отечественных традиций, мирового опыта и принципов  устойчивого развития;

- переход на 12-летнее среднее общее образование;

- реструктуризация  системы профессионального образования  и подготовки кадров в соответствии  с критериями МСКО;

- создание целостной  трехступенчатой модели подготовки  кадров (бакалавриат - магистратура - докторантура), основанной на аккумулирующей кредитной системе обучения;

- повышение качества  подготовки высококвалифицированных  и конкурентоспособных кадров  для всех отраслей экономики;

- интеграция  с мировым образовательным пространством;

- создание национальной  системы оценки качества образования;

- формирование  единой образовательной информационной  среды;

- совершенствование  учебно-методического и научного  обеспечения образовательного процесса;

- укрепление  материально-технической базы системы  образования;

- интеграция  образования, науки и производства;

- создание механизмов, привлечения ресурсов секторов  экономики для повышения качества образования;

- повышение социального  статуса педагогических работников, совершенствование финансового,  кадрового обеспечения системы  образования, подготовка менеджеров  образования;

Информация о работе Социология образования