Социология образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 08:44, аттестационная работа

Описание

Предшественник Дюркгейма, Карл Маркс показал связь содержания и функций образования с классовой структурой общества. Дюркгейм считал, что образование является одним из способов передачи подрастающим поколениям ценности господствующей культуры. Впоследствии Р. Коллинз показал, влияние различных статусных групп на развитие образования, на формирование его стандартов. Американский социолог Толкотт Парсонс с позиций структурного функционализма проанализировал роль школьного класса как специфической социальной системы.

Содержание

Введение 3
Предмет и метод социологии образования 4
Взаимосвязь образования и общества 7
Функции образования 11
Заключение 15
Список литературы: 16

Работа состоит из  1 файл

социология образования.docx

— 39.83 Кб (Скачать документ)

- обеспечение  баланса государственного, общественного  и личностного интересов в  системе многоуровневого непрерывного  образования.

    Для реализации поставленных задач необходимо:

- трансформировать  содержание образования от знание  центристского к «компетентностному», ориентированному на результат;

- привести материально-техническую  базу, предметно-пространственную среду и учебно-методическое обеспечение организаций образования в соответствие с современными социально-экономическими условиями и требованиями учебно-воспитательного процесса;

- усилить языковую, информационную, экологическую, экономическую  и правовую подготовку обучающихся;

- усовершенствовать  структуру и содержание профессиональных образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров всех уровней образования;

- обеспечить  преемственность уровней образования  по содержанию и продолжительности обучения.

    Также с развитием коммерческой структуры в рамках образования гуманистическая функция будет развиваться интенсивнее, так как бюджетные учебные заведения в классическом варианте выполняют заказ государства, находясь между требованиями общественной эффективности и необходимостью формирования полноценной личности, негосударственные - выполняют заказ общества, осуществляя права родителей и педагогическое право независимых субъектов образования, способствуя тем самым становлению гражданского общества. Главное чтобы наше общество не превратилось в единый класс интеллигенции, не то работать будет некому. А у нас в стране наблюдается такая тенденция.

     В самых разных сферах деятельности все  чаще требуется не квалификация, а  компетентность, которую можно рассматривать  в виде своеобразной суммы навыков, присущих индивидууму и включающих в себя квалификацию в строгом  смысле этого слова, социальные поведенческие  характеристики и способность работать в группе, инициативность и готовность к риску, способность принимать  решения, просчитывать их возможные  последствия и нести за них  ответственность. Посему ставится необходимым  в профессиональной функции имен такой аспект. Вузовской системе  сегодня необходимо "снабдить" выпускника, кроме чисто профессиональных знаний, навыков, умений ориентироваться  во все возрастающем потоке информации, еще и способностью к общению, умением работать в коллективе и  быть готовым к решению конфликтных  ситуаций, к постоянному обновлению и пополнению знаний. При этом "снабжать" преподаватели должны в условиях, когда произошла кардинальная трансформация  основной преподавательской функции: он перестал быть источником информации и даже ее интерпретатором. Он сегодня - своеобразный проводник. Запастись  знаниями и, используя методические новации, спокойно транслировать их, пополняя лишь время от времени, уже  невозможно, так как наблюдается  стремительный поток информации. Таким образом, изменение требований к подготовке специалистов высшей квалификации автоматически "тянет" за собой  и проблему кадрового преподавательского корпуса, который вынужден не просто повышать квалификацию, а коренным образом трансформироваться. Интенсивно (хотя и не всегда эффективно) проводящиеся реформы сориентированы, прежде всего, на усиление гибкости и вариативности  системы высшего образования. Они  предусматривают развитие разнотипных  учебных заведений и разнообразных  направлений подготовки будущих  специалистов. Таким разом преобразовалась  функция социального и культурного  изменения. При переходе к системе  внешнего оценочного тестирования образование приобрело статус важнейшего средства социальной мобильности, выступая в качестве канала массовых социальных перемещений из одних социальных групп, слоев в другие. Кризисные тенденции в обществе определили и развитие социально-культурных функций образования. В учебные планы внесены курсы философии, социологии, политологии, истории. Усилилось внимание к формированию экологического сознания будущих специалистов. Ряд западных университетов ввел самостоятельную дисциплину "Социальная экология", основывающуюся на системном подходе к социальным и собственно экологическим проблемам.

Постепенно усиливается  влияние тех вузовских ученых и преподавателей, которые считают  необходимым усилить формирование духовных качеств личности, развивать  у студентов способность целостно видеть мир, осознавать значение актуальных социальных проблем и межличностных  отношений, овладевать чувством социальной ответственности. С этой целью широко моделируется "проигрывание" различных  жизненных ситуаций и человеческих отношений в малых группах  с помощью социометрических процедур. Интереснейшие эксперименты такого рода проводятся в ряде западноевропейских стран. Гуманитаризация содержания образования на естественнонаучных и технических направлениях учебы  весьма выразительно проявляется в  США, где в прошлом подготовка специалистов в большинстве вузов  носила сугубо прагматический, узкопрофессиональный характер.

 

Функции образования

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Понятие ввёл Герберт  Спенсер. По его мнению социальный институт в обществе выполняет функцию  регулирования социальных процессов  и явлений по случаю сохранения стабильности между ними. В дальнейшем Т. Веблен, Ж. Ренар, Р. Хейлброннер рассматривают  социальные институты как группы людей, объединённых совместной идеей, чувством солидарности и т.п. для  выполнения какой-либо функции. Потом  понятие это переходит в рамки  системы норм, регулирующих поведение  людей либо системы социальных ролей: поведения и социальных отношений. Для примера приведу высказывание американских учёных П. Хортона и  Ч. Канта: «ассоциация - это организованная группа людей, в то время как институт - организованная система поведения  либо, другими словами, организованная система социальных отношений, включающая общие ценности и процедуры, находящиеся  в соответствии с общими потребностями общества». Становление социальных институтов неразрывно связанно с процессом разделения труда и дифференциацией чувственно-предметной деятельности (усовершенствование языка, например). Именно координация совместных усилий порождает институт общества. Посему институтуализация имеет самозадачей не только выработку правил, социальных норм, обеспечивающих процесс деятельности, но и наличие определённых организаций, в рамках которых осуществляется деятельность. Следуя из этого, Я. Щепанский, В.А. Конева объясняют социальный институт как систему учреждений.

Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко  разработанной идеологии, системе  правил и норм, а также развитом социальном контроле над их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено  разделение на статусы и роли в  соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в  целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок  в обществе.

Функция (от лат.- исполнение, осуществление) - назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому. Функция социального института - это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Об институте говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института. Или, как  определяет дисфункцию мой социологический  словарь, это «любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы». К примеру, экономические институты по мере своего развития предъявляют повышенные требования к тем социальным функциям, которые должен выполнять институт образования. Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем - к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества. Поэтому деятельность социального института рассматривается как функция, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Функции и дисфункции социальных институтов бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное - о том, что из этого получилось. К явным функциям школы как института образования относятся: приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у института, школы есть также и скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться выпускнику на ступеньку выше неграмотного сверстника, завязывание прочных дружеских школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Не говоря уже о целом ряде таких латентных функций, как формирование взаимодействия классной комнаты, скрытого учебного плана и ученических субкультур. Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными - закрепление социального неравенства между имеющими высшее образование и не имеющими такового.

Функции бывают присущими различным институтам общества. Итак, первой и важнейшей  миссией любого социального института  является удовлетворение важнейших  жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может  существовать как токовое. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворение потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э.Дюркгейм: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребности она соответствует».

Список универсальных, т.е. присущих всем институтам функций  можно продолжить, включив в него функцию закрепления и воспроизводства  общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующею и  коммуникативную функции. Но это  функции, присущие всем институтам.

В имеющейся  научной литературе имеют место  различные точки зрения относительно содержания функций образования  и их систематизации. Некоторые исследователи  берут за основу результат влияния  системы образования на личность и поэтому поводу называют такие  их виды как социализация личности, снабжение её соответствующими знаниями и навыками и многие другие. Так, например, Л.М. Коган выделяет трансляцию знаний и социального опыта от поколения к поколению (трансляционная), ценностно ориентировочную, гуманистическую (человекообразующая), адаптационную. Другие же исследователи своим взглядом охватывают роль образования в структуре  общества и потому выделяют функции, направленные на реализацию социальных программ в рамках общностей и  общества. П.О. Кенкманн выделяет такие  функции: социальную (воспроизвеление  социальной структуры общества), профессиональную (подготовка членов общества к выполнению определённой профессиональной деятельности), гуманистическую (передача знаний и  культуры новыи поколениям), идеологическую (формирование у подростающего поколения  идейной направленности, жизненной  позиции). В.Т. Лисовский помимо оговорённых  только что выделяет ещё и моральную, направленную на освоение норм морали, и политическую, что состоит в  воспитании политической культуры, умения анализировать. Третья когорта исследователей называет функции, влияющие на экономику, социальную структуру, духовную культуру и т.д. общества в целом. В основном они выделяют экономическую, которая  ещё именуется профессионально-экономической  либо профессионально-образовательной, и социальную. Множество исследователей выделяют множество функций, и как  правило, к уже имеющимся приписывают  по своему видению новые, а на самом  деле старые, но объединённые либо по-другому  названные. Например, А.В. Кооп помимо экономической  и социальной выделяет ещё культурно-гуманистическую, а Ф.Р. Филлипов - гуманистическую, политико-воспитательную и культурно-воспитательную функции. В этом примере интегрирующей  является гуманистическая (человекообразующая) функция. Но не только в этом примере, но во многих других, так как все  остальные функции образования  вытекают из неё либо выступают её модификациями.

В целом основные функции образования можно условно  поделить на:

  • социально-культурные, направленные на развитие духовной жизни общества, где высшей школе принадлежит решающая роль, ибо она не только непосредственно влияет на формирование личности, но и закладывает чувство социальной ответственности, позволяет сохранить, развить, транслировать духовное наследие.
  • социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией;
  • социально-политические, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы;

При этом необходимо отметить, что взаимодействие и переплетение вышеназванных функций достаточно высоко.

Основные тенденции  в развитии образования в современном  мире определяются коллективной волей  государств, подписавших Всеобщую декларацию прав человека. Удовлетворение интересов  личности, как высшая гуманистическая  функция образования, положено и  в основание предложений Ассоциации университетов ЮНЕСКО. Гуманистическая  функция должна получить своё развитие именно в тот период, когда многие государства вышли из власти тоталитарного  режима. Экономический подход (в  качестве идеологического постулата) существенно деформирует реализацию присущих образованию функций, и  реальную образовательную политику. Этот подход увязывает образование  лишь с его социально-экономической  функцией - обслуживанием сферы производства и социально-культурной инфраструктуры профессиональными работниками  различного уровня квалификации. Но в  условиях кардинальных изменений в  мире в результате стремительного усложнения общественной, политической, духовно-культурной жизни, введения в оборот информации о сложных процессах глобального  характера человек, чтобы адекватно  ориентироваться, а тем более  осознанно участвовать в этих процессах и выносить правильные оценочные суждения, должен быть хорошо образованным. Зависимость между  уровнем развития общества и качественными  характеристиками состава населения  описана еще в 1920-е годы П. Сорокиным. В его известной работе "Современное  состояние России" читаем: "Судьба любого общества зависит прежде всего  от свойств его членов. Общество, состоящее из идиотов или бездарных  людей, никогда не будет обществом  преуспевающим. Дайте группе дьяволов великолепную конституцию, и все  же этим не создадите из нее прекрасное общество… общество, состоящее из талантливых и волевых лиц, неминуемо  даст более совершенные формы  общежития»

Информация о работе Социология образования