Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 08:44, аттестационная работа
Предшественник Дюркгейма, Карл Маркс показал связь содержания и функций образования с классовой структурой общества. Дюркгейм считал, что образование является одним из способов передачи подрастающим поколениям ценности господствующей культуры. Впоследствии Р. Коллинз показал, влияние различных статусных групп на развитие образования, на формирование его стандартов. Американский социолог Толкотт Парсонс с позиций структурного функционализма проанализировал роль школьного класса как специфической социальной системы.
Введение 3
Предмет и метод социологии образования 4
Взаимосвязь образования и общества 7
Функции образования 11
Заключение 15
Список литературы: 16
- обеспечение
баланса государственного, общественного
и личностного интересов в
системе многоуровневого
Для реализации поставленных задач необходимо:
- трансформировать
содержание образования от
- привести материально-
- усилить языковую,
информационную, экологическую, экономическую
и правовую подготовку
- усовершенствовать
структуру и содержание
- обеспечить
преемственность уровней
Также с развитием коммерческой структуры в рамках образования гуманистическая функция будет развиваться интенсивнее, так как бюджетные учебные заведения в классическом варианте выполняют заказ государства, находясь между требованиями общественной эффективности и необходимостью формирования полноценной личности, негосударственные - выполняют заказ общества, осуществляя права родителей и педагогическое право независимых субъектов образования, способствуя тем самым становлению гражданского общества. Главное чтобы наше общество не превратилось в единый класс интеллигенции, не то работать будет некому. А у нас в стране наблюдается такая тенденция.
В
самых разных сферах деятельности все
чаще требуется не квалификация, а
компетентность, которую можно рассматривать
в виде своеобразной суммы навыков,
присущих индивидууму и включающих
в себя квалификацию в строгом
смысле этого слова, социальные поведенческие
характеристики и способность работать
в группе, инициативность и готовность
к риску, способность принимать
решения, просчитывать их возможные
последствия и нести за них
ответственность. Посему ставится необходимым
в профессиональной функции имен
такой аспект. Вузовской системе
сегодня необходимо "снабдить"
выпускника, кроме чисто профессиональных
знаний, навыков, умений ориентироваться
во все возрастающем потоке информации,
еще и способностью к общению,
умением работать в коллективе и
быть готовым к решению конфликтных
ситуаций, к постоянному обновлению
и пополнению знаний. При этом "снабжать"
преподаватели должны в условиях,
когда произошла кардинальная трансформация
основной преподавательской функции:
он перестал быть источником информации
и даже ее интерпретатором. Он сегодня
- своеобразный проводник. Запастись
знаниями и, используя методические
новации, спокойно транслировать их,
пополняя лишь время от времени, уже
невозможно, так как наблюдается
стремительный поток
Постепенно усиливается
влияние тех вузовских ученых
и преподавателей, которые считают
необходимым усилить
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
Понятие ввёл Герберт
Спенсер. По его мнению социальный институт
в обществе выполняет функцию
регулирования социальных процессов
и явлений по случаю сохранения стабильности
между ними. В дальнейшем Т. Веблен,
Ж. Ренар, Р. Хейлброннер рассматривают
социальные институты как группы
людей, объединённых совместной идеей,
чувством солидарности и т.п. для
выполнения какой-либо функции. Потом
понятие это переходит в рамки
системы норм, регулирующих поведение
людей либо системы социальных ролей:
поведения и социальных отношений.
Для примера приведу
Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле над их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
Функция (от лат.- исполнение, осуществление) - назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому. Функция социального института - это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Об институте говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института. Или, как определяет дисфункцию мой социологический словарь, это «любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы». К примеру, экономические институты по мере своего развития предъявляют повышенные требования к тем социальным функциям, которые должен выполнять институт образования. Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем - к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества. Поэтому деятельность социального института рассматривается как функция, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Функции и дисфункции социальных институтов бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное - о том, что из этого получилось. К явным функциям школы как института образования относятся: приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у института, школы есть также и скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться выпускнику на ступеньку выше неграмотного сверстника, завязывание прочных дружеских школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Не говоря уже о целом ряде таких латентных функций, как формирование взаимодействия классной комнаты, скрытого учебного плана и ученических субкультур. Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными - закрепление социального неравенства между имеющими высшее образование и не имеющими такового.
Функции бывают присущими различным институтам общества. Итак, первой и важнейшей миссией любого социального института является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как токовое. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворение потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э.Дюркгейм: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребности она соответствует».
Список универсальных,
т.е. присущих всем институтам функций
можно продолжить, включив в него
функцию закрепления и
В имеющейся
научной литературе имеют место
различные точки зрения относительно
содержания функций образования
и их систематизации. Некоторые исследователи
берут за основу результат влияния
системы образования на личность
и поэтому поводу называют такие
их виды как социализация личности,
снабжение её соответствующими знаниями
и навыками и многие другие. Так,
например, Л.М. Коган выделяет трансляцию
знаний и социального опыта от
поколения к поколению (трансляционная),
ценностно ориентировочную, гуманистическую
(человекообразующая), адаптационную.
Другие же исследователи своим взглядом
охватывают роль образования в структуре
общества и потому выделяют функции,
направленные на реализацию социальных
программ в рамках общностей и
общества. П.О. Кенкманн выделяет такие
функции: социальную (воспроизвеление
социальной структуры общества), профессиональную
(подготовка членов общества к выполнению
определённой профессиональной деятельности),
гуманистическую (передача знаний и
культуры новыи поколениям), идеологическую
(формирование у подростающего поколения
идейной направленности, жизненной
позиции). В.Т. Лисовский помимо оговорённых
только что выделяет ещё и моральную,
направленную на освоение норм морали,
и политическую, что состоит в
воспитании политической культуры, умения
анализировать. Третья когорта исследователей
называет функции, влияющие на экономику,
социальную структуру, духовную культуру
и т.д. общества в целом. В основном
они выделяют экономическую, которая
ещё именуется профессионально-
В целом основные
функции образования можно
При этом необходимо
отметить, что взаимодействие и переплетение
вышеназванных функций
Основные тенденции
в развитии образования в современном
мире определяются коллективной волей
государств, подписавших Всеобщую декларацию
прав человека. Удовлетворение интересов
личности, как высшая гуманистическая
функция образования, положено и
в основание предложений