Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Социология"
Социологическое исследование – это совокупность сознательных усилий исследователя, включающая в себя отбор, поиск, разработку методов и процедур анализа информации, в наибольшей степени отвечающих исследовательской цели. Если опрос общественного мнения позволяет измерить оперативный слой мнений и суждений, то социологическое исследование предполагает выход на уровень убеждений людей. Особая роль социологических исследований заключается в изучении динамики связей, причин, мотивов развития конкретного социального явления или процесса; в разработке рекомендаций и социальных технологий, их дальнейшего совершенствования и развития; в разработке прогнозов развития социальных явлений и процессов. В конечном итоге прикладные исследования призваны дать научно-обоснованную информацию для принятия управленческих решений.
Методология – наука о методах, исходных принципах, приемах и способах эмпирического и теоретического научного исследования. Другими словами это система принципов научного исследования. Уровни социологической методологии: 1) анализ философских оснований социологического познания; 2) анализ проблем теоретического познания; 3) анализ проблем эмпирического исследования; 4) методический анализ процедур, техник, инструментария, организация исследования; 5) уровень практического и междисциплинарного контекста социологического исследования. Этапы социологического исследования – это определенные стадии реализации взаимосвязанных и взаимообусловленных действий исследователя, характеризующихся относительной независимостью. Если систематизировать мнения и суждения различных авторов по определению основных этапов социологического исследования, то можно выделить четыре основных этапа: подготовительный, этап полевых работ, обработка материалов и оформление выводов исследования.
Подготовительный этап. На этом этапе решаются исходные задачи, во многом определяющие успех исследования, его научную и практическую значимость. Прежде всего, необходимо определить тему исследования, так как она нуждается в научном оформлении, грамотной формулировке проблемной ситуации. Существенное значение приобретает анализ проблемной ситуации. Далее составляется проект методологической и методической частей программы социологического исследования, разрабатывается инструментарий – это набор специально разработанных документов методического характера, приспособленных к методам сбора социологической информации (бланки анкет, карточки наблюдения и т.д.), предусматриваются способы обработки (например, разрабатываются программы обработки данных на ЭВМ). Составляется рабочий план исследования, предусматривается решение различных процедурных вопросов. На этом же этапе требуется проверить инструментарий исследования путем проведения пилотажных исследований. Наряду с этим необходимо собрать и проанализировать предварительную статистическую информацию об объекте исследования. Завершается подготовительный этап разработкой окончательного варианта методологической, методической и процедурной частей программы социологического исследования.
Этап полевых работ. Начинается изучение объекта исследования согласно принятой программы. В ходе полевых работ исследователь должен придерживаться основных принципов поведения: объективность, корректность, конкретность, контактность, ненавязчивость, профессиональность и соблюдение анонимности опроса. Ему нужно знать, как находить контакт с респондентами, как разрешать кризисные ситуации. Для того, чтобы не пропускать ни одного мероприятия и четко организовать свою работу, исследователю необходимо разработать подробный график работ на год, квартал, месяц, декаду. График этот должен включать все виды деятельности, планируемые для данного периода с обозначением времени, места и имен исполнителей. На этом же этапе происходит уточнение целей и задач исследования, так как анализ предварительной информации, полученной по различным источникам иногда приводит к необходимости отказаться от первоначальных представлениях об изучаемом объекте. Образно говоря, проходит строгий экзамен всего исследовательского проекта. Завершается этап полевых работ систематизацией и подготовкой полученной информации к обработке и анализу.
Обработка социологической информации. На этом этапе происходит преобразование полученных данных с целью сделать их компактными, пригодными для анализа и интерпретации. На этом же этапе полезно будет сделать предварительный анализ полученной информации: каково ее качество, количество, определиться какая информация нужна дополнительно. Данный этап завершается передачей обработанной информации для окончательного анализа и оформления выводов исследования.
Этап анализа и оформления выводов исследования. Существуют различные виды оформления выводов: аналитическая записка, научная записка, промежуточный научный отчет, полный научный отчет, докладная записка. Каждая из этих форм отчетности имеет свою специфику, направленность, содержание, объем и адресатов.
2. Существуют
различные критерии
Социологические опросы могут быть выборочными и сплошными, в зависимости от представительности информации. В зависимости от частоты проведения опросы делятся на одноразовые и многоразовые (панельные). Очень часто применяются зондажные опросы в исследованиях общественного мнения.
Интервьюирование бывает двух основных типов: стандартизированное и простое. Стандартизированное или формализированное интервью – это проведение опроса респондента по заранее составленным вопросам (карточка-интервью). Простое интервью – как правило, проводится в период разведывательных работ на объекте. Но и в этом случае и в другом интервьюирование проводится в соответствии с программой социологического исследования. Кроме них существуют различные виды интервью.
Пилотажное интервью – короткое интервью, выясняющее отдельные стороны проблемы и имеющее значение для уточнения некоторых сведений.
Фокусирующее интервью – с его помощью снимается реакция респондента по важнейшим проблемам, «заставляя» его уходить от второстепенных вопросов.
Глубинное интервью – исследователь определяет круг проблем, сохраняя полную свободу в способе ведения беседы, а респондент свободен в форме ответов, гипотеза не сформулирована.
Социометрический метод – это метод количественных измерений и анализа структуры взаимоотношений в малых социальных группах.
При проведении социометрического опроса необходимо соблюдать ряд основных требований.
1) Опрос проводится в малых группах, имеющих опыт совместной работы, учебы, проживания (не менее года).
2) Размер
исследуемых групп примерно 7-30 человек.
Меньшее число не дает
3) Выбранный
социометрический критерий
4) Опрос должен проводиться посторонним для этой группы лицом с целью сохранения анонимности.
5) Перед опросом необходимо определить число возможных выборов.
Причиной какого-либо выбора, осуществляемого одним индивидом в отношении другого индивида может быть какая-то деятельность, называемая социометрическим критерием. Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые служат основанием для установления неформальной структуры в данной группе. Их выбор определяется задачами исследования. Различают следующие основные типы критериев.
Производственные критерии выявляют взаимоотношения на уровне производственной деятельности. Непроизводственные критерии выявляют ситуации, не связанные с производственной деятельностью: отношения на отдыхе, в общественной работе. Прогностический критерий выясняет структуру ожидания отношений членов группы. Положительный критерий предполагает объединение партнеров: «С кем бы Вы хотели работать за одним станком?» Отрицательный критерий – это критерий, предполагающий выделение из группы лиц, с которыми бы не хотел сотрудничать опрашиваемый. Также используются двойные и одинарные социометрические критерии. Двойные критерии предполагают возможность взаимного равенства партнеров. Например: «С кем бы Вы хотели поехать в отпуск?» Одинарный критерий предполагает неравенство партнеров: «Кого из членов группы Вы избрали бы старостой?» В различной литературе встречаются и другие разновидности социометрических критериев, но вышеназванные – это критерии общего характера. Например, когда выборам приписывают некоторый балл и вес, социометрический критерий называют взвешенным. Пример: «С кем из Вашей группы Вы согласились бы поехать отдыхать в первую очередь, во вторую и т.д.?» Если в ответ на вопрос респонденту предлагается выбрать кого-либо из группы, не упорядочивая их, критерий называется невзвешенным. Если число выборов, разрешенных респонденту, ограничено (например, «укажите не более трех человек»), социометрический критерий называется параметрическим. Если же респондент может выбрать любое число членов группы, то критерий называется непараметрическим. Выделяют еще аутосоциометрические критерии, которые направлены на изучение осознания структуры межличностных отношений в группе членами группы. Иногда их называют тестами социальной перцепции. Например: «Кто из членов группы избрал бы Вас старостой группы?»
При формировании социометрических критериев необходимо соблюдать определенные правила.
1) В социометрическом критерии должны быть отражены взаимоотношения между членами коллектива.
2) Социометрический
критерий должен
3) Критерий
не должен ограничивать
4) Критерии
должны быть значимыми и
5) Критерий
должен быть сформулирован
Метод экспертных оценок (экспертного опроса) – это метод получения социологической информации путем проведения опроса экспертов и применяется там, где требуется квалифицированное суждение об исследуемой проблеме. Эксперт – это специалист в определенной сфере знаний и деятельности. Можно выделить три основные функции метода экспертной оценки в социологическом исследовании: прогноз тенденций развития различных явлений и процессов, оценка степени достоверности полученной информации (например, методами опроса, наблюдения, анализа документов и т.п.), аттестация кадров работников по уровню их социально-профессиональной активности. Все это позволяет в значительной мере повысить обоснованность практических рекомендаций, используемых в управленческой деятельности.
При формировании группы экспертов на первом этапе отбора в качестве критериев целесообразно использовать два признака: род занятий и стаж работы по интересующему нас профилю. При необходимости учитываются также уровень, характер образования, опыт общественно-политической деятельности, возраст и др. Первый список экспертов может быть весьма широким, однако в последующем его целесообразно «сузить», так как не каждый человек способен выступить в роли эксперта.
Центральный среди всех критериев отбора экспертов – их компетентность. Для ее определения наиболее простая и удобная форма – самооценка экспертов. Это совокупный индекс, рассчитанный на основании оценки экспертами своих знаний, опыта и способностей по ранговой шкале с позициями «высокий», «средний», «низкий». При этом первой позиции приписывается числовое значение «1», второй – «0,5», третьей – «0». В таком случае совокупный индекс – коэффициент уровня компетентности эксперта вычисляется по формуле:
(1)
где k1 – числовое значение самооценки экспертом уровня своих теоретиче-
ских знаний,
k2 – числовое значение самооценки практического опыта,
k3 – числовое значение самооценки способности к прогнозу.
Метод Дельфы - это итерационная процедура, позволяющая подвергнуть мнение эксперта критическому анализу со стороны всех остальных. Итеративность означает повторяющееся действие. Упрощенный вариант этого метода хорош тем, что отсутствует необходимость математических расчетов, снижается вероятность ошибок, связанных с обработкой числовых данных, снижается время на проведение исследования.
1)
Руководитель индивидуально
2)
Оценки экспертов
3) На шкале оценок наносятся квантили Q1; M=Q2; Q3 таким образом, чтобы число экспертов и оценок разделить на 4 равные доли. М – это медиана, то есть среднее значение числового ряда.
4)
Каждому члену группы
5)
Определяются результаты
Преимущества метода в следующем: управляемая обратная связь, анонимность, возможность оценки, мотивация изменения мнения экспертов.
Недостаток метода - влияние мнения большинства на экспертные оценки в последующих за первым туром итерациях.
Априорное ранжирование – это расстановка приоритетов, основанная на экспертной оценке специалистов, компетентных в исследуемой области.
Преимущества априорного ранжирования: простота метода; небольшой объем работ; универсальность и оперативность.
Недостатки априорного ранжирования: определенная субъективность; вли-яние квалифицированных экспертов на конечную оценку.
Метод сводится к следующему.
1)
Специалистом, проводящим экспертизу,
на основании анализа