Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:18, реферат
Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.
Метод
социометрических измерений или
Социометрия используется для диагностики
межличностных и межгрупповых отношений
в целях их изменения, улучшения
и совершенствования. С помощью
социометрии можно изучать
Этапы социометрического опроса.
1-й этап: Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.
2-й этап: Разработка социометрических критериев.
Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:
· формальные/неформальные - Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные - изучают неформальные отношения.
· двойные/одинарные - Двойные - изучают отношения партнёрства. Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.
· прогностические - позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
· сильные (или значимые)/слабые (незначимые) - Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.
Требования к критериям
1. Ограниченное количество (3-4); 2. логическая связь между собой; 3. критерии должны вызывать интерес; 4. смысл критериев должен быть понятен испытуемым; 5. критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.
3-й этап: Выбор типа процедуры социометрического исследования. Социометрия может проводится в двух вариантах:
Непараметрическая процедура
При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано человек -- основная константа социометрии, где N -- количество человек в группе.
Для
непараметрической процедуры константа
одинакова, как для человека, делающего
выбор, так и для человека, выбор получающего.
Параметрическая процедура
Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина "социометрического ограничения" должна выбираться в пределах 4-5 выборов). Величина ограничения - d - называется социометрическое ограничение или лимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс: где Р(А) -- вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3];
4-й этап: Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты. При проведении социометрии, возможны два варианта:
· I вариант - Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии.
· II вариант - Социометрия является предметом самостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким:
- готовятся списки членов группы; - каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером - этот номер становится его шифром.
Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы:
- заголовок; - инструкцию - количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов; - подписание карточки (разборчиво).
В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
5-й этап: Непосредственно проведение социометрии.
Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках (в них оставлено место для фамилии, стоят номера вопросов, под каждым вопросом -- цифры от 1 до 5 в столбик) или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов.
Социометрическая
процедура сама по себе является достаточно
серьезным эмоциональным
Снизить общую напряжённость ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.
· необходим
доверительный контакт с
· стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.
· мягкое формулирование целей тестирования.
В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты:
· каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь ни с кем и не размышляя вслух над своими выборами;
· при заполнении необходимо учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (для облегчения можно написать на доске или дать участникам полные списки группы);
· при ответе настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа "всех", "любого", "никого"; желательно во всех вопросах ограничиваться тем числом выборов, которые предложены психологом.
6-й этап: Непосредственно обработка и интерпретация результатов
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются:
1. табличный (социометрическая матрица),
2. графический (социограмма)
3. и
индексологический (
Существуют различные способы оформления социометрической карточки; в зависимости от целей исследования выбирается тот или иной способ. Если группа небольшая по составу, карточка может быть оформлена так:
Фамилии
членов группы |
Критерии выбора | ||
I
Дежурство |
II
Праздник |
III
Совместный проект | |
Медведев | + | + | |
Лисицына | + | ||
Волков | – | – | |
Зайцев | + | ||
Ежов | + | ||
Кабанов | + | ||
Хомякова | – |
Респондентов просят отметить крестиком фамилии тех индивидов, которых они выбирают и прочерком тех, кого отклоняют по соответствующему критерию. Большой размер группы предполагает, что каждый выбирающий будет фиксировать в социокарточке индивидов, удерживаемых в его активном сознании.
Можно применять
также и такой вид социометриче
Ф.И.О.________________________ |
С кем
из своих коллег вы предпочли бы
выполнять служебное задание? Укажите
не более двух фамилий.
1) _______________ 2) __________________ |
С кем
из своих коллег вы не хотели бы выполнять
служебное задание? Укажите не более
двух фамилий.
1) _______________ 2) __________________ |
Кого
из своих коллег Вы пригласили бы на день
рождения в первую очередь? Укажите не
более двух фамилий.
1) _______________ 2) __________________ |
Кого
из своих коллег Вы пригласили бы на
день рождения в последнюю очередь? Укажите
не более двух фамилий.
1) _______________ 2) __________________ |
Частым вариантом проведения социометрии является включение выбранных заранее критериев (вопросов) в процедуру более обширного анкетирования, например, в анкету, направленную на изучение удовлетворенности трудом или учебой. В этом случае не следует помещать социометрические вопросы в начало анкеты, так как они могут вызвать повышенную настороженность отвечающих, в таком варианте отдельные социометрические карточки не используются.