Современные формы занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:32, реферат

Описание

Цель данной курсовой работы - изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо:
• раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
• проанализировать безработицу и современное состояние российского рынка труда в целом по России;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по занятости № 2.doc

— 592.00 Кб (Скачать документ)

      Сегодня на одну вакансию в среднем по России претендуют 10 безработных. Это наиболее точно характеризует ситуацию в экономике и на рынке труда. Дело даже не в том, что люди оказываются без работы, а в практическом отсутствии шансов себя реализовать. Вакансии же начинают появляться с оживлением производства и сферы услуг, т.е. с созданием новых рабочих мест. Особенно тяжелая ситуация складывается в моногородах и закрытых территориальных административных формированиях, где в отличие от больших городов у людей нет выбора места работы (на весь город одно предприятие или шахта), нет возможности заняться своим делом (даже торговлей), потому что у потенциальных покупателей - таких же безработных - нет денег

2. Регулирование  рынка труда

2.2 Современные подходы к регулированию рынка труда в странах Европейского Союза

      Многие зарубежные страны формируют новые подходы к регулированию национальных рынков труда и сферы занятости в постоянно изменяющихся условиях глобальной экономики. Поэтому для России, являющейся активным участником мирового экономического сообщества, важной задачей становится изучение опыта развитых стран в данной области и, в частности, европейских государств, применяющих помимо традиционных, сложившихся в течение всей истории развития рыночной экономики, совершенно новые подходы к пониманию, оценке перспектив и разработке политики государственного регулирования рынка труда.

     Европейские страны отличаются большим разнообразием в подходах к регулированию сферы занятости и рынка труда. Так, во Франции, Германии и Скандинавских странах действует достаточно жесткое трудовое законодательство, строго регулирующее взаимоотношения между работодателями и наемными работниками в вопросах найма, увольнения и условий работы. Активную роль на рынке труда играют профсоюзы, использующие различные меры отстаивания своей позиции - от принятия отраслевых коллективных соглашений до забастовок, проведение которых разрешено законом. Например, в Германии профсоюзы напрямую участвуют в управлении предприятиями, когда в состав совета директоров компании входят представители профсоюзной организации в количестве, необходимом для принятия или отклонения тех или иных решений.

      Страны Северной Европы (Швеция, Финляндия, Норвегия) характеризуются созданием широкой системы социальной поддержки для всех граждан, финансируемой за счет общих доходов государства, а не за счет индивидуальных взносов. Цель этой системы состоит в том, чтобы уменьшить неравенство и несправедливость на основе равного доступа к базовым социальным благам. Активная политика государства в области занятости в таких странах, как Швеция и Норвегия, делает основной упор на меры по предупреждению безработицы в сочетании с поддержкой безработных. Политика занятости в этих странах включает в себя четыре основных элемента:

1) ограничительную фискальную  политику, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных компаний для снижения инфляционной конкуренции между ними в повышении заработной платы;

2) политику солидарности  в заработной плате, которая  преследует цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового положения предпринимателя или отраслевой принадлежности фирмы;

3) стимулирование создания  новых рабочих мест, а также  центров по подготовке и переобучению  кадров;

4) селективную (выборочную) поддержку в секторах экономики, имеющих низкие экономические показатели, но при этом обеспечивающих решение важных социальных задач.

      В отличие от стран континентальной Европы, регулирование рынка труда в Великобритании осуществляется с минимальным участием государства и профсоюзов. Наемные работники имеют право обратиться за защитой своих интересов в суд или в трибунал по вопросам трудовых споров в случае, если работодатель нарушает условия контракта о найме в отношении заработков, условий труда или режимов рабочего времени и т.д. Все трудовые споры рассматриваются в рамках прецедентного права, когда судьи и присяжные заседатели всесторонне исследуют причины и обстоятельства разногласий между работником и работодателем и выносят решения. Эта система формировалась в течение всей истории Великобритании и до сих пор применяется в Ирландии, США, Канаде, Австралии и других.

    Система социального страхования в этой стране предоставляет широкие возможности для поддержания уровня доходов в период безработицы. Пособия, выдаваемые государством гражданам, предоставляются в рамках государственной программы национального страхования, которая финансируется главным образом за счет обязательных страховых взносов со стороны работодателей и наемных работников. Выплаты по безработице осуществляются в течение одного года за счет страховых взносов потерявшего работу гражданина и активно ищущего новое занятие. По истечении года безработный может получать социальные выплаты, которые значительно меньше пособия. Помимо государственных программ все более широко применяются различные схемы дополнительного страхования по безработице, предлагаемые финансовыми организациями этой страны.               

      В Великобритании большое значение придается профессиональной подготовке кадров: действуют программы для молодежи, а также программы, совмещающие обучение безработных взрослых и их частичную занятость, при этом работодателям, предоставляющим рабочие места для приобретения опыта работы безработными, выплачиваются субсидии. В отношении граждан, находящихся без работы длительное время, осуществляются программы, стимулирующие их выход на рынок труда.

     В современных условиях, когда устойчивость экономики определяется ее способностью воспринимать изменения, адаптироваться к ним, а также предвидеть позитивные и негативные тенденции, способствующие или препятствующие развитию, возникает необходимость выработки новых подходов к регулированию социально-экономических процессов, в том числе в сфере занятости и рынка труда. Объединение экономического пространства послужило толчком к формированию целостной политики занятости для государств, входящих в состав ЕС.

    В 2000 г. была принята так называемая Лиссабонская стратегия, предусматривающая реформы экономики, рынка труда и социальной политики, направленные на поддержку экономического роста и роста занятости; она ставила задачи повышения уровня занятости населения, в том числе за счет граждан старших возрастов и молодежи, а также сокращения женской безработицы. Однако эти задачи не были решены.

В настоящее время  можно выделить несколько направлений, определяющих пути решения проблем  в области рынка труда в  странах ЕС и составляющих главные  аспекты современной политики занятости:

- увеличение численности  экономически активного населения  за счет привлечения в сферу занятости молодежи, женщин, граждан пенсионных возрастов (изменение законодательства, регулирующего использование труда этих категорий населения, стимулирование гибкой занятости, борьба с гендерной сегрегацией и другие);

- увеличение продолжительности активной трудовой жизни за счет стимулирования более раннего выхода молодежи на рынок труда, а также удержания людей старших возрастов в сфере занятости (снижение пенсионного возраста, отказ от досрочного вывода на пенсию, гибкие формы занятости и другие);

- стимулирование безработных  к выходу на рынок труда  за счет изменения системы  социального страхования, в том  числе страхования по безработице;

- повышение мобильности  рабочей силы внутри Евросоюза  за счет изменения миграционной  политики и ее ориентации на обеспечение свободы перемещений между странами ЕС и другие.

      Основными мерами гибкой политики занятости являются:

- мотивация профессиональной  подготовки работников в течение  всей жизни для повышения квалификации  или обучения вторым профессиям, повышающим шансы их трудоустройства при изменении конъюнктуры рынка труда;

- поддержка равных  возможностей для всех на рынке  труда;

- гибкость условий  занятости: организации работы  и рабочего времени, механизмов  формирования заработной платы, мобильности работников;

- изменение форм трудовых  контрактов с учетом потребностей  работодателей и работников;

- содействие использованию  современных информационных технологий  для реализации гибких форм  занятости;

- адаптация систем  социальной защиты для поддержки трудовой мобильности трудящихся.

       Таким образом, в большинстве развитых стран Европы проводится активная политика занятости, существуют развитые институты рынка труда, а также системы профессиональной подготовки населения и социального страхования, ориентированные на рынок труда.

 

2.2 Особенности занятости и экономической активности населения

В 2010-201 1 годах по основным индикаторам рынка труда в Алтайском крае закрепились положительные тенденции.

Численность экономически активного населения  Алтайском края возросла по сравнению с 2005 годом на 6,6 тыс. человек и составила 1302,5 тыс. человек в 2010 году (или 53% от численности населения края), из них в экономике занято 1187,5 тыс. человек.

Отмечается  рост числа занятых при одновременном сокращении общей безработицы и численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения.

С 2005 года численность  занятого населения увеличилась  на 8,4 тыс. человек (0,7%) с 1179,1 тыс. человек до 1 187,5 тыс. человек в 2010 году.

Общая численность  безработных в 2010 году снизилась  в среднем с 2005 годом на 1,8 тыс. человек (со 1 16,8 тыс. человек, или 9,0% от экономически активного населения, в 2005 году до 115 ,0 тыс. человек, или 8,8%, в 2010).

В сравнении  с 2005 годом снизилась численность зарегистрированных безработных - с 55,4 тыс. человек (на 01.01.2005) до 41,6 тыс. человек (на 01.01.2011) или на 13,8 тыс. человек (40,1%). При этом уменьшение численности зарегистрированных безработных отмечается во всех муниципальных образованиях.

       В связи со снижением численности безработных и ростом потребности работодателей в работниках (количество вакансий за 2005 
год составило 121,5 тыс. единиц, за 2010 год - 143,4 тыс. единиц) 
наметилась устойчивая тенденция к снижению коэффициента  
напряженности на рынке труда. Численность незанятых граждан, за- 
регистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну 
вакансию, уменьшилась с 15,4 до 7,5. -2,4

Исторически сложившееся размещение производительных сил

определило  нахождение значительной доли трудовых ресурсов в сельской местности. Доля сельского населения Алтайского края ста-

6и 1ьно  более чем в 1,5 раза превышает  долю сельского населения

Российской Федерации (45,2% и 26,2% соответственно), что услож-

няет решение задачи по обеспечению занятости населения края.

В 2010г. уровень общей безработицы (по методологии МОТ),

но данным Алтаикраистата, в среднегодовом  исчислении составил 10, 2% в районах, 7,6% - в городах. Уровень регистрируемой безработицы в среднем за 2010 год также выше в районах, чем в городах 4,4% и 1,9% соответственно). Данное соотношение уровня безработицы в городах и сельской местности наблюдается и в Сибирском федеральном округе и в целом в Российской Федерации.

Наибольшее количество зарегистрированных безработных граждан - около 70% - проживают в сельской местности региона.

 С 2005 года данное соотношение существенно не изменилось. При этом в каждом пятом населенном пункте (в 337 из 1598) отсутствуют работодатели-товаропроизводители. В этих населенных пунктах проживает порядка 50 тыс. человек трудоспособного возраста.

В перечень монопрофильных населенных пунктов, одобренной Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики (протокол заседания от 22 декабря 2010 года № 25), включены города: Алейск, Заринск, Новоалтайск с градообразующими предприятиями ЗАО «Алейскзернопродукт им. С.Н. Старовойтова», ОАО «Алтай-Кокс», ОАО «Алтайвагон» ее ответственно.

В результате реализации мер, направленных на стабилизацию 
си гуанин на рынке труда в 2011 году произошло снижение количества безработных и уровня безработицы к экономически активному населению в городах Заринске (с 4,4 до 2,6%) и Новоалтайске (с 4,5 до 1,4%). В г. Алейске отмечен рост с 3,9 до 4,3% за счет расформирования Войсковой части. Численность занятых в экономике многопрофильных городов практически осталась на уровне 2010 года составила: в г. Алейске - 10,4 тыс. человек, г. Заринске- 17,5 человек, г. Новоалтайске - 25,2 тыс. человек.

В целом с  учетом потребности экономики в  кадрах Алтайский край относится к трудоизбыточным регионам, характеризуется значительным, но пока недостаточно реализованным трудовым потенциалом.

В соответствии со сложившимся размещением производительных сил, структурой производства и особенностями экономики региона наибольшая доля занятых приходится на следующие отрасли сельское хозяйство (19,9%), оптовая и розничная торговля (17,4% обрабатывающие производства (13,0%), бюджетная сфера (24,3%)

     В последние годы отраслевые акценты в занятости смещаются от производства к сфере услуг, что с одной стороны связано со снижением объема производства, а с другой - с повышением производительности труда.

При этом сохраняется качественное и количественное несооветствие спроса и предложения рабочей силы, преимущественно структурного характера.

Развитие  системы  профессионального образования  без учета ситуации на рынке труда и требований инновационной экономики способствуют дисбалансу на рынке труда.

В настоящее  время относительный баланс спроса и предложения сложился в сельском хозяйстве (коэффициент напряженности (1.2), образовании (1,2), производстве и распределении электроэнергии (1,1), в финансовой сфере (0,9), в сфере транспорта и связи (0,8).  При этом сохраняется проблема постоянного недоукомплектования сельского хозяйства кадрами необходимой квалификации, компенсация низкой производительности труда объемом задействованных человеческих ресурсов.

Информация о работе Современные формы занятости