Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:32, реферат
Цель данной курсовой работы - изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо:
• раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
• проанализировать безработицу и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
В таких видах экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства и строительство, в 2010 году сложился дефицит рабочей силы. Коэффициенты напряженности составили 0.3; 0,5 и 0,4 человека на одну вакансию соответственно. Кроме того, постепенно растет напряженность в сфере здравоохранения. Если в 2007 году спрос и предложение были сбалансированы, то в 2010 году уже сформировался дефицит- 0,6 человек на одно рабочее место.
Таким образом, при наличии избытка трудовой силы в крае сохраняется дефицит в квалифицированных кадрах по отдельным специальностям
профессиям в обрабатывающем производстве, добыче полезных ископаемых, строительном комплексе, сфере здравоохранения.
В
связи с этим, при сохранении
трудоизбыточности региона в
среднесрочной перспективе,
2.3. Регулирование рынка труда в Алтайском
крае.
Политика регулирования
рынка как составная часть экономической
политики предусматривает достижения
трех основных целей:
1. стимулирование структурной перестройки
и ускорения процесса перераспределения
высвобождаемых работников;
2. наиболее быстрое вовлечение безработных
в трудовую жизнь;
3. предоставление работы каждому, кто
ее ищет.
Методом воздействия на занятость можно
отнести:
- прямые (административные): законодательное
регулирование, трудовое законодательство,
коллективные договоры.
- Косвенные (экономические): финансовая
монетарная, фискальная политика.
Политика занятости -
это совокупность мер прямого и косвенного
воздействия на социально-экономическое
развитие общества и каждого его члена.
Она имеет несколько уровней: общегосударственный,
региональный и локальный. Существуют
два основных варианта выбора средств
политики занятости: активный и пассивный.
Активная политика занятости - это совокупность
правовых, организационных и экономических
мер, проводимых государством с целью
снижения уровня безработицы. Она предусматривает
мероприятия, связанные с предупреждением,
профилактикой увольнений работников
для сохранения рабочих мест; обучение,
переподготовку и повышение квалификации
лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор
рабочих мест; финансирование создания
рабочих мест; организацию новых рабочих
мест через систему общественных работ.
Пассивная политика предусматривает
выплату пособий безработным и предоставление
услуг по подбору рабочего места через
государственную службу занятости.
Проведение активной государственной
политики занятости населения осуществляется
путем разработки и реализации федеральной
и региональной программ занятости, которые
формируются исходя из ситуации на рынке
труда и прогноза его развития. Государственная
политика на региональном уровне реализуется
в рамках федеральной программы, а так
же путем региональных и местных программ
содействия занятости населения, учитывающих
особенности демографического и социально-экономического
развития территории.
Региональное регулирование
занятости позволяет учитывать многие
особенности развития регионов и на их
основе разрабатывать конкретные целенаправленные
мероприятия по созданию условий занятости
в зависимости от форм собственности,
размеров предприятий и т.д.. Важным способом
смягчения ситуации на региональных рынках
труда может стать использование нестандартных
форм организации занятости (НФЗ). Оно
открывает возможность воздействия на
занятость путем ограничения предложения
рабочей силы на открытом рынке труда,
позволяет ограничивать масштабное высвобождение
занятых и предупреждать всплеск безработицы.
Внедрение НФЗ является мерой, отвечающей
как интересам индивидов и работодателей,
так и общества в целом. К числу разновидностей
НФЗ могут быть отнесены:
- частичная занятость, основанная на использовании
рабочей силы в течение времени ненормальной
и нестандартной продолжительности, включая
временную занятость (сезонная, поденная,
работа по контракту, временные общественные
работы и т.п.); занятость в течение неполного
рабочего дня или неполной рабочей недели;
чередование на рабочем месте (распределение
рабочего места в течение рабочей смены
нормальной продолжительности между двумя
и более работниками); работа неполный
день может быть весьма полезной, например,
учащиеся, которые получили бы возможность
совмещать учебу с работой, обеспечивая
тем самым прибавку к стипендии или зарабатывая
средства на платное обучение; для граждан,
обремененных семейными обязанностями.
Некоторым работникам предпенсионного
или пенсионного возраста так же удобно
завершать свою трудовую деятельность,
плавно переходя на сокращенный рабочий
день или неполную рабочую неделю. Таким
образом, частичную занятость не следует
рассматривать только как отрицательное
явление. Она - одна из форм занятости,
и поэтому так же должна регулироваться
законом. Существенным недостатком работы
на условиях временной занятости остается
отсутствие гарантий 6на постоянное трудоустройство.
При трудоустройстве на временные рабочие
места, граждане так же оказываются лишенными
и социальных гарантий (например, медицинской
страховки).
- Основанные на нетрадиционных способах
организации трудовой деятельности или
рабочего времени: надомный труд; совместительство
(или труд на принципах двойственной занятости);
гибкие графики труда;
Самозанятость предполагает самостоятельный
поиск трудовых занятий и создание рабочих
мест отдельными гражданами за счет их
собственных средств в целях получения
постоянного или временного дохода и удовлетворения
личных потребностей в самореализации.
Самозанятость является одним из важнейших
направлений предупреждения и смягчения
безработицы. Формами самозанятости являются
индивидуальная трудовая деятельности
и предпринимательство в сфере малого
бизнеса. В рамках государственной политики
занятости следует отметить роль фонда
занятости в регулировании рынка труда.
Так, государственный фонд занятости осуществляет
следующие выплаты:
- пособие по безработице;
- компенсации материальных затрат в связи
с их добровольным переездом в другую
местность по направлению службы занятости;
- оплату периода временной нетрудоспособности;
- стипендии при направлении службы занятости
на профессиональную подготовку, переподготовку,
повышение квалификации.
- Из фонда занятости возмещаются затраты
Пенсионного фонда в связи с назначением
досрочных пенсий безработным.
Глава 3
3.1. Особенности занятости населения г. Алейска
Начало рыночных реформ в г. Алейске сопровождалось резким спадом производства, сокращением общего числа рабочих мест, значительным ростом безработицы, обострением социальной напряженности.
За годы реформирования экономики появились и даже усилились такие характеристики занятости, которые несовместимы с рыночными отношениями: содержание излишнего персонала при спаде производства, невыплаты заработной платы, деформированная связь между трудовым вкладом работника и его доходами, во многих случаях неопределенность статуса занятого и незанятого лица. Очень слабо задействован рыночный механизм перераспределения рабочей силы по отраслям и видам деятельности. В результате сдерживаются прогрессивные структурные сдвиги в экономике, снижается производительность труда, уменьшаются возможности человека эффективным трудом обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. Все больше алейчан трудится в неподдающемуся учету теневом секторе экономике. Исследование подобной занятости является сегодня одной из важнейших проблем экономической науки и практики.
Со второй половины 1999 года, когда обозначился экономический рост, число вакансий начало быстро увеличиваться и численность безработных к концу 2000 года резко уменьшилась.
Во втором полугодии 2001 года произошло расформирование ракетной дивизии, приведшее к массовому высвобождению около 800 чел., в т.ч. военнослужащих, гражданского персонала и членов семей военнослужащих, что оказало дополнительное давление на рынок труда.
Для регулирования занятости населения принята Программа занятости населения г. Алейска на 2001-2003 г.г. При разработке этого документа принимались во внимание прогнозные оценки ситуации на рынке труда. которые на протяжении всех лет существования городской службы занятости подтверждались. Благодаря этому удается согласовывать усилия администрации города и работодателей, озабоченных снижением уровня безработицы. Представители администрации города непосредственно участвуют в разработке и реализации программы, входят в координационный комитет содействия занятости населения.
3.2. Рынок труда. Динамика
общей и регистрируемой безработицы.
Формирование и регулирование рынка труда- одна из ключевых проблем рыночной экономики. Это обусловливает важность основных закономерностей его формирования и функционирования. Именно в рамках рынка труда реализуются процессы купли-продажи важнейшего фактора производства - рабочей силы .
Рынок труда - это совокупность реальных и потенциальных продавцов и покупателей рабочей силы, а также отношения между ними.
Уже одиннадцать лет в России существует реальный рынок труда, реализуется государственная политика занятости, направленная на сдерживание безработицы и смягчение вызываемых ею негативных последствий.
Рынок труда в г. Алейске, как и в России, формируется в беспрецедентно сложной обстановке – после длительного периода командно-административных методов в экономике и иждивенческого настроя общества, в условиях накапливающихся социально-экономических проблем переходного периода.
Исследования рынка труда города выявили ряд опасных тенденций:
рост доли застойных безработных;
-распространение теневых
форм занятости среди лиц,
- растущий разрыв между нормальными требованиями ищущих работу к содержанию, условиям, оплате труда и фактическим положением применительно к каждой вакансии.
Численность экономически активного населения составила:
в 1998 году-12762 чел.. (41,3 % от общей численности населения)
в 1999 году - 10991 чел. (36,1 % от общей численности населения )
в 2000 году-11009 чел. (36,5% от общей численности населения).
В их числе: занятое в экономике население, динамика которого представлена на рис. 1.6 и безработные по МОТ - 1998 г.-1822 чел.(14,3%) , 1999 год - 1515 чел. (13,8%), 2000 год-1509 чел. (13,7%).
Рис. 1.6 Занятое в экономике население
Проанализировав табл. 1.4 можно сделать вывод, что если в 1998 году вектор изменения численности зарегистрированных безработных совпадал с вектором изменения общего их числа, то в 1999 году и в 2000 году картина изменилась. По сравнению с 1998 годом в 1999 году численность официально зарегистрированных безработных снизилась в 7,6 раз, а общая численность безработных выросла в 1.1 раза. Анализ показал, что в 1999 году в службу занятости обращался только каждый десятый безработный. Устойчивое снижение регистрируемой безработицы отражало не реальные процессы на рынке труда, а ужесточение порядка регистрации безработных под влиянием сузившихся финансовых возможностей службы занятости.
Динамика
общей и регистрируемой
|
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 Г. |
Численность безработных по МОТ |
1822 |
2080 |
1509 |
1722 |
1907 |
на конец периода |
|||||
Численность безработных, |
1571 |
206 |
213 |
1055 |
565 |
Зарегистрированных в службе занятости, на конец периода, чел. |
Уровень официальной безработицы на 01.01.2002 года составил 5,5% и по сравнению с 2001 годом увеличился на 4,4%.
Рост численности безработных связан с:
- расформированием войсковой части 34159;
- своевременной выплатой пособия и увеличением минимального размера пособия до 20% прожиточного минимума;
- выдачей медицинского полиса, выплатой дотаций за квартплату и коммунальные услуги, что служит привлекательным фактором по обращению граждан для регистрации в центре занятости населения.
Увеличение численности незанятого населения на официальном рынке труда повлекло за собой увеличение напряженности с 8,7 на 01.01.2001 г. до 47 на 01.01.2002 г. незанятых граждан, ищущих работу на одно вакантное место.
Динамику обратившихся в СЗ можно проанализировать по рис. 1.7
Рис. 1.7 Динамика обратившихся в службу занятости.
В составе обратившихся можно
выделить категории граждан,
1-ранее не работавшие, ищущие работу впервые 2-имеющие длительный перерыв в работе молодежь в возрасте 16-29 лет подростки, в возрасте 14-17 лет высвобожденные работники |
Рис. 1.8 Состав граждан, обратившихся в службу занятости
Как фактор, требующий особого внимания, следует рассматривать высокий уровень женской безработицы. Доля женщин в числе обратившихся в 2001 году (1614 чел.) составляет 65% от общего числа обратившихся . За 9 мес. 2002 г. в поиске работы обратилось 1277 женщин ( 60% от общего числа обратившихся).
На рис. 1.9 представлено как безработные распределились по уровню образования.
1-имеющие высшее 2- имеющие неполное высшее образование 3- имеющие среднее профессиональное образование 4- имеющие начальное профессиональное образование –имеющее среднее общее образование 6 – не имеющие полного среднего образования |
Рис. 1.9 Распределение безработных граждан по уровню
В профессионально-
Важнейшим показателем эффективности работы службы занятости является численность трудоустроенных. Рост числа вакансий с 320 ед. в 2001 г. до 1202 ед. за 9 мес. 2002 года привел к расширению возможностей трудоустройства. Соотношение числа обратившихся в поиске работы и численности трудоустроенных представлено на рис. 1.10
Рис. 1.10 Соотношение числа
и численности трудоустроенных.
Одним из определяющих показателей при трудоустройстве человека является заработная плата предлагаемых вакансий. Практика показывает, что средняя заработная плата по заявленным вакансиям, как правило ниже, чем средняя заработная плата в городе. При этом в каждой третьей вакансии предлагается зарплата ниже прожиточного минимума, половину составляют вакансии с зарплатой в пределах от прожиточного минимума до средней заработной платы по городу, и только в шестой части предлагается зарплата выше средней по городу.
Немалую роль в трудоустройстве безработных играет организация общественных работ и временных работ по трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Начиная с 2001 года эти работы финансируются за счет средств федерального, городского бюджетов и средств работодателей на условиях софинансирования. Численность граждан, трудоустроенных на указанные виды работ заметно возросла ( рис. 1.11)
Рис. 1.11 Динамика трудоустроенных на общественные
Необходимость рационального
использования сегодняшней
Рис. 1.12 Динамика численности граждан, направленных на
профобучение. Оказание профориентационных услуг.
Развиваются и такое направление активной политики службы занятости, как трудоустройство несовершеннолетних граждан в период летних каникул и в свободное от учебы время. В 2000 году по этой программе было трудоустроено 362 подростка, а в 2001 году уже 658 чел.
По предложению службы занятости, при отсутствии возможности для трудоустройства, гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата и имеющим стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию. В течение 2001 года досрочно на пенсию было отправлено 13 чел. За 9 мес. 2002 года этот показатель составил 28 чел. В основном это граждане, высвобожденные в связи с ликвидацией ракетной дивизии.