Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:28, реферат
В современном обществе наблюдается оживление феномена стихийной, нетрадиционной, неканонической религиозности.
Введение 3 стр.
Глава 1. многообразие религиозных организаций в
современном обществе.
1.1 история возникновения религиозных организаций 4-6 стр.
1.2 основные типы религиозных организаций 6-8 стр.
1.3 новые типы религиозных организаций и причины их
возникновения. 8-10стр.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. А.М.Горького
ФИЛОСОФСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра
социальной философии
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ПО СОЦИОЛОГИИ
НА ТЕМУ:
«Современные религиозные организации как
пространство
социального взаимодействия»
Выполнил
Студент
2 курса:
Новоселов
Н.Г.
Научный
руководитель:
Потеряева
О.Б.
Первоуральск,
2011 год
Оглавление
Введение
Глава 1. многообразие религиозных организаций в
современном обществе.
1.1 история возникновения
религиозных организаций
1.2 основные типы
религиозных организаций
1.3 новые типы религиозных организаций и причины их
возникновения.
Введение
В современном обществе наблюдается оживление феномена стихийной, нетрадиционной, неканонической религиозности. Большинству населения незнакомы, а то и просто чужды традиционные формы религиозной жизни. Возвращение к религии происходит не в результате церковной проповеди, а вследствие саморазвития светской культуры и идеологии. Средства массовой информации, деятели культуры, представляющие определенные политические и национальные интересы, играют в процессе религиозного обновления едва ли не большую роль, чем духовенство.
Современную религиозность отличает легкость принятия нового религиозного опыта, новых религиозных понятий, но в то же время и сложность полного разрыва с русско-советской культурной традицией и потому предопределенность различных форм взаимодействия с православием. А оно практикой религиозной организации и деятельностью своих руководителей часто дает поводы к справедливой критике.Эти причины побуждают человека к поискам смысла жизни, системы ценностей в сфере антидуховности, уводящей его от реализации объективных интересов, а в критических ситуациях — подвергающей риску его душевное здоровье и саму жизнь. Духовная анемия общества, порожденная кризисными явлениями в экономике, политике и социальной сфере, подрывает культурную почву, лишает человека способности адаптации к жизненным обстоятельствам и поворотам индивидуальной судьбы.
Противостоять такому разрушению основ общественной и индивидуальной жизни может только стремление к добру, правде и справедливости. В этом своем душевном порыве человек встречается со многими препятствиями, испытывает боль утрат и унижений, тяжелый гнет страха и отчаяния. Поэтому он нуждается в утешении, поддержке, помощи. Он ждет любви и прощения от других людей, ищет их в религии.
Поэтому в своей курсовой работе, я хочу разобраться в многообразии
современных
религиозных организаций. Их влияния на
современного человека.
Глава
1. Многообразие религиозных организаций
в современном обществе
1.1 История
возникновения религиозных организаций.
Первичным звеном института религии является религиозная группа. Она возникает на основе совместного отправления религиозных обрядов, то есть символических действий, в которых воплощаются те или иные религиозные представления.
Историки свидетельствуют, что в первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства и общественной жизни и не выделялись в самостоятельный вид деятельности. Круг участников культовых действий совпадал с кругом участников трудовых и иных социальных действий. Поэтому религиозная группа по своему объёму совпадала с другими социальными группами - племенами, родом, соседской общиной и т.п. Одним из существенных признаков, отделявших один род или племя от другого, было совместное отправление членами данного рода или племени религиозных обрядов. Первоначально в культовых действиях участвовали на равных основаниях все члены первобытной общины. Дифференциация их функций при отправлении обрядов происходит лишь по полу и возрасту. В зависимости от уровня развития данных общностей ведущую роль в культовой деятельности играют либо женщины, либо мужчины. Однако по мере усложнения общественной жизни выделяются специальные люди, которые играют всё более важную роль в обрядах. Постепенно в религиозных группах вычленяются специалисты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы. Они образуют своеобразную профессиональную группу, занятую таким видом деятельности, как организация и проведение обрядов.
Вначале эти профессионалы, по-видимому,
избирались общиной и не имели никаких
привилегий. Однако, позднее, по мере монополизации
культовой деятельности, этот профессиональный
слой превращается в особую социальную
группу и становится частью родовой верхушки.
Развитие процесса институциализации
религии приводит к формированию такой
системы отношений, при которой руководители
общин, старейшины племён и другие деятели,
осуществляющие в них функции управления,
одновременно играли ведущую роль в религиозной
жизни общины. Как отмечает немецкий историк
И.Г. Бахофен, в Древней Греции на стадии
разложения родового строя военный руководитель
являлся одновременно и верховным жрецом.
Это связано с тем обстоятельством, что
вся общественная жизнь на данном этапе
была сакрализована.
Все наиболее важные события внутриобщинной жизни и межобщинных отношений сопровождались совершением культовых действий. Однако здесь ещё имеет место совпадение религиозной и социальной общности. Становление раннеклассового общества приводит к существенному усложнению общественной жизни, в том числе и религиозных представлений, а также к изменению социальных функций религии. На передний план выходит задача по регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих кругов, доказательству сверхъестественного происхождения власти правителей. И тогда начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий - богослужение и вместе с ним организация служителей культа - жреческие корпорации. Жреческая корпорация - это непросто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальная прослойка, или точнее, сословия.
В разных странах и регионах формирование
этого сословия происходит не одинаково.
В одних странах жреческое сословие формируется
как особое сословие внутри знати, из которой
выделяется группа семей, специализирующихся
в данной области, и передающая своё знание
и социальное положение по наследству.
В других странах это сословие образует
замкнутую касту, занимающую господствующее
положение в общественной жизни (например,
брахманы в Индии).
Но и на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института. Здесь ещё осуществляется тесное переплетение хозяйственно-экономической деятельности, государственно-правового регулирования и культовой практика. В раннеклассовых обществах храмы были собственностью государства и в них накапливались огромные богатства. Жреческое сословие в определённой степени является составной частью государственного аппарата. Но экономическая мощь храмов и роль жречества как обладателя и распределителя этого богатства создаёт основу для его автономии в рамках государства, превращает жречество в своеобразное «государство в государстве».
В исторической, социологической и философской литературе развернуто, показана определяющая роль жрецов в становлении государственной правовой системе общества. Однако, эта роль, главным образом, связывается с тем, что жрецы были самым образованным слоем раннеклассового общества. М. Вебер и Э. Дюркгейм убедительно показывали, что ведущая роль жрецов определялась не только тем, что они были самым образованными людьми своего времени, а той ролью, которую в общественной жизни раннеклассового общества играл сакральный элемент.
Государственно-правовая регламентация в этих обществах являлась составной частью культовой системы.
Идеологическое регулирование носило синкретическую форму, включающую в себя, наряду с моральными, и характер религиозного, и государственного - правового регулирования.
По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного сознания и социальных институтов, связанное также с усложнением религиозного сознания и культовой деятельности, привело к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синтетических отношений и институтов. Постепенно вместе с самоопределением других надстроечных систем происходит самоопределение религиозной системы. Этот процесс связан с конструированием религиозных отношений.
Важнейшей целью религиозных организаций
является нормативное воздействие на
их членов, формирование у них определённых
целей, ценностей, идеалов. Осуществление
этих целей достигается посредством выполнения
ряда функций:
1) Выработка
систематизированного
2) Разработка систем его защиты и оправдания;
3) Руководство и осуществление культовой деятельности;
4) Контроль и осуществление санкций за исполнением религиозных норм;
5) Поддержка
связей со светскими организациями, государственным
аппаратом.
Появление религиозных организаций объективно
обусловлено развитием процесса институционализации,
одним из следствий которого является
усиление системных качеств религии, появление
собственной формы опредмечивания религиозной
деятельности и отношений. Решающую роль
в этом процессе сыграло выделение устойчивого
социального слоя, противостоящего основой
массе верующих - служителей культа, которые
становятся во главе религиозных институтов
и которые сосредотачивают в своих руках
всю деятельность по производству, трансляции
религиозного сознания и регуляции поведения
массы верующих.
1.2 основные
типы религиозных организаций
В развитой форме религиозные организации представляют собой сложный социальный институт. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже чётко разделяются управляющая и управляемая подсистемы. Первая подсистема включает в себя группу людей, занимающихся выработкой и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем за поведением, включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью.
Регулирование этих отношений осуществляется
при помощи так называемых организационно-
Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию.
Церковь
- это тип религиозной организации со сложной
строго централизованной и иерархизированной
системой взаимодействия между священнослужителями
и верующими, осуществляющей функции выработки,
сохранения и передачи религиозной деятельности
и контроля за поведением людей. Церковь,
как правило, имеет большое количество
последователей. Принадлежность к церкви
определяется не свободным выбором индивида,
а традицией. Фактом своего рождения в
той или иной религиозной среде, на основе
определённого обряда индивид автоматически
включается в данную религиозную общность.
В церкви отсутствует постоянное и строго
контролируемое членство.
Секта
- возникает в результате отделения от
церкви части верующих и священнослужителей
на основе изменения вероучения и культа.
Характерными чертами секты являются:
сравнительно небольшое количество последователей,
добровольное постоянно контролируемое
членство, стремление отгородиться от
других религиозных объединений и изолироваться
от мирской жизни, претензия на исключительность
установок и ценностей, убеждение в «избранничестве
Божьем», проявление оппозиционности
и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие
деления на священнослужителей и мирян.
Провозглашение равенства всех членов
организации.
Информация о работе Современные религиозные организации как пространство социального взаимодействия