Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:28, реферат
В современном обществе наблюдается оживление феномена стихийной, нетрадиционной, неканонической религиозности.
Введение 3 стр.
Глава 1. многообразие религиозных организаций в
современном обществе.
1.1 история возникновения религиозных организаций 4-6 стр.
1.2 основные типы религиозных организаций 6-8 стр.
1.3 новые типы религиозных организаций и причины их
возникновения. 8-10стр.
Харизматический
культ - можно рассматривать в качестве
одной из разновидностей секты. Он имеет
те же основные характеристики. Особенность
же харизматического культа связана с
процессом его формирования. Данная религиозная
организация создаётся на основе объединения
приверженцев какой-то конкретной личности,
которая признаёт себя сама и признаётся
другими в качестве носителя особых божественных
качеств (харизмы). Основатель и руководитель
такой религиозной организации объявляется
либо самим Богом или представителем Бога
или какой-либо сверхъестественной силы
(например, Сатана). Харизматический культ,
как правило, малочислен, в нём в более
яркой степени выражены претензии на исключительность,
изоляционизм, фанатизм, мистицизм.
Деноминация
- это промежуточный тип религиозной
организации, в зависимости от характера
образования и тенденции эволюции соединяющей
в себе черты церкви и секты. От церкви
она заимствует относительно высокую
систему централизации и иерархический
принцип управления, отказ от политики
изоляционизма, признание возможности
духовного возрождения, а следовательно
и спасения души для всех верующих. С сектой
же её сближает принцип добровольности,
постоянства и строгой контролируемости
членства, претензия на исключительность
установок и ценностей, идея богоизбранничества.
Необходимо
иметь в виду, что приведённая
классификация религиозных организаций
в какой-то мере является условной. Реально
в обществе постоянно продолжают идти
церковно-образовательные и сектобразовательные
процессы. Возникающие харизматические
культы, секты в процессе своей эволюции
могут превратиться в церкви. Так, например,
возникли и христианство, и ислам. В свою
очередь от церквей постоянно отделяются
какие-то группы и образуют секты.
1.3 Новые
типы религиозных организаций и причины
их возникновения.
В современном обществе религиозная деятельность перестала носить сверх важный характер в жизни человека, подобно тому как это было в более ранние периоды, скорее она стала дополнением к основным видам деятельности, что вынуждает религиозные системы к более гибким формам организации деятельности.
Двадцатый век существенно изменил представления о религиях. Помимо реформаторских изменений в ортодоксальных религиях, появления новых религиозных систем претерпели существенные изменения сами формы религиозности.
В современной социологии, как отмечалось
ранее, выделяют четыре типа религиозных
организаций:
·
церковь
·
деноминация
·
секта
·
харизматическая
община
Однако наблюдения за современными религиозными общинами дают возможность выделить дополнительные типы религиозных организаций:
Миссия
- ограниченная, относительно постоянная
группа людей, находящаяся на содержании
центральной организации, собирающая
вокруг себя «переменный состав». Поскольку
рядовые члены общины не имеют прямой
связи с центральной формой религиозной
организации. Существуют религиозные
типы миссий. Так некоторые миссионерские
организации (кришнаиты, Свидетели Иеговы)
получают материальную помощь от центральной
организации (книги, периодические издания
и др.) некоторые («Белый лотос») запускают
миссионеров в свободное плавание, поддерживая
их только идеологически. Можно заметить,
что миссия несет черты как высокоструктурированной
организации (церкви), так и харизматической
общины. Подобное объединение становится
возможным благодаря эффекту индуцированной
харизматичности, который заключается
в искусственном повышении харизматической
притягательности лидера миссии путем
использования специальных методов контроля
сознания. Миссии являются одной из наиболее
распространенных форм структурирования
неорелигиозных организаций.
Семейная
группа (ячейка) - представляет собой
структурное подразделение церквей (в
основном харизматических), не имеющая
собственного юридического статуса, в
котором определенное количество участников
(до 10-15) осуществляют виды религиозной
деятельности не требующие большого количества
участников: обсуждение священных текстов
и прослушанных проповедей, совместные
моления, разбор поведения участников
и т.д. Иногда в подобных группах практикуется
финансовая или иная взаимопомощь.
Группа по интересам - представляет собой объёдинение небольшого количества членов, не имеющая социальной структуры и харизматического лидера. Такого рода религиозные организации существуют недолго, превращаясь в харизматическую группу или распадаясь. Любопытно, что зачастую члены подобных групп не осознают свою систему как религиозную, несмотря на то, что она обладает всеми признаками религии, что порождает ряд правовых вопросов. Значительное количество подобных групп не зарегистрированы или зарегистрированы в качестве общественных организаций.
Значимость
подобного рода организаций можно было
бы недооценивать, если забыть, что печально
известное Белое братство начиналось
именно как группа по интересам.
Полувоенные организации - Попытки структурировать религиозную систему по военному образцу известны достаточно давно. Достаточно вспомнить рыцарские ордена, секту асасинов и т.д. Однако аналогичные организации в наше время имеют определенные особенности. Прежде всего, организация не имеет над человеком юридической власти, подобно тому, как это было в перечисленных выше религиозных системах прошлого или современной армии. Скорее военная организация представляет собой некую игру, содержащую игрушки: форму, знамена, атрибутику. Игровые формы поведения, такие как игра «начальник-подчиненный», «парад» и т.д.
Ярким
примером полувоенной организации
является Саентологическая церковь высшей
структурой, которой является так называемая
Морская организация, для члены которой
носят форму, имеют звания и т.д.
Ассоциации
- объединения нескольких религиозных
общин с целью осуществления совместной
деятельности. Помимо того, что ассоциация
может выступать как единая структура
в светской жизни, все чаще наблюдаются
примеры совместных молений представителей
разных церквей, что и позволяет говорить
об ассоциациях как отдельной форме религиозных
организаций.
Мультилевелные структуры. Зародившись первоначально, как коммерческие организации, мультилевелные структуры приобретают всё больше религиозных элементов. Разумеется, сами последователи соответствующих систем отрицают их религиозный характер, что с юридической точки зрения не дает возможности характеризовать их как таковые. Однако, вопрос о религиозности той или иной системы уже давно перестал быть легко разрешаемым в приложении ко многим из современных учений.
В завершение перечислим
Религиозная деятельность перестала носить сверхважный характер в жизни человека, подобно тому как это было в более ранние периоды, скорее она стала дополнением к основным видам деятельности, что вынуждает религиозные системы к более гибким формам организации деятельности.
Развитие социальной психологии сделало возможным появление "религиозного маркетинга", т.е. использование манипулятивных методов с целью повышения эффективности прозелитистской деятельности религиозных общин.
Смешение
сакрального и коммерческого
в деятельности, как организаций, так
и конкретных проповедников, которое индуцируется
доминированием экономических ценностей
в общественной жизни, а также правовым
регулированием деятельности религиозных
общин со стороны государства.
Глава
3. Религиозные ритуалы и их воспитательная
функция
3.1 понятие
религиозных ритуалов.
Значительное место в любой религиозной
системе занимает религиозный культ. Само
слово "культ" (от лат. - поклонение,
почитание) говорит о том, что составляет
содержание этого понятия. Под культом
понимается религиозное почитание различных
предметов, сверхъестественных существ,
в форме обрядов, таинств, праздников,
жертвоприношений и т.п. С их помощью, как
полагают верующие, можно "вступить
в контакт" с богом, "святыми" или
иными сверху естественными силами, умилостивить
их, заручиться их поддержкой в земных
делах.
Ритуал - система действий, совершаемых жрецом, знахарями, представителями церкви, хозяином или хозяйкой. Все ритуалы в основном должны строго сохранять порядок произношения текста и порядок действий.
Религиозные ритуалы связаны с важными событиями в жизни человека. Важные моменты в жизни человека, как правило, отмечаются не только им самим, но и членами его семьи, родственниками, друзьями и др., поэтому религиозные ритуалы представляют собой в большинстве случаев коллективные действия. Они совершаются по случаю рождения, имянаречения, включения в религиозную общину, посвящения, перехода из одной возрастной группы в другую, вступления в брак, достижения определенной возрастной черты, движения по степеням религиозного служения, смерти и др.
В развитых религиях они составляют компонент сложной культовой системы.
В православии
рождение отмечается таинством крещения,
которое рассматривается как введение
человека в лоно церкви.
Миропомазание,
призванное наделить человека божественной
благодатью, в православии связано
с таинством крещения, в католицизме
в виде конфирмации совершается
над детьми 7-12 лет, а в некоторых конфессиях
протестантизма не считается таинством,
представляет собой символический акт
и означает достижение церковного совершеннолетия
(14-16 лет).
Супружеский
союз католицизм и православие
освящают в таинстве брака,
а в протестантизме по этому случаю предусмотрен
символический ритуал.
В
связи со смертью совершаются
похоронные обряды (отпевание, реквием);
в память об умершем
Ислам
разработал свои религиозные ритуалы
— суннат (обрезание; совершается в младенческом
возрасте и считается отличительным признаком
мусульманина), никах (брак, заключаемый
в соответствии с мусульманским правом),
джаназа (похоронный обряд), поминание
усопшего на третий, седьмой и сороковой
дни после смерти.
Соответствующие ритуальные комплексы
имеются и в других религиях. В заключении
отметим то, что между обрядами разных
религий существует немало различий. Но
как бы ни отличался христианский культ
от иудейского, а буддийский от мусульманского,
обрядность в конечном счете служит одной
цели - закреплению в сошании верующих
религиозных представлений, укреплению
веры во всемогущество сверхъестественных
сил, облегчению восприятия людьми тех
идей, которые внушают им религиозные
проповедники. В этом основной смысл религиозного
культа, который в немалой степени способствует
сохранению религиозных пережитков в
наши дни.
заключение
конец ХХ в. ознаменовался ростом интереса к религиям, усилением их влияния на жизнь людей, обществ, государств, на политику и межнациональные отношения. Большое влияние оказывают традиционные религии: православие, католицизм, ислам и др. Одновременно в наши дни получили распространение новые, так называемые нетрадиционные культуры, активно укрепляющие свои позиции в мире. Иногда их называют сектами или новыми религиями. Возникновение новых культов в ХХ в.вызвано несколькими причинами. Главные из них – разочарование многих людей в современной цивилизации с ее несправедливостью и жестокостью, поиск новых идеалов и ценностей.
Традиционные религии не для всех оказываются приемлемыми в этом поиске. Дело в том, что для некоторых они могут казаться излишне консервативными, сложными для восприятия, требующие большой духовной работы. Многих, особенно молодежь, отпугивает обрядность, неизвестный язык богослужения, его продолжительность. Для многих абсолютно не понятно, почему при едином Боге христианские церкви разделены и в лучшем случае поддерживают терпимые взаимоотношения, а в худшем враждуют между собой. На эти вопросы существуют теоретические ответы, но они достаточно сложны для массового человеческого сознания.
Информация о работе Современные религиозные организации как пространство социального взаимодействия