Становление и развитие социальной работы с пожилыми людьми в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:18, курсовая работа

Описание

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимости выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми в России. Цель работы – выявление социальных проблем пожилых людей, а также изучение технологий, направлений и форм социальной работы с пожилыми людьми в исторической ретроспективе и на современном этапе, и их сравнительный анализ.

Содержание

Введение
Глава I Пожилые люди как социальная категория. История социальной работы с ними
1.1Пожилые люди как социальная общность
1.2 История социальной работы в России с пожилыми людьми
Глава II Система социальной защиты пожилых людей в России
2.1 Правовая основа работы с пожилыми людьми в России
2.2 Государственные органы социальной защиты
Глава III Организация социальной работы с пожилыми людьми в России
3.1 Направление деятельности специальных служб
3.2 Модели социального обслуживания пожилых людей: основные нормы и методы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа 1 курс.docx

— 105.94 Кб (Скачать документ)

     Комплексность при организации надежной социальной защиты пожилых людей в современных  непростых условиях требует нового социального партнерства с участием государственных и негосударственных структур, общественности, семьи и самих пожилых граждан. Такой подход представляется наиболее перспективным, так как позволяет видеть и решать проблемы пожилого населения России в их широком межведомственном диапазоне.

     Социально-экономические реформы в России осуществляются в условиях кризисного состояния экономики, что приводит к социальным проблемам в обществе. Проведение социальных реформ сопровождается развитием законодательства.

     Конституция Российской Федерации, была принята 12 декабря 1993 года, всенародно провозгласила социальные права граждан статьей 39 на «социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности…», «государственные пенсии и социальные пособия». Государственная Дума приняла целый ряд социальных Законов Российской Федерации, а Правительство Российской Федерации, министерства и ведомства разрабатывают условия, порядок практического и эффективного их применения.

     «Свод понятий, норм, правил и процедур, определяющих статус пожилых людей, их права, взаимоотношения с обществом, государством, различными организациями в Федеральном Законе РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (от 2.08.1995 г.) сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др. (ст.3 Закона). [1]

     Закон юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым, определяет структуру, минимальный объем и порядок оказания им социальных услуг. Социальные услуги предоставляются всем гражданам пожилого возраста независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст.4 Закона). Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст.5 Закона). Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этом документе в главе III «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» определены формы социального обслуживания:

  • социальное обслуживание на дому (включая социально- медицинское);
  • полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного пребывания учреждений социального обслуживания;
  • стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях, социального обслуживания независимо от их наименования);
  • срочное социальное обслуживание;
  • социально-консультативная помощь».

     Закон определяет все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

     В этом же 1995 году был принят Закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации, устанавливающий основы правового регулирования в области социального обслуживания населения». В Законе даны основные понятия, раскрывающие сущность новой для России отрасли социального обслуживания. Оно определяется как деятельностью социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально- правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и социальной реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

     Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 года «О предоставления бесплатного социального обслуживания и платных услуг государственными социальными службами» в соответствии с Федеральным Законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определено «Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами».

     Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» в соответствии с Федеральным Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» утверждает социальные услуги, которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания:

  • материально-бытовые услуги;
  • услуги по организации питания, быта, досуга;
  • социально - медицинские и санитарно-гигиенические услуги;
  • правовые услуги;
  • содействие в организации ритуальных услуг.

     В Законах подробно изложены перечень услуг, входящих в социальное обслуживание; принципы деятельности в сфере социального обслуживания; условия организации в сфере социального обслуживания; формы и виды социально-медицинского обслуживания. Именно на основании этого Закона в России созданы многие центры социального обслуживания, поскольку в нем подробно рассмотрены цели, задачи, принципы организации деятельности этих центров. 

               2.2 Государственные органы социальной защиты 

     Основным  федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную  политику и управление в области  социальной защиты населения, является Министерство здравоохранения и  социального развития РФ.

     Министерство  в своей деятельности руководствуется  Конституцией РФ, Указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и  решениями Правительства РФ и  Положением о Министерстве здравоохранения  и социального развития РФ и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

     «В  соответствии с задачами, поставленными  перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и  осуществляет свои функции в следующих  областях: решение комплексных проблем  социального развития; повышение  уровня жизни и доходов населения; социальная защита населения; социальное обслуживание населения. Министерство здравоохранения и социального  развития РФ возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности  Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Председатель Правительства  РФ несет персональную ответственность  за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций».

     В различных регионах, субъектах РФ органы социальной защиты населения  области, края называются по-разному, например: Департаменты, Управления, Отделы, Комитеты, но основные задачи и функции этих органов одинаковые.

     Например, управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением государственного герба РФ и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.

     Основные  задачи Управления в работе с пожилыми людьми

     1. Создание государственной системы  социального обслуживания населения,  содействие ее развитию.

     2. Организация медико-социальной экспертизы, реабилитации, протезно-ортопедической помощи населению.

     3. Организация социальной поддержки.

     4. Участие в обеспечении функционирования  и совершенствования системы  социальной защиты граждан.

     5. Участие в формировании и проведение  финансово-экономической и инвестиционной  политики, направленной на реализацию  программ и мероприятий по  социальной защите населения.

     6. Осуществление контроля за профессиональной  подготовкой кадров для работы  в сфере социального обслуживания  населения.

     7. Осуществление контроля над правильным  применением действующего законодательства  в подведомственных учреждениях,  организациях и в органах системы  социальной защиты населения.

     8. Привлечение на договорной основе  юридических и физических лиц,  высококвалифицированных специалистов  к разработке программ, проектов  законодательных и нормативных  актов по вопросам социальной  защиты.

     9. Информирование населения по  вопросам социальной защиты и трудовых отношений.

     Функции Управления в работе с пожилыми людьми:

     1. В области социального обслуживания  населения:

      - организует и развивает совместно  с органами исполнительной власти  с учетом социально-демографических  особенностей регионов и потребностей  различных категорий и групп  населения разветвленную сеть  комплексных и специализированных  государственных, а также муниципальных  и иных служб, осуществляющих  социальное обслуживание населения,  учреждений по реабилитации и  социальному обслуживанию инвалидов,  пожилых и нетрудоспособных граждан,  отделений социальной помощи  на дому и т. д.;

     2. В области социальной поддержки  пожилых граждан и ветеранов:

     - разрабатывает предложения по  формированию государственной политики  в области социальной поддержки  пожилых граждан и ветеранов  и реализует ее во взаимодействии  с органами исполнительной власти;

     - осуществляет в пределах своей  компетенции контроль за реализацией  социальных гарантий, установленных  для пожилых граждан и ветеранов  действующим законодательством».

     Районные (городские) органы социальной защиты населения — это муниципальные  органы управления в структуре администрации  района, города. Они подчиняются  как администрации района, города, так и Управлению социальной защиты населения области. Управление создается, реорганизуется и ликвидируется  по решению органов местного самоуправления. Управление в своей деятельности руководствуется законами РФ, указами  и распоряжениями Президента РФ, постановлениями  и распоряжениями Правительства  РФ и области, главы администрации области, города или района, приказами и указаниями, и другими нормативными актами. [17]

          Органы социальной защиты населения области, края находятся в двойном подчинении — подчиняются администрации области, края, а также Министерству здравоохранения и социального развития РФ. Основной целью деятельности органов социальной защиты является социальное обслуживание малообеспеченных граждан, улучшение их социально-экономических условий жизни, оказание социальной помощи незащищенным гражданам, попавшим в трудную ситуацию.

     Конституцией  Российской Федерации, каждому гражданину гарантируется «социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом». Это означает, что государство  берет на себя обязательства способствовать сохранению и продлению полноценной  жизни пожилого человека, признает свой долг перед ним. Для осуществления  полномасштабных функций социальной помощи, поддержки и социального  обеспечения в Российской Федерации  действует система социальной защиты, на функционирование которой отпускаются  бюджетные средства. Все трудоспособное население, все общество в целом, поддерживает пожилых и старых сограждан.

Глава III Организация социальной работы с пожилыми людьми в России     

 

3.1. Направления деятельности социальной работы 

     Пенсия  является главным источником дохода многих россиян. Прогрессирующий рост цен на товары народного потребления, коммунально-бытовые и другие услуги не позволяет устойчиво обеспечить пенсионеров за счет выплачиваемых  пенсий и пособий. Активность пожилых  людей в поисках дополнительных источников пополнения своего бюджета  ограничена в силу возрастных нарушений  здоровья, отсутствия у большинства  пенсионеров собственности, позволяющей получать доходы. [14]

Информация о работе Становление и развитие социальной работы с пожилыми людьми в России