Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:18, курсовая работа
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимости выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми в России. Цель работы – выявление социальных проблем пожилых людей, а также изучение технологий, направлений и форм социальной работы с пожилыми людьми в исторической ретроспективе и на современном этапе, и их сравнительный анализ.
Введение
Глава I Пожилые люди как социальная категория. История социальной работы с ними
1.1Пожилые люди как социальная общность
1.2 История социальной работы в России с пожилыми людьми
Глава II Система социальной защиты пожилых людей в России
2.1 Правовая основа работы с пожилыми людьми в России
2.2 Государственные органы социальной защиты
Глава III Организация социальной работы с пожилыми людьми в России
3.1 Направление деятельности специальных служб
3.2 Модели социального обслуживания пожилых людей: основные нормы и методы
Заключение
Список литературы
Комплексность при организации надежной социальной защиты пожилых людей в современных непростых условиях требует нового социального партнерства с участием государственных и негосударственных структур, общественности, семьи и самих пожилых граждан. Такой подход представляется наиболее перспективным, так как позволяет видеть и решать проблемы пожилого населения России в их широком межведомственном диапазоне.
Социально-экономические реформы в России осуществляются в условиях кризисного состояния экономики, что приводит к социальным проблемам в обществе. Проведение социальных реформ сопровождается развитием законодательства.
Конституция Российской Федерации, была принята 12 декабря 1993 года, всенародно провозгласила социальные права граждан статьей 39 на «социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности…», «государственные пенсии и социальные пособия». Государственная Дума приняла целый ряд социальных Законов Российской Федерации, а Правительство Российской Федерации, министерства и ведомства разрабатывают условия, порядок практического и эффективного их применения.
«Свод понятий, норм, правил и процедур, определяющих статус пожилых людей, их права, взаимоотношения с обществом, государством, различными организациями в Федеральном Законе РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (от 2.08.1995 г.) сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др. (ст.3 Закона). [1]
Закон юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым, определяет структуру, минимальный объем и порядок оказания им социальных услуг. Социальные услуги предоставляются всем гражданам пожилого возраста независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст.4 Закона). Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст.5 Закона). Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этом документе в главе III «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» определены формы социального обслуживания:
Закон определяет все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.
В этом же 1995 году был принят Закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации, устанавливающий основы правового регулирования в области социального обслуживания населения». В Законе даны основные понятия, раскрывающие сущность новой для России отрасли социального обслуживания. Оно определяется как деятельностью социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально- правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и социальной реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 года «О предоставления бесплатного социального обслуживания и платных услуг государственными социальными службами» в соответствии с Федеральным Законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определено «Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами».
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» в соответствии с Федеральным Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» утверждает социальные услуги, которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания:
В
Законах подробно изложены перечень
услуг, входящих в социальное обслуживание;
принципы деятельности в сфере социального
обслуживания; условия организации в сфере
социального обслуживания; формы и виды
социально-медицинского обслуживания.
Именно на основании этого Закона в России
созданы многие центры социального обслуживания,
поскольку в нем подробно рассмотрены
цели, задачи, принципы организации деятельности
этих центров.
2.2 Государственные
органы социальной защиты
Основным
федеральным органом
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и решениями Правительства РФ и Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.
«В соответствии с задачами, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; социальная защита населения; социальное обслуживание населения. Министерство здравоохранения и социального развития РФ возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Председатель Правительства РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций».
В различных регионах, субъектах РФ органы социальной защиты населения области, края называются по-разному, например: Департаменты, Управления, Отделы, Комитеты, но основные задачи и функции этих органов одинаковые.
Например, управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением государственного герба РФ и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.
Основные задачи Управления в работе с пожилыми людьми
1.
Создание государственной
2. Организация медико-социальной экспертизы, реабилитации, протезно-ортопедической помощи населению.
3.
Организация социальной
4.
Участие в обеспечении
5.
Участие в формировании и
6.
Осуществление контроля за
7.
Осуществление контроля над
8.
Привлечение на договорной
9. Информирование населения по вопросам социальной защиты и трудовых отношений.
Функции Управления в работе с пожилыми людьми:
1.
В области социального
- организует и развивает
2.
В области социальной
-
разрабатывает предложения по
формированию государственной
-
осуществляет в пределах своей
компетенции контроль за
Районные (городские) органы социальной защиты населения — это муниципальные органы управления в структуре администрации района, города. Они подчиняются как администрации района, города, так и Управлению социальной защиты населения области. Управление создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органов местного самоуправления. Управление в своей деятельности руководствуется законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и области, главы администрации области, города или района, приказами и указаниями, и другими нормативными актами. [17]
Органы социальной защиты населения области, края находятся в двойном подчинении — подчиняются администрации области, края, а также Министерству здравоохранения и социального развития РФ. Основной целью деятельности органов социальной защиты является социальное обслуживание малообеспеченных граждан, улучшение их социально-экономических условий жизни, оказание социальной помощи незащищенным гражданам, попавшим в трудную ситуацию.
Конституцией
Российской Федерации, каждому гражданину
гарантируется «социальное
Глава III Организация социальной работы с пожилыми людьми в России
3.1.
Направления деятельности
социальной работы
Пенсия является главным источником дохода многих россиян. Прогрессирующий рост цен на товары народного потребления, коммунально-бытовые и другие услуги не позволяет устойчиво обеспечить пенсионеров за счет выплачиваемых пенсий и пособий. Активность пожилых людей в поисках дополнительных источников пополнения своего бюджета ограничена в силу возрастных нарушений здоровья, отсутствия у большинства пенсионеров собственности, позволяющей получать доходы. [14]
Информация о работе Становление и развитие социальной работы с пожилыми людьми в России