Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:18, курсовая работа
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимости выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми в России. Цель работы – выявление социальных проблем пожилых людей, а также изучение технологий, направлений и форм социальной работы с пожилыми людьми в исторической ретроспективе и на современном этапе, и их сравнительный анализ.
Введение
Глава I Пожилые люди как социальная категория. История социальной работы с ними
1.1Пожилые люди как социальная общность
1.2 История социальной работы в России с пожилыми людьми
Глава II Система социальной защиты пожилых людей в России
2.1 Правовая основа работы с пожилыми людьми в России
2.2 Государственные органы социальной защиты
Глава III Организация социальной работы с пожилыми людьми в России
3.1 Направление деятельности специальных служб
3.2 Модели социального обслуживания пожилых людей: основные нормы и методы
Заключение
Список литературы
Социально-экономические
реальности потребовали разработки
и внедрения комплекса льгот
и компенсаций для отдельных
групп пожилых людей в целях
более полного удовлетворения их
потребностей и интересов. Это выразилось
главным образом в
«Одновременно происходило расширение перечня льготных категорий граждан. Один из наиболее показательных примеров этого - принятие Федерального закона «О ветеранах» (1995 г.), устанавливающего статус для различных категорий ветеранов, систему предоставляемых им льгот и преимуществ. Принципиально новым в законе являлось упорядочение форм организации работы в интересах ветеранов - создание государственной службы по делам ветеранов, состоящей из федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с привлечением к реализации ее функций органов местного самоуправления (Указ Президента Российской Федерации от 3 мая 1995 г. № 437)».
Льготы
предоставляются также пожилым
гражданам, работавшим и проживающим
в районах Крайнего Севера и местностях,
приравненных к ним, участникам ликвидации
последствий аварии на ЧАЭС, пенсионерам,
проживающим в зонах, подвергшихся
радиационному воздействию
Практика социального обслуживания позволяет смягчить проблемы маломобильного населения, вносит элементы улучшения качества жизни, способствует оптимизации жизненного уклада пожилых людей.
В
настоящее время действует
Бесплатное питание, социальная помощь, бытовые услуги предоставляются престарелым и нетрудоспособным гражданам по месту жительства примерно 1 000 центров социального обслуживания. Свыше 900 тыс. одиноких граждан обслуживаются социальными работниками на дому: из каждых 10 тыс. пожилых людей надомным обслуживанием охвачено 246 человек. Различными разовыми услугами служб срочной социальной помощи воспользовались в 2003 г. около 3,9 млн. человек. Таких служб по стране более тысячи. [16]
К специализированным магазинам (или секциям) прикреплено более 4,2 млн. человек, бесплатным питанием - продовольственными наборами, горячими обедами - пользуются более 1,1 млн. человек.
Действуют парикмахерские, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, пункты проката, цеха по пошиву и ремонту одежды и обуви, оказывающие услуги по доступным для малообеспеченных граждан ценам. Это достигается путем предоставления указанным предприятиям льгот по аренде помещения и оплате коммунальных услуг, частичного возмещения из местных бюджетов транспортных расходов, выделения льготных кредитов, предоставления муниципального заказа, введения минимальных размеров торговых надбавок.
Существуют источники финансирования социальной работы. «Источниками финансирования социальной защиты пожилых людей являются государственные внебюджетные социальные фонды:
Фонд социального страхования РФ - специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ. Основная задача - обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, на погребение, на санаторно-курортное лечение.
Пенсионный фонд РФ образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ, и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, находится в ведении Правительства РФ и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:
Фонды социальной поддержки населения — это один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения. Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения». [13]
Система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского (Федерального) и территориальных фондов.
Министерство здравоохранения и социального развития определяет основные направления расходования средств этого фонда. На территории субъектов РФ Фонды поддержки населения действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения. Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, и другим гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.
«Правительство
РФ содействует развитию негосударственных
систем пенсионного обеспечения. Негосударственные
пенсионные фонды действуют независимо
от системы государственного пенсионного
обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется
наряду с выплатами государственных пенсий.
Перечисление работодателями и работниками
средств в негосударственные пенсионные
фонды не освобождает их от обязанности
производить обязательные отчисления
в государственный Пенсионный фонд и другие
внебюджетные фонды».
3.2.
Модели социального
обслуживания пожилых
людей
Развивая и совершенствуя деятельность служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях. Дома-интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание. С появлением центров социального обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько изменяются функции, объем и некоторые аспекты деятельности стационарных учреждений.
В настоящее время в системе социальной защиты населения действует около 1000 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов. Сейчас в дома – интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться».
Статистические данные показывают, что 90% людей, находящихся в домах-интернатах, страдают психическими патологиями, у 68% наблюдается ограничение двигательной активности: они нуждаются в посторонней помощи, 64% не способны даже частично себя обслуживать, а среди поступающих в эти учреждения такой показатель достигает до 72%. Наиболее распространенными заболеваниями среди пожилых людей: болезни органов кровообращения и костно-мышечные системы. «Исследования показывают, что 73% лиц пожилого возраста нуждаются в доставке продуктов, 71,1% в доставке медикаментов, 13% - топлива, 35% - в доставке горячей пищи, 80% в стирке белья, 78% в уборке жилища, 40% в ремонте жилья, 23,6% в приготовлении пищи.
Практика показывает, что в домах- интернатах для престарелых и инвалидов обеспечивается медицинское обслуживание, осуществляется целый ряд мероприятий реабилитационного значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга и т.п. Здесь проводится работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым условиям, включая информирование о доме-интернате, проживающих в нем и вновь прибывших, об оказываемых услугах, наличии и расположении медицинских и других кабинетов. Изучаются особенности характера, привычек, интересов поступающих пожилых людей, их потребности в посильной трудовой занятости, их пожелания в организации досуга и т.п. Все это имеет важное значение для создания нормального морально-психологического климата, особенно при расселении людей на постоянное место жительства и предотвращения возможных конфликтных ситуаций.
Однако функционирование домов-интернатов как одной из основных стационарных форм социального обслуживания престарелых связано с целым рядом серьезных проблем. Среди них: степень удовлетворения потребности в домах - интернатах, качество обслуживания в них, создание соответствующих условий для проживания и т.д. С одной стороны сохраняется очередь пожилых граждан, желающих поступить в стационарные учреждения социального обслуживания, с другой стороны, пожилые люди все больше проявляют желание жить в привычной для них обстановке.
«Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети специальных домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих жизненных основных потребностей».
Основная цель создания таких домов это обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи, создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.
«Специальные дома для одиноких престарелых могут быть построены как по типовому проекту, так и располагаться в переоборудованных отдельных зданиях или части многоэтажного дома. Они состоят из: одно - двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную или химчистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. Они оснащаются средствами малой механизации для обеспечения самообслуживания проживающих граждан. При таких домах организуются круглосуточные действующие диспетчерские пункты, обеспеченные внутренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью. Граждане, проживающие в таких домах, получают пенсию в полном размере, имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения».
Таких домов в нашей стране пока мало, но они получают все большее признание и развитие, так как это позволит решить многие проблемы, удовлетворить потребности одиноких пожилых людей, продлить их активную жизнедеятельность.
Социальный магазин – торговое предприятие, предназначаемое для торгового обслуживания малообеспеченных категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке. Такая форма социального обслуживания крайне удобна для пожилых людей особенно сейчас, когда цены на продовольственные и промышленные товары резко выросли и не позволяют на низкую пенсию их приобретать.
Аптечный киоск организуется для обеспечения лекарствами в основном ветеранов, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, согласно реализации Закона РФ «О ветеранах» по рецептам врача «бесплатно». На каждого обратившегося в киоск заводится личная карточка с последующей отметкой полученного медикамента.
Служба «телефон доверия» предназначен для оказания квалифицированной экстренной анонимной бесплатной психологической помощи по телефону различным возрастным и социальным категориям граждан. Основной целью создания службы является оказание гражданам, переживающих кризисные состояния. В службе «телефон доверия» работают квалифицированные врачи психиатры и психотерапевты, психологи.
В целях организации посильной трудовой деятельности трудоспособных пенсионеров, инвалидов могут создаваться по ремонту обуви, одежды, оказания бытовых услуг, ритуальных услуг, ремонту квартир, изготовления швейных, вязальных изделий и т.д.
Новой формой медицинского и социального обслуживания считается хоспис. Это специализированное заведение помогает тяжелобольным, умирающим людям своевременно получить помощь, которая облегчила бы их страдания, психологически подготовить к смерти.
В нашей стране увеличивается число граждан, нуждающихся в ночлеге, временном жилье. Для такой категории открываются дома ночного пребывания и социальные гостиницы.
Дома ночного пребывания предназначены в первую очередь для лиц без определенного места жительства, исключительно для ночного пребывания. Им предоставляется койка-место на ночь, они проходят санитарную обработку, доврачебный осмотр, получают талоны на питание. В случае необходимости этим людям оказывается медицинская, консультативная помощь по вопросам бытового и трудового устройства.
Для временного проживания иногородних, в том числе пожилых граждан, стали открываться социальные гостиницы, где им оказывается бытовая и социальная помощь, т.е. на определенный срок бесплатно или по прейскуранту питание, отдельное место с комплектом постельных принадлежностей, предметами культурно-бытового назначения, консультативная помощь и медицинская помощь.
Информация о работе Становление и развитие социальной работы с пожилыми людьми в России