Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 18:51, контрольная работа
Целью выполнения является раскрытие темы «Становление общественного мнения как социального института».
Задачи контрольной работы изучить понятия, общественное мнение, ознакомиться с процессом возникновения и развития теории общественного мнения, изучить такое понятие, как измерение общественного мнения, провести сравнительный анализ проведения исследования общественного мнения в России и на Западе, рассмотреть варианты управления общественным мнением.
Введение……………………………………………………………………. 3
1.Общественное мнение……………………………………………….
4
2.Возникновение и развитие теории общественного мнения………
8
3. Измерение общественного мнения ………………………………. 11
4.Выборка……………………………………………………………..
13
5.Тренды в методике изучения общественного мнения…………….
15
6.Управление общественным мнением………………………………
17
7.Пределы пропаганды………………………………………………
19
8.Как проводятся исследования общественного мнения на
Западе и в России…………………………………………………….
21
Заключение…………………………………………………………………. 23
Список литературы………………………………………………………...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Сибирская академия государственной службы»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине:
«Социология»
на тему: | Становление общественного мнение как социального |
института. |
Студент(ка) | Бушуева Марина Владимировна |
(ФИО полностью) | |
Группа № | ФиК - 191 |
Руководитель |
старший преподаватель |
(должность) | |
Белинова Оксана Анатольевна | |
( ФИО полностью) | |
Новокузнецк
2011
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3 |
|
4 |
|
8 |
3. Измерение общественного мнения ………………………………. | 11 |
|
13 |
|
15 |
|
17 |
|
19 |
|
21 |
Заключение…………………………………………………… |
23 |
Список
литературы…………………………………………………… |
25 |
Введение
Тема моей контрольной работы является актуальной потому, что социологические опросы, опросы общественного мнения понятия - которые преобразовали наше общество, преобразовав и социологию.
Совсем недавно эти понятия были известны лишь небольшому кругу специалистов, но теперь они прочно перекочевали из лексикона западных исследователей общественного мнения в словарь отечественных журналистов и не вызывают особого удивления у населения. Последнее десятилетие становление демократии, новых политических институтов и формирование новой политической культуры коренным образом меняют функции общественного мнения и, соответственно, знаний о нем. Новая политическая элита, которая боролась за власть в последние годы, училась учитывать общественное мнение и, надо констатировать, научилась использовать получаемые знания для манипулирования им.
Целью выполнения является раскрытие темы «Становление общественного мнения как социального института».
Задачи контрольной работы изучить понятия, общественное мнение, ознакомиться с процессом возникновения и развития теории общественного мнения, изучить такое понятие, как измерение общественного мнения, провести сравнительный анализ проведения исследования общественного мнения в России и на Западе, рассмотреть варианты управления общественным мнением.
В процессе написания контрольной работы была использована такая литература, как: Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах; Вардомацкий А. П. «Некоторые особенности постсоветского общественногомнения»; Елсуков А. Н. «История социологии»; Дмитриева Е. «Фокус-группы в маркетинге и социологии»; «Советский Энциклопедический Словарь» Прохоров А. М..
Термин общественность используется во многих смыслах. В обыденной речи это понятие означает просто людей, членов данного общества. Социологи используют этот термин по-разному. В.Н. Лавриненко пишет, что «общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях». [8, с.287] Из определения, которое приведено в учебном пособии по социологии Елсукова следует, что «общественное мнение – это специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках (как в вербальной, так и не в вербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом». [5, с.429] А в советском энциклопедическом словаре понятие «общественное мнение» определятся как состояние массово сознания, заключающего в себе отношение к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей. Общественное мнение выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп, насаждает определённые нормы общественных отношений. [9, с.909].
Представители общественности могут не собираться вместе как участники толпы, но каждый представитель общественности может поддерживать коммуникативные связи только с частью других представителей общественности. Общественность сохраняет внутренние связи только благодаря средствам массовой коммуникации. По этой причине контроль за средствами массовой информации чаще всего означает власть над общественным мнением.
Структура общественности и ее мнение определяются культурными различиями и гетерогенностью. В обществе с однородной культурой (малым количеством субкультур) возникает общественность со сходными, малоразличимыми интересами. Наличие большого количества субкультур порождает крайне разнородную общественность, группы которой представляют конкурирующие направления в преследовании собственных интересов. Например, одна часть общественности полагает, что значительную долю бюджета необходимо направить на решение экологических проблем, другая часть считает, что деньги следует расходовать на развитие национальной промышленности, а третья уверена, что те же деньги нужно передать министерству обороны для поддержания влияния России на мировой арене. Чем сложнее структура общества, тем больше позиций, которые могут занимать представители общественности по поводу решения того или иного вопроса.
Простая стабильная культура общества, как правило, не предоставляет общественности много альтернатив в решении насущных вопросов, поскольку ситуацией можно управлять на основе традиций и нравственных норм. По этой причине расхождения в общественном мнении для различных социальных групп незначительны и не конфликтны. Но в сложной, противоречивой культуре точки зрения различных групп представителей общественности на решение какой-либо проблемы могут быть крайне разнообразными. Другими словами, возникающей ситуацией невозможно управлять с помощью определенного набора норм, так как эти нормы приняты только в пределах отдельных групп, субкультур данного общества. Например, в настоящее время многие представители общественности обеспокоены нарушением экологического баланса вследствие освоения полезных ископаемых в Сибири, в то время как другие группы заинтересованы в развитии промышленности и увеличении добычи нефти и других ископаемых, считая, что для этого приемлемы любые средства. Традиционные нормы не позволяют решить этот вопрос, так как их можно применить для поддержки обеих точек зрения — сохранение лесов России и увеличение ее могущества и влияния в мире. Таким образом, в сложном обществе создаются отдельные сегменты общественного мнения, за которыми стоят группы общественности со своими интересами, установками и различными возможностями влияния на решение той или иной проблемы. Это приводит к необходимости изучения и учета общественного мнения.
Понятие общественное мнение используется в двух смыслах:
1) мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями определенной социальной группы и субкультуры в данном обществе;
2) доминирующее мнение среди всех представителей общественности. Согласно первому определению, общественных мнений может быть много и их число зависит от степени гетерогенности и степени неравенства в обществе. [11, с. 248] Если следовать второму определению, то общественное мнение представляет собой лишь мнение большинства представителей общественности, некий консенсус большого количества точек зрения по обсуждаемой проблеме. В научной литературе понятие «общественное мнение» может применяться как в первом, так и во втором смыслах.
Общественное мнение создается через межличностное общение и средства массовой коммуникации. При этом его роль в разных обществах далеко не одинакова. В традиционном, примитивном обществе преобладающим типом связей, создающих общественное мнение, являются межличностные контакты, характерными чертами которых можно считать доверие и следование нравственным нормам. Элита такого общества принимала решения относительно значимых для этого общества проблем на основе традиций и нравов практически без учета общественного мнения. Важные проблемы обсуждались только внутри элиты, которая не интересовалась мнением рядовых членов общества (за исключением тех случаев, когда нарушались традиции или требовалось одобрение общественности).
Подобная картина характерна и для современных обществ, где существует жесткая диктатура. Но это лишь внешнее сходство. Даже самая жесткая диктатура, основанная на непогрешимости лидера и элементах обожествления его персоны, не может игнорировать общественного мнения, так как диктатор или правящая группа действует в массовом обществе, где нет устойчивых, единых для всех традиционных установок и нравственных норм. По этой причине режим поддерживается благодаря признанию различными слоями общественности полезности и важности решений, принимаемых властвующей элитой. В связи с этим диктатура добивается благоприятного для нее общественного мнения путем подавления инакомыслия и манипулирования общественным сознанием.
Социология общественного мнения — область социологии, предметом изучения которой выступают закономерности и механизмы формирования и функционирования общественного мнения.
Термин «общественное мнение» возник в Англии и с конца XVIII в. стал общепринятым. Начало теоретических исследований общественного мнения связывают с именем французского социального психолога Г. Тарда. Возникновение общественного мнения он обосновывал действием психического механизма подражания, на основе которого, как он считал, строятся человеческие взаимоотношения, происходит передача убеждений, намерений, верований.
Дальнейшее развитие теория общественного мнения получила в работах американских социологов А.Л. Лоуэлла и У. Липмана, которые сформулировали основные проблемы социологии общественного мнения, связанные с формами выражения общественного мнения, соотношением мнений большинства и меньшинства, с границами компетентности общественного мнения, сферой его влияния. Лоуэлл и Липман пришли к выводу об ограниченных возможностях общественного мнения, которое не может адекватно отражать социальную реальность, а в кризисных ситуациях может оказаться ошибочным, и поэтому общественность не должна влиять на принимаемые правительством решения, ибо такое влияние опасно. Это объясняется тем, что в повседневной жизни люди часто оценивают ситуацию и поступают шаблонно в соответствии со сложившимися стереотипами («стереотип» — схематизированный образ социального объекта или события, обладающий значительной устойчивостью), не подвергая их сомнению, что помогает человеку ориентироваться в обстоятельствах. Но в ситуации, когда нужны анализ и выработка собственной позиции, стереотипы не могут служить основой правильных решений.
Позже американские социологи пришли к следующей дилемме с одной стороны, в демократическом обществе народные массы должны принимать активное участие в политике, а с другой — возможно несоответствие между тем, чего требует от представителей власти конкретная ситуация, и тем, что им диктует мнение общественности, не способной рационально и адекватно осмыслить возникшую ситуацию, те демократические принципы оказываются как бы излишними и неуместными.
Новый этап в изучении общественного мнения связан с установлением в 1940 г «двухступенчатого порога коммуникации» Л.Ф. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ, которые показали, что распространение информации и ее влияние на общественное мнение происходят как бы в два этапа сначала от средств массовой информации к «лидерам мнений», преимущественно неформальным, потом — от этих лидеров к их последователям, т е определенные инновационные группы продуцируют или первыми усваивают новые ориентиры, новую информацию.
Информация о работе Становление общественного мнение как социального института