Становление общественного мнение как социального института

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 18:51, контрольная работа

Описание

Целью выполнения является раскрытие темы «Становление общественного мнения как социального института».

Задачи контрольной работы изучить понятия, общественное мнение, ознакомиться с процессом возникновения и развития теории общественного мнения, изучить такое понятие, как измерение общественного мнения, провести сравнительный анализ проведения исследования общественного мнения в России и на Западе, рассмотреть варианты управления общественным мнением.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
1.Общественное мнение……………………………………………….
4
2.Возникновение и развитие теории общественного мнения………
8
3. Измерение общественного мнения ………………………………. 11
4.Выборка……………………………………………………………..
13
5.Тренды в методике изучения общественного мнения…………….
15
6.Управление общественным мнением………………………………
17
7.Пределы пропаганды………………………………………………
19
8.Как проводятся исследования общественного мнения на
Западе и в России…………………………………………………….

21
Заключение…………………………………………………………………. 23
Список литературы………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

социология становление личности .doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

 

  1. Пределы пропаганды

    Если  власть пропаганды не ограничена, то те слои общества или социальные группы, которые обладают большими финансовыми ресурсами или располагают агентствами по связям с общественностью, казалось бы, должны всегда диктовать свои условия. Однако способы проведения пропаганды ограничены рядом факторов.

  1. Возможно, наибольшим ограничением является конкурирующая пропаганда. Если государство имеет монополию на пропаганду (например, при тоталитарных режимах), каждому представителю общественности очень трудно осваивать альтернативные, отличные от официальных мнения и точки зрения. В этих условиях официальная пропаганда подавляет другие мнения и выставляет в выгодном свете необходимые факты. В демократических политических системах всегда имеется возможность воспринимать различные точки зрения и существует несколько «очагов» распространения пропаганды, поддерживающих альтернативные точки зрения. В конкурентной борьбе эти стороны ставят друг другу ограничивающие в юридическом и нравственном планах условия, которые делают невозможной бесконтрольную пропаганду.
  2. Доверие пропагандистам в глазах представителей общественности во многом зависит от информации и способов ее подачи. Когда предлагаемые общественности факты в значительной степени отклоняются от общепризнанного мнения и реальной действительности, возникает напряженность, которая может быть направлена на тех, кто осуществляет пропаганду. При наличии этих ограничений представители пропагандирующей стороны должны применять тонкие стратегии, основанные на знании психологии людей и постоянном отслеживании общественного мнения с помощью социологических исследований.
  3. Различия в образовании у различных слоев представителей общественности могут привести к тому, что усилия пропагандистов будут достигать только слоев с высшим образованием или, наоборот, только социальных слоев с низким образовательным уровнем. В таких случаях лицам, осуществляющим пропагандистские кампании, необходимо создавать синтетические стратегии, рассчитанные на представителей общественности с различным уровнем образования.
  4. Верования и система ценностей у различных представителей общественности ограничивают пропагандистские усилия, так как многие люди, представители различных социальных слоев, обладая различными системами норм и ценностей, подвергают критическому анализу действия пропагандистов. Проводя пропагандистскую кампанию, следует помнить, что сразу изменить субкультуры невозможно, поэтому усилия по пропаганде нужно направлять в русло приспособления к существующим системам ценностей. В данном случае искусство пропаганды состоит в умелой интерпретации существующих установок представителей общественности для достижения целей пропаганды.

    В настоящее время разработаны самые разнообразные способы управления общественным мнением. Рекламные службы, службы общественного мнения, команды поддержки политических деятелей, организации религиозной пропаганды способны в значительной степени изменять общественное мнение, используя такие коммуникативные каналы, как средства массовой информации, выступления перед публикой, рекламные обращения, средства наглядной агитации. [11, с.252-253]

 

    8. Как проводятся исследования общественного мнения на  
    Западе и в России?

 

    Прикладные исследования общественного мнения впервые начали проводиться в США в связи с необходимостью получения объективной информации по проблемам рынка и политическим вопросам, особенно связанным с выборами. В США и Западной Европе существует устойчивая традиция проведения опросов общественного мнения, настоящая индустрия, «опросный бизнес». С 1935 г. в США функционирует Институт Гэллапа, еженедельно проводящий общенациональные опросы общественного мнения. С 1947 г. функционирует Американская ассоциация исследователей общественного мнения, в 1957 г. основаны Роуперовский научно-исследовательский центр общественного мнения и Национальный совет по публикуемым опросам, которые занимаются обобщением данных исследований общественного мнения. С 1963 г. изучением общественного мнения занята служба Харриса, результаты ее исследования два раза в неделю публикуют более 250 газет. В последние годы большую известность приобрела некоммерческая служба по изучению общественного мнения, созданная в 1975 г Д Янкеловичем

    В Западной Европе изучение общественного  мнения проводится национальными службами (например, Французское общество социальных исследований и опросов), а также общеевропейскими учреждениями.

    В России исследования общественного  мнения вплоть до 90-х гг. носили фрагментарный и эпизодический характер, была крайне слаба техническая, организационная и теоретико-методологическая база. В 1960 г возник Институт общественного мнения «Комсомольской правды», который начал проведение всесоюзных опросов. Тогда же появились первые теоретико-методологические работы по проблемам общественного мнения

    В настоящее время исследования общественного  мнения приобретают широкий размах, а потребности политической борьбы приводят к созданию множества коммерческих фирм, осуществляющих собственные исследования. Результаты исследований часто используются как средство манипулирования общественным мнением, политического давления и политических спекуляций. Поэтому ученые вынуждены защищать получаемые данные от политических деформаций, от их неадекватной политической интерпретации. Это требует серьезных мер, обеспечивающих репрезентативность сведений о состоянии и динамике общественного мнения, надежность результатов и их объективность, а также дальнейшее развитие теории общественного мнения

 

Заключение

        Подводя итог всему вышесказанному, нужно заметить, что общественное  мнение это такое социальное  явление, которое только начинает  развиваться, как самостоятельный  общественный феномен. Так же  можно сказать о том, что  общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя. Что касается демократизации, то мы уже смогли заметить, что в тоталитарном обществе общественное мнение выдаёт такую информацию, которую от него ожидают власти. В современной России так же есть свои недостатки проявления общественного мнения, это элементарная подтасовка общественного мнения, такого, которое нужно заказчику. Соответственно использование такого «общественного мнения» является обычной рекламой, способом воздействия на сознания людей. В плане воздействия с этой задачей хорошо справляется пропаганда, которая так же влияет на сознание общественных масс. Проводником же этого воздействия, как правило, в основном, выступают средства массовой информации. Теперь можно смело сказать что пропаганда, средства массовой информации, реклама и общественное мнение постоянно находятся в тесном взаимодействии. Если обращаться к индивидам общества, объекту и субъекту  общественного мнения то можно сказать, что в своем  единичном  представлении  общественное мнение, действительно выражает желания и потребности каждого индивида. Но  в его полной совокупности общественное мнение выражает мнение большинства.

    Так же мы  смогли  заметить,  что  у  общественного  мнения  есть  своя структура, сущность, критерии, функции  и  т.д.,  как  и  любого  социального  явления.  Это  в  очередной  раз   доказывает,   что   общественное   мнение представляет собой социальный институт. А что касается его функций,  то  они направлены на более точное и  обусловленное  социальными  законами  развитие общественного мнения.  

    Печально  лишь то, что как  бы  ни  функционировало  и  прогрессивно  не развивалось  общественное мнение в нашей стране, ему  всё  равно  не  уделяют  должного  внимания.  По  моему  мнению,  стараясь   «выдать   желаемое,   за действительное»  исследователи  общественного мнения  опять-таки  пытаются управлять общественным  мнением.  А,  ведь,  общественное  мнение   в   его собственном проявлении,  это своеобразный  регулятор   всех   общественных процессов,  которые   происходят   в   обществе.   Более   точное   изучение общественного мнения, я считаю, поможет избежать многих проблем, с которыми сталкиваются власти при управлении государством. Понимание обществом нужности  и значимости   такого   явление,   как проявление свободного (не загнанное ни в какие рамки  существующего  режима) общественного мнения, поможет развиваться  общественному  мнению  с  большей интенсивностью  и  точностью,  что  постепенно  приведёт  к  пересмотру некоторых  общественных  и  индивидуальных  точек  зрения  на  ту  или  иную общественную проблему.

 

Список литературы

  1. Волков  Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие [Текст] – М.: Гардарики, 1999г. – 374с.
  2. Вардомацкий А. П. «Некоторые особенности  постсоветского  общественногомнения» [Текст] //Социологические исследования 1998г. № 9
  3. Елсуков А. Н. «История социологии» [Текст] - М: Высшая школа 1997г. -381с.
  4. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. [Текст] - М., 1998г. – 409с.
  5. Советский Энциклопедический Словарь (под ред. Прохоров А. М. [Текст] -  М: Советская Энциклопедия 1985г.-1600с.
  6. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. Ред. академик РАН Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. [Текст] – М.: Издательство НОРМА, 2002г. – 912с.
  7. Фомичева И. Д. «Методика конкретного социологического исследования» [Текст] - М: МГУ 1980г. – 306с.

Информация о работе Становление общественного мнение как социального института