Структура социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:23, реферат

Описание

В последние годы социология завоевала широкое признание и заняла прочное место среди других наук. Она доказала свое право на существование в качестве самостоятельной научной дисциплины. И это не случайно, ведь социология изучает человека и общество в многочисленных точках их взаимного соприкосновения. Она освещает человеческий опыт, приглашает нас исследовать такие аспекты социального мира, которые мы часто игнорируем, не замечаем или принимаем как должное. Изучая социологию, мы можем лучше понять то, как устроено человеческое общество, где сосредоточена власть, какие чувства управляют нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно есть сегодня.

Содержание

Введение...............................................................................................................3

Объекты социологии и элементы социологического знания..........................4

Различные подходы к структуре социологии...................................................8

Основы структурирования социологического знания...................................11

Типы социологических теорий........................................................................20

Заключение.........................................................................................................27

Список использованной литературы...............................................................29

Работа состоит из  1 файл

социология 1.docx

— 48.18 Кб (Скачать документ)

Структура социологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение...............................................................................................................3

Объекты социологии и элементы социологического знания..........................4

Различные подходы к структуре  социологии...................................................8

Основы структурирования социологического знания...................................11

Типы социологических  теорий........................................................................20

Заключение.........................................................................................................27

Список использованной литературы...............................................................29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние годы социология завоевала широкое признание  и заняла прочное место среди  других наук. Она доказала свое право  на существование в качестве самостоятельной  научной дисциплины. И это не случайно, ведь социология изучает человека и  общество в многочисленных точках их взаимного соприкосновения. Она  освещает человеческий опыт, приглашает нас исследовать такие аспекты  социального мира, которые мы часто  игнорируем, не замечаем или принимаем  как должное. Изучая социологию, мы можем лучше понять то, как устроено человеческое общество, где сосредоточена  власть, какие чувства управляют  нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно есть сегодня.

Проблема структуры социологического знания весьма актуальна. Интерес к  ней определяется, по крайней мере, двумя моментами:

во-первых, она основа методологического уточнения и объединения содержания социологии;

во-вторых, она во многом определяет концепцию и структуру  социологического образования.

Без четкого представления  о структуре науки, ее логического  обоснования невозможно сформировать концепцию подготовки специалистов, учебные стандарты и особенно учебные планы. И образовательные  стандарты Министерства образования  в целом связаны с представлениями  о структуре той или иной науки, хотя подготовлены весьма непрофессионально.

 

 

 

 

 

 

 

Объекты социологии и элементы социологического знания

Внимание социолога может  быть направлено на любое явление  общественной жизни. Это может быть общество в целом с присущими  ему многообразными социальными  связями и отношениями между  людьми, материальной и духовной культурой  или же одна из сфер общественной жизни - экономическая, социальная, политическая, духовная. Это могут быть большие и малые социальные группы и национальные общности людей (классы, нации, народности, профессиональные и демографические группы, включая различные группы молодежи, женщин, представителей старшего поколения, производственные и иные коллективы, политические партии, профсоюзы, творческие организации).

Предметом внимания социологии могут быть отдельные личности, их потребности, интересы, ценностные ориентации, а также семьи как ячейки общества и так называемые малые группы с их устойчивыми и неустойчивыми  социально-психологическими связями, в том числе группы по интересам, соседей, друзей и т.д. Как видим, круг объектов социологии как науки  весьма широк и разнообразен, что  в немалой степени определяет структуру социологического знания.

Структура социологического знания - не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.

Она предстает как система  взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах  разных уровней, будь то жизнедеятельность  отдельных людей, социальных групп  или общества в целом.

Социологические представления  и научные знания, равно как  и их структура, формируются в  зависимости от ряда факторов, в  том числе:

  • круга объектов, изучаемых социологией;
  • глубины и широты научных обобщений и выводов, делаемых в рамках социологических теорий на основании анализа данных о тех или иных социальных явлениях и процессах, и др.

Если исходить из объектов, на изучение которых направлена социология, то следует начать с общества как  целого, ибо человек, как и любая  социальная группа, социальные организации  и институты, материальная и духовная культура - словом, все, что есть в обществе, является продуктом его развития и имеет социальную природу. Да и к естественной природе люди относятся исходя преимущественно из своих социальных - экономических, эстетических и других потребностей и интересов. Даже потребности человека в пище или продолжении рода не относятся к чисто природным. Это его биосоциальные по своему содержанию потребности. Они имеют биологическую основу, но выступают в социальной форме и удовлетворяются социальными способами на основе развития материального производства и чаще всего в рамках семьи.

Подход к любому социальному  явлению как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей  и развивающейся социальной системы - один из важнейших методов научной социологии.

Таким образом, исходный элемент  структуры социологического знания - знания об обществе как целостном социальном организме. Это знания о системе общественных отношений, их содержании и механизме их взаимодействия. Понимание природы и сущности общественных отношений позволяет глубже осмыслить суть взаимодействия имеющихся в обществе социальных субъектов. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной культуры.

Другим элементом структуры  социологического знания выступает  взаимосвязь представлений о  функционировании и развитии отдельных  сфер общественной жизни, в том числе экономической, социальной, политической, духовной. Социолог не должен подменять экономиста, политолога, правоведа, этика или искусствоведа. У него свой угол зрения на процессы, происходящие в данных сферах общественной жизни. Прежде всего, он исследует возможности жизнедеятельности и социального самоутверждения в каждой из этих сфер личности или социальных групп, в том числе молодежи, различных групп рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, служащих, предпринимателей.

Важным элементом структуры  социологического знания являются знания о социальном составе населения  страны и социальной структуре общества, т.е. о классах, больших и малых  социальных, профессиональных и демографических  группах, их месте и взаимодействии в системе экономических, социальных и политических отношений, а также  о нациях, народностях, других этнических группах и их отношениях между  собой.

Еще один элемент структуры социологического знания - научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп общества в системе политических отношений и прежде всего в системе отношений власти. Не менее важно для социолога нахождение путей и способов осуществления субъектами гражданского общества их социально-политических прав и свобод, достаточных для того, чтобы реально влиять на происходящие в обществе политические процессы. Под этим углом зрения рассматривается деятельность различных политических партий и движений, функционирование всей политической системы общества.

Важным элементом структуры  социологического знания являются научные  представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов, таких, как государство, право, церковь, наука, культура, институты  брака, семьи и т.д.

Социальным институтом в  социологии принято называть нечто  подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся  стабильным на протяжении определенного  периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы1. Каждый специфический «узел» устойчивой и весьма существенной деятельности людей играет важную роль в функционировании общества. Разумеется, существуют объективные  предпосылки появления и функционирования каждого из названных институтов. Они обладают соответствующей внутренней организацией и занимают свое место  в общественной жизни, выполняя при  этом специфические функции. Взаимодействуя между собой, они обеспечивают функционирование общества.

Существуют и другие элементы структуры социологического знания, выделенные в соответствии с объектами  изучения социологии, например, научные  представления, взгляды и теории, касающиеся жизнедеятельности производственных коллективов, так называемых неформальных групп и организаций, а также  малых групп межличностного общения  и отдельных личностей.

Все перечисленные научные  представления, понятия, взгляды и  теории о различных социальных явлениях и процессах связаны между  собой и образуют единую и достаточно сложную структуру социологического знания, которая более или менее  адекватно отражает все стороны  общественной жизни в их связи  и взаимодействии и, в конечном счете, научно воспроизводит общество как  целостную социальную систему. Все  это составляет структуру социологии как науки и как учебного курса, что и нашло свое отражение  в данном учебнике.

 

 

 

 

 

Различные подходы  к структуре социологии

В отечественной литературе по-разному решается вопрос о структуре  социологической теории. Во-первых, были предприняты попытки рассмотреть  ее по специальным социологическим  теориям. Но их простое перечисление, без систематизации, приводило к  тому, что социологическая теория представала перед нами как набор  случайных (хотя важных и необходимых) проблем, не упорядоченных и не соотнесенных между собой. В подобной ситуации вся аргументация сводилась нередко  к тому, стоит или не стоит включать в социологию то или иное направление  эмпирических исследований, не является ли оно производным от какого-нибудь более «объемного» и широкого понятия. В результате создавалась  своего рода дурная бесконечность, пределы  которой было трудно ограничить и  предугадать.

Во-вторых, структура социологии часто анализируется через призму актуальных проблем, имеющих отношение  только к социальной системе. В соответствии с этой точкой зрения выделяются направления, которые, на взгляд исследователя, наиболее полно характеризуют механизм действия закономерностей социального развития во всех их многообразных проявлениях. Несомненно, такой подход к проблеме возможен. Однако нельзя не видеть, что  если сосредоточить внимание только на них, в стороне остается ряд  серьезных проблем, связанных с  другими актуальными проблемами, которые могут приобрести значение в условиях постоянно меняющегося  мира.

В-третьих, структура социологической  теории нередко объясняется с  точки зрения уровней социологического знания и диалектики их взаимодействия. Трехуровневое деление социологии - общесоциологическая теория, специальные  теории и, наконец, конкретные эмпирические исследования - исходит из факта, что  общая теория и эмпирия всегда связаны между собой, но связаны, как правило, опосредованно, через  промежуточные уровни научного знания.

Отдельные исследователи  выделяют еще один уровень - уровень  социальных показателей, который занимает место между специальными социологическими теориями и эмпирическими исследованиями. Специфика социологического знания подтолкнула некоторых ученых по-особому  трактовать структуру социологического знания, фиксируя некий «средний уровень». На наш взгляд, это был очередной  компромисс между официально утверждаемой концепцией об историческом материализме как общесоциологической теории и стремлением все же выделить «свою» социологическую теорию, которая  долгое время камуфлировалась под  так называемым уровневым срезом. Но такой подход, как точно отмечает А. В. Кабыща, напоминает русскую матрешку и мало что прибавляет к классификации науки и ее разделов.

В ситуации, когда социология отождествлялась с историческим материализмом, статус теорий среднего уровня (частных теорий) оказался двусмысленным. Если теоретический уровень социологии был представлен философией, то им не оказывалось в ней места, так  как они являются теориями нефилософскими. Но они в то же время «теории». Так каково же их соотношение с  теоретической социологией? Если же их отнести к эмпирическим исследованиям (они образовывали отдельный уровень), то не означает ли это, что эмпирия  не имеет достойного научного статуса? И насколько оправданно выделять все эти уровни по разным основаниям?

Такая структуризация вызвала  самые серьезные возражения со стороны  одного из крупнейших социологов современности, француза П. Бурдье. Он обвинил американскую социологию в сговоре, в альянсе таких известных ученых, как Т. Парсонс, который взял на себя разработку общесоциологической теории, Р.Мертон, монополизировавший представление о «среднем уровне», и П. Лазарсфельд, который стал представлять уровень эмпирии. По мнению Бурдье, это идеологическое господство, раздел сфер влияния позволяет навязывать свою концепцию видения науки, не считаясь с другими заслуживающими внимания и имеющими глубокое научное обоснование подходами.

Очевидно, что трехуровневая  модель социологии, сыграв определенную роль в ее развитии, в значительной степени исчерпала свои возможности. В настоящее время предприняты  попытки не только усовершенствовать  эту точку зрения, но и отказаться от нее. И прежде всего, заслуживает  поддержки стремление исследователей четко размежевать социологию с  социальной философией.

На наш взгляд, чтобы  определить структуру социологии, надо исходить из того, что понятие «социальная  философия», которое нередко отождествляется  с историческим материализмом, неравнозначно  понятию социология. На это в свое время обратила внимание Г.М.Андреева, ратуя за необходимость пользоваться двумя различными системами абстракций - философской и социологической. Здесь мы не касаемся вопроса о том, что отсутствие научных разработок в социологии привело к поглощению ряда ее проблем историческим материализмом, ибо на существующие запросы общественного развития нужно было отвечать, и при отсутствии социологии многие из традиционных ее разделов взяла на себя социальная философия.

Информация о работе Структура социологии