Субъекты системы профилактики семейного неблагополучия на примере малого города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 08:09, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить технологии помощи детям из неблагополучных семей, на примере одного из малых городов России.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия дети из неблагополучных семей;
-выявить факторы возникновения семейного неблагополучия и его последствия;
- определить наиболее эффективные формы работы с семьями;
- изучить роль социальной работы в решении проблем детей из неблагополучных семей;
- изучить социальную поддержку и защиту детей на муниципальном уровне.

Содержание

Введение ………………………………………….………………………………..3
Глава 1. Семейное неблагополучие как социальная проблема и факторы его формирования …………………………………………………………….….……6
1.1. Причины формирования семейного неблагополучия…..……….…….…6
1.2. Последствия семейного неблагополучия………………………….…...….9
Глава 2. Система профилактики семейного неблагополучия в Российской Федерации ……………………………………………………..…………………14
2.1. Профилактика семейного неблагополучия как технология социальной работы …………………………………………….……………………………..…14
2.2. Роль субъектов системы профилактики семейного неблагополучия на примере малого города……………………………………………………….....22
Заключение ………………………………………………………………..….…26
Список литературы ……………………………………..………………....…..29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа №5.docx

— 90.40 Кб (Скачать документ)

Неблагоприятная для  развития детей социально-психологическая  обстановка в семье, в результате приводит к следующим проявлениями: общим дефицитом общения родителей, особенно отцов, с детьми; нехваткой соответствующих возрастным особенностям детей видов общения; преобладанием в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми; широкой распространенностью наказаний (в том числе физических) по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей; завышенными требованиями родителей по отношению к детям19.

Специалисты постоянно  сталкиваются с такой ситуацией, когда семьи находится в трудной жизненной ситуации, имеющей хронический характер настроены не поддаваться влиянию специалистов, которые пытаются помочь. Как сказал Гиппократ «Тому, кто не хочет изменить свою жизнь, помочь не возможно».  

При устойчивом сопротивлении всем службам и организациям, пытающимся оказать помощь, проще всего считать такие семьи «неподдающимися» и только наблюдать, как их детей перемещают из одного учреждения или центра в другой, из одной семьи в другую, а также полагаться на служителей закона (полицию, суд, прокуратуру), которые способны принять меры, когда поведение членов семьи становится угрозой для общества. Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Состояние кризиса является для них нормой. Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в таком случае в сферу влияния на неблагополучную семью вовлекаются работники школы, социальные педагоги, специалисты по социальной работе Центров социального обслуживания населения, социальной защиты и т.д. Хронически кризисные семьи всячески стремятся к тому, чтобы их ситуация была под контролем со стороны. Когда они чувствуют угрозу потери контроля, они прибегают к насилию в отношении окружающих, усугубляют своё асоциальное поведение, что провоцирует усиление контроля над ними20

Постороннему человеку, вступающему в контакт с неблагополучной  семьёй, может показаться, что семья  страдает. Но для самой семьи данная обстановка и климат, является комфортной, чем реальные перемены к лучшему или противостояние трудностям жизни. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, твердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества21

Семьи, переживающие хронический  кризис, находятся в состоянии  глубокого страдания, боли, опустошенности и отстраненности от реальности. Для  взаимодействия с миром им требуется  огромное количество энергии и внутренних сил, которых не находится в силу общего состояния безнадежности. Чаще всего они пребывают в отчаянии и переживают беспомощность в  виде ярости и неприятия окружающего  мира. Состояние кризиса является для них привычной нормой. Главная  задача выживания в неблагополучных  семьях связана с необходимостью выживания и оборонительных действий при столкновениями с трудностями.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные, асоциальные, социально опасные семьи. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота, неправильный уход и питание, физическое, сексуальное и психологическое насилие, игнорирование душевного мира и переживаний). В результате у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. В подобной семье полностью нивелируются чувства любви, уважения, долга, ответственности друг за друга.

Дети из конфликтных семей  выходят в мир с глубокими  внутриличностными проблемами. Эмоциональная нестабильность семейных, супружеских и родительских отношений, отсутствие единства мнений и солидарности родителей в их педагогическом воздействии на ребенка – все это часто приводит к формированию у ребенка чувства страха, неуверенности в себе, неверия в свои силы и способности, к замкнутости и нелюдимости, уходу в себя. Важным показателем неблагополучия становится разрушение внутрисемейных отношений, связей и взаимодействий.

Вторую группу представляют внешне спокойные семьи. Внешне урегулированные отношения в таких семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения на уровне как супружеских, так и детско-родительских отношений. Дети часто испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из-за служебной или личной занятости супругов, их педагогической несостоятельности. Следствием подобной семейной обстановки часто становится ярко выраженный эгоизм ребенка, его заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

В таких семьях дети находятся  в состоянии дефицита общения, близости, любви и защищенности, не имеют  возможности приобрести уверенность  и радость жизни.

В целом, неблагополучные  семьи отличаются социальной неустойчивостью, психологическими деформациями, напряжением  и эмоциональной нестабильностью.

Анализ последствий семейного  неблагополучия показывает, что нарастает  отчуждение между родителями и детьми, нарушается психологическая связь  между ребенком и родителями, создаются  условия к побегам детей из дома, попыткам суицида, психосоматическим  расстройствам, росту безнадзорности и увеличению криминализации подростковой среды.

 Современная государственная социальная политика направлена на сохранение семьи как социального института, помощь каждой конкретной семье. Прежде всего, это профилактические меры, направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

Таким образом, безусловно, рост семейного неблагополучия создает  пласт хронического неблагополучия, порождает неразрешимые проблемы родителей  и детей, заставляет множество семей  становятся дисфункциональными из-за невозможности помощи семье. Так же чем больше в регионе, городе, округе, стране неблагополучных семей, тем выше риск столкнуться с подрастающим поколением склонных к правонарушениям. В сложившихся условиях актуальной задачей является формирование новой государственной политики профилактики семейного неблагополучия, что бы предотвратьть рост подростковой преступности. Эта политика должна способствовать реализации прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства,  также учреждений, которые по законодательству РФ призваны заниматься неблагополучными детьми и семьями. Включение в систему профилактики семейного неблагополучия всех агентов успешной социализации человека.

 

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО  НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Социальная помощь семье  и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в целях профилактики социального неблагополучия семей, является социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.

Усовершенствованию форм профилактики семейного неблагополучия, способствовала работа по реализации Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения РФ»; Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  от 24 июня 1999 года №120-ФЗ; постановления Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» от 24 июня 1996г; Законом Свердловской области «О  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области» от 28 ноября 2001 года № 58-ОЗ; постановлением Правительства Свердловской области «Об утверждении примерных форм документов персонифицированного учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и порядка их заполнения в Свердловской области» от 26 марта 2004 года №206-ПП; Постановлением главы муниципального образования «Об утверждении положения об организации персонифицированного учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении» от 20 мая 2004 года №64122.

Интенсивно развивается сеть центров экстренной психологической помощи, имеющих стационары временного проживания, Центры социальной помощи семье и детям, Комплексные центры социального обслуживания населения. Выше перечисленные центры характеризуются многопрофильностью деятельности и комплексных услуг.

В настоящее время в  РФ сложилось и действует несколько  моделей социального обслуживания семей, которые непосредственно занимаются профилактикой семейного неблагополучия. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом:

- государственные социальные  службы;

- смешанные службы;

- коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях23.

Преобладающая модель государственной  службы – территориальные центры социальной помощи семье и детям. В отличие от других учреждений социального  обслуживания эти центры, имеющие  разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы семей, оказывать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни. Эта способность центров очень важна и существенна, так как российская семья сегодня сталкивается с множеством проблем, которые не могут решить существующие в пределах той или иной территории функционирующие социальные учреждения. Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство РФ; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям из неблагополучных семей, в целях профилактики социального неблагополучия семей:    

  1. Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:
  • срочное социальное обслуживание и оказание срочной материальной помощи;
  • содействие семьям, имеющим детей, тяжелобольных, детей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, приобретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд;
  • принятие от населения, и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату; распределение, благотворительной и гуманитарной помощи (товаров,  продуктов и др.);
  • социальная помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, опекунским семьям;
  • организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной, социальной помощи;
  • создание при учреждениях, вещевых фондов, фондов детской одежды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий нуждающихся;
  • содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности);
  • содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий; содействие в организации благотворительных, обедов, летнего отдыха, санаторно-курортного лечения детей;
  • содействие в организации питания и быта остронуждающихся;
  • содействие в выделении: денежных средств; продуктов питания; средств санитарии и гигиены; средств ухода за детьми; одежды, обуви и других предметов первой необходимости; технических средств реабилитации детей-инвалидов; денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций;
  • содействие в написании писем, заявлений, подготовке и оформлении документов, в том числе по установлению опеки и попечительства;
  • социально-бытовая помощь на дому нетрудоспособным малообеспеченным семьям;
  • содействие в организации надомного труда детей-инвалидов и помощь в их дальнейшем трудоустройстве;
  • организация для подростков, безработных Мастерских и цехов при центре;
  • содействие в перевозке детей-инвалидов к месту лечения отдыха, в оформлений документов (в пределах региона).

2. Социально-правовые услуги:

  • помощь в написаний и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей;
  • содействие в предоставлении социальных выплат;
  • участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т.д.), повышении его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т.д.);
  • участие в правовой защите личностных интересов детей.

3. Социально-реабилитационные  услуги:

  • организация «социального консилиума» (психолого-медицинско-педагогическое обследование);
  • социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки;
  • составление индивидуальных коррекционных программ.

4. Психологические услуги:

  • психопрофилактика и психогигиена;   
  • психодиагностика и обследование личности клиента;
  • психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семейная);
  • семейное психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);
  • психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);                                                                 социально-психологический консилиум; работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
  • психосоциальное консультирование;               
  • психологический патронаж;
  • психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; коррекция отношений и поведения; проведение тренингов по коммуникативному общению;
  • развитие навыков эмоциональной саморегуляции; организация посреднических услуг;  профориентация на основе тестирования;
  • организация деятельности групп взаимоподдержки; психологическое просвещение;
  • ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррекционными и психотерапевтическими методами.

Информация о работе Субъекты системы профилактики семейного неблагополучия на примере малого города