Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 08:09, курсовая работа
Цель исследования - изучить технологии помощи детям из неблагополучных семей, на примере одного из малых городов России.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия дети из неблагополучных семей;
-выявить факторы возникновения семейного неблагополучия и его последствия;
- определить наиболее эффективные формы работы с семьями;
- изучить роль социальной работы в решении проблем детей из неблагополучных семей;
- изучить социальную поддержку и защиту детей на муниципальном уровне.
Введение ………………………………………….………………………………..3
Глава 1. Семейное неблагополучие как социальная проблема и факторы его формирования …………………………………………………………….….……6
1.1. Причины формирования семейного неблагополучия…..……….…….…6
1.2. Последствия семейного неблагополучия………………………….…...….9
Глава 2. Система профилактики семейного неблагополучия в Российской Федерации ……………………………………………………..…………………14
2.1. Профилактика семейного неблагополучия как технология социальной работы …………………………………………….……………………………..…14
2.2. Роль субъектов системы профилактики семейного неблагополучия на примере малого города……………………………………………………….....22
Заключение ………………………………………………………………..….…26
Список литературы ……………………………………..………………....…..29
Неблагоприятная для
развития детей социально-
Специалисты постоянно сталкиваются с такой ситуацией, когда семьи находится в трудной жизненной ситуации, имеющей хронический характер настроены не поддаваться влиянию специалистов, которые пытаются помочь. Как сказал Гиппократ «Тому, кто не хочет изменить свою жизнь, помочь не возможно».
При устойчивом сопротивлении всем службам и организациям, пытающимся оказать помощь, проще всего считать такие семьи «неподдающимися» и только наблюдать, как их детей перемещают из одного учреждения или центра в другой, из одной семьи в другую, а также полагаться на служителей закона (полицию, суд, прокуратуру), которые способны принять меры, когда поведение членов семьи становится угрозой для общества. Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Состояние кризиса является для них нормой. Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в таком случае в сферу влияния на неблагополучную семью вовлекаются работники школы, социальные педагоги, специалисты по социальной работе Центров социального обслуживания населения, социальной защиты и т.д. Хронически кризисные семьи всячески стремятся к тому, чтобы их ситуация была под контролем со стороны. Когда они чувствуют угрозу потери контроля, они прибегают к насилию в отношении окружающих, усугубляют своё асоциальное поведение, что провоцирует усиление контроля над ними20.
Постороннему человеку,
вступающему в контакт с
Семьи, переживающие хронический кризис, находятся в состоянии глубокого страдания, боли, опустошенности и отстраненности от реальности. Для взаимодействия с миром им требуется огромное количество энергии и внутренних сил, которых не находится в силу общего состояния безнадежности. Чаще всего они пребывают в отчаянии и переживают беспомощность в виде ярости и неприятия окружающего мира. Состояние кризиса является для них привычной нормой. Главная задача выживания в неблагополучных семьях связана с необходимостью выживания и оборонительных действий при столкновениями с трудностями.
Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные, асоциальные, социально опасные семьи. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота, неправильный уход и питание, физическое, сексуальное и психологическое насилие, игнорирование душевного мира и переживаний). В результате у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. В подобной семье полностью нивелируются чувства любви, уважения, долга, ответственности друг за друга.
Дети из конфликтных семей выходят в мир с глубокими внутриличностными проблемами. Эмоциональная нестабильность семейных, супружеских и родительских отношений, отсутствие единства мнений и солидарности родителей в их педагогическом воздействии на ребенка – все это часто приводит к формированию у ребенка чувства страха, неуверенности в себе, неверия в свои силы и способности, к замкнутости и нелюдимости, уходу в себя. Важным показателем неблагополучия становится разрушение внутрисемейных отношений, связей и взаимодействий.
Вторую группу представляют внешне спокойные семьи. Внешне урегулированные отношения в таких семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения на уровне как супружеских, так и детско-родительских отношений. Дети часто испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из-за служебной или личной занятости супругов, их педагогической несостоятельности. Следствием подобной семейной обстановки часто становится ярко выраженный эгоизм ребенка, его заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.
В таких семьях дети находятся в состоянии дефицита общения, близости, любви и защищенности, не имеют возможности приобрести уверенность и радость жизни.
В целом, неблагополучные
семьи отличаются социальной неустойчивостью,
психологическими деформациями, напряжением
и эмоциональной
Анализ последствий семейного неблагополучия показывает, что нарастает отчуждение между родителями и детьми, нарушается психологическая связь между ребенком и родителями, создаются условия к побегам детей из дома, попыткам суицида, психосоматическим расстройствам, росту безнадзорности и увеличению криминализации подростковой среды.
Современная государственная социальная политика направлена на сохранение семьи как социального института, помощь каждой конкретной семье. Прежде всего, это профилактические меры, направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.
Таким образом, безусловно, рост семейного неблагополучия создает пласт хронического неблагополучия, порождает неразрешимые проблемы родителей и детей, заставляет множество семей становятся дисфункциональными из-за невозможности помощи семье. Так же чем больше в регионе, городе, округе, стране неблагополучных семей, тем выше риск столкнуться с подрастающим поколением склонных к правонарушениям. В сложившихся условиях актуальной задачей является формирование новой государственной политики профилактики семейного неблагополучия, что бы предотвратьть рост подростковой преступности. Эта политика должна способствовать реализации прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, также учреждений, которые по законодательству РФ призваны заниматься неблагополучными детьми и семьями. Включение в систему профилактики семейного неблагополучия всех агентов успешной социализации человека.
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
Социальная помощь семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в целях профилактики социального неблагополучия семей, является социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.
Усовершенствованию форм профилактики семейного неблагополучия, способствовала работа по реализации Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения РФ»; Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года №120-ФЗ; постановления Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» от 24 июня 1996г; Законом Свердловской области «О профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области» от 28 ноября 2001 года № 58-ОЗ; постановлением Правительства Свердловской области «Об утверждении примерных форм документов персонифицированного учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и порядка их заполнения в Свердловской области» от 26 марта 2004 года №206-ПП; Постановлением главы муниципального образования «Об утверждении положения об организации персонифицированного учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении» от 20 мая 2004 года №64122.
Интенсивно развивается сеть центров экстренной психологической помощи, имеющих стационары временного проживания, Центры социальной помощи семье и детям, Комплексные центры социального обслуживания населения. Выше перечисленные центры характеризуются многопрофильностью деятельности и комплексных услуг.
В настоящее время в
РФ сложилось и действует
- государственные социальные службы;
- смешанные службы;
- коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях23.
Преобладающая модель государственной
службы – территориальные центры
социальной помощи семье и детям.
В отличие от других учреждений социального
обслуживания эти центры, имеющие
разнообразные направления
2. Социально-правовые услуги:
3. Социально-реабилитационные услуги:
4. Психологические услуги:
Информация о работе Субъекты системы профилактики семейного неблагополучия на примере малого города