Субъекты системы профилактики семейного неблагополучия на примере малого города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 08:09, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить технологии помощи детям из неблагополучных семей, на примере одного из малых городов России.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия дети из неблагополучных семей;
-выявить факторы возникновения семейного неблагополучия и его последствия;
- определить наиболее эффективные формы работы с семьями;
- изучить роль социальной работы в решении проблем детей из неблагополучных семей;
- изучить социальную поддержку и защиту детей на муниципальном уровне.

Содержание

Введение ………………………………………….………………………………..3
Глава 1. Семейное неблагополучие как социальная проблема и факторы его формирования …………………………………………………………….….……6
1.1. Причины формирования семейного неблагополучия…..……….…….…6
1.2. Последствия семейного неблагополучия………………………….…...….9
Глава 2. Система профилактики семейного неблагополучия в Российской Федерации ……………………………………………………..…………………14
2.1. Профилактика семейного неблагополучия как технология социальной работы …………………………………………….……………………………..…14
2.2. Роль субъектов системы профилактики семейного неблагополучия на примере малого города……………………………………………………….....22
Заключение ………………………………………………………………..….…26
Список литературы ……………………………………..………………....…..29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа №5.docx

— 90.40 Кб (Скачать документ)

5. Педагогические услуги:

  • педагогическая помощь детям в защите их интересов;
  • консультативная помощь родителям и детям;
  • групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;
  • коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;
  • содействие культурно-досуговой деятельности детей;
  • практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;
  • обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.

6. Социально-медицинские  услуги:

  • содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей;        
  • организация консультирования по проблемам планирования семей, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитание здорового образа жизни;
  • содействие в обеспечение детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами;
  • патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями;
  • обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом;
  • патронаж беременных женщин и кормящих матерей.

Выше перечисленные мероприятия, способствуют поддержанию психоэмоционального климата в семье, в результате уменьшает количество семей находящихся в трудной жизненной ситуации. Масштабность и многопрофильность социальных услуг, оказание которых требует большого профессионализма и такта во взаимоотношениях между социальными работниками с родителями и детьми, менее всего защищенными, имеющими к тому же различные заболевания и отличающимися асоциальным поведением24.

Основная задача работников службы – помочь члену семьи (не зависимо от возраста и социального  положения) осознать проблему, которая  мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов  социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других методов социальной работы25. Критерием эффективности здесь принято считать степень реабилитации члена семьи, восстановление его прежних способностей к трудовой деятельности, возвращение его в общество.

Исходя из устава ГБУ СОН  «Комплексного центра социального  обслуживания населения», можно подчеркнуть  несколько принципов по профилактики семенного неблагополучия:

    • Принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а также факторов детской безнадзорности и социального сиротства. Реализация этого принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе, за которой лежит полное отчуждение от родителей, а социальные отклонения в жизнедеятельности последних перерастают в асоциальную, противоправную деятельность. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать крайней меры – лишения родительских  прав.
    • Принцип гуманизма выражает готовность сотрудников прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их социальному благополучию, защищать права и интересы, невзирая на отклонения в образе жизни семьи.
    • Принцип индивидуального подхода предполагает учет социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и реабилитации.
    • Принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми, принятие решения обратиться за помощью к специалистам (например, наркологу), если необходимо.
    • Принцип интеграции усилий, комплексный подход – объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия семье.

А так же определить алгоритм работы с семьей осуществляется по нескольким направлениям:

  • установление контакта специалитов Центра с членами семьи, определение социального запроса и сбор социального анамнеза семьи;
  • диагностика внутрисемейной ситуации, выявление сущности семейных проблем и причин их возникновения;
  • определение индивидуальной  программы по работе с семьей, степени участия специалистов;
  • формирование механизмов самопомощи и стимулирование семейных ресурсов;
  • реализация намеченного  плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно;
  • анализ эффективности результатов;
  • социальное патронирование семьи (по необходимости).

В результате данной работы социальных служб с категорией граждан нуждающихся в помощи, можно предотвратить социально опасное положение детей проживающих в неполных, малообеспеченных, многодетных семьях.

 

 

 

2.2. РОЛЬ СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО ГОРОДА

Важнейшая задача  субъектов системы профилактики семейного неблагополучия, является обеспечение реализации социальных прав и гарантий, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

Население городского округа Сухой Лог, составляет 50200 человек, что  позволяет отнести Сухой Лог  к категории малых городов. Из всех семей проживающих на территории округа, дети из 169 семей, находятся в социально опасном положении (по данным Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), данные семьи нуждаются в постоянном контроле и помощи специалистов.

Контроль субъектов детей из неблагополучных семей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями26.

В рамках развивающегося в  России института социальной работы осуществляется напряженный поиск  оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов  помощи и поддержки семьи и  детей. Социальная работа в целом  и система социального обслуживания населения в частности развиваются  интенсивно с использованием различных  технологий. Возникновение новых  социальных проблем в обществе потребовало  разработки новых технологий для  их решения. При помощи социальных технологий можно своевременно снимать социальное напряжение, разрешать индивидуальные и коллективные социальные конфликты, принимать и реализовывать оптимальные управленческие решения27.

В зависимости от типа семьи, нуждающейся в помощи, используются различные технологии работы, цель которых – сохранение семьи как  социального института в целом  и каждой конкретной семьи в отдельности.

Основные трудности семьи, потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом (неполная семья, многодетная, семья инвалидов  или семья, воспитывающая ребенка-инвалида и другие)28. Вместе с тем семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи равно обеспеченной, интеллигентной и малообеспеченной и малообразованной семье.

Специалисты на территории городского округа Сухой оказывают помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, занимаются профилактикой семейного неблагополучия.

В Сухоложскому районе остра проблема семейного насилия и жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями. Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье – одна из важнейших задач всех субъектов систем профилактики. Используя технологии  стабилизации семейных отношений, специалисты должны учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет наиболее эффективна29.

К технологиям, используемым в случаях семейного насилия, относится организация специализированных учреждений для несовершеннолетних, кризисных центров для женщин, центров социальной помощи детям, которые  дают возможность детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации. В связи с тем, что на территории городского округа Сухой Лог отсутствуют подобные  Центры. Специалисты субъектов систем профилактики тесно взаимодействуют с социальными учреждениями расположенных на территории Свердловской области.

Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому  Территориальная комиссия Сухоложского района по делам несовершеннолетних и защите их прав использует в своих технологиях разработку среднесрочных программ помощи (индивидуальная программа реабилитации и адаптации на несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении) ориентированных на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими. в данных программах указывается ФИО несовершеннолетнего, место его учебы, домашний адрес, основание для разработки программы, цель реализации программы и перечень осуществляющих мероприятий в отношении несовершеннолетнего и его семьи, так же указывается срок проведения мероприятий и ответственный за проведение мероприятий, которыми являются все субъекты системы профилактики, такие как:

  • Подразделение по делам несовершеннолетних Отдела внутренних дел МВД России в Свердловской области по Сухоложскому району;
  • Детское отделение МУ «Сухоложская ЦРБ»;
  • Дошкольные учреждения (детские сады);
  • Общеобразовательные учреждения (шкалы);
  • Управление социальной защиты населения по Сухоложскому району;
  • Отделение профилактики безнадзорности детей и подростков, Комплексный центр социального обслуживания населения Сухоложского района;
  • Центр занятости населения;
  • Наркологический кабинет;
  • Молодежная политика.

При работе с семьями, где родители систематически употребляют спиртные напитки, используются особые технологии, предусматривающие выявление основных причин злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Работа с такими семьями подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений30.

Социальные проблемы населения города Сухой Лог обусловлены возрастом, социальным, имущественным или семейным положением, состоянием здоровья, жилищными условиями.

Невозможно охарактеризовать все социальные технологии, применяемые  в учреждениях социального обслуживания семьи и детям для решении  проблем социально незащищенных категорий населения, адаптации  и реабилитации граждан, находящихся  в трудной жизненной ситуации, а также технологии по профилактике семейного неблагополучия, беспризорности, безнадзорности детей, индивидуальной помощи семье и детям31.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из изложенного в курсовой работе  можно говорить о следующих тенденциях в оказании социальной помощи детям из неблагополучных семей:

1. Оказание    помощи    неблагополучным семьям     может    осуществляться субъектами системы профилактики. При    этом    приоритетность    отдается   семье, что непосредственно каждый член семьи хотел изменить свою жизни и выполнял рекомендации специалистов.

2. Многочисленные исследования содействуют все более широкому использованию индивидуальных программ, которые учитывают потребности ребенка и пожелания семьи. Это будет содействовать более эффективному оказанию помощи.

3. Система социализации должна охватывать все сферы жизнедеятельности. При этом особое внимание уделяется социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка навыков независимой самостоятельной жизни.

4. Особое значение,  имеет изменение общественного мнения в отношении детей из неблагополучных семей. Это должно являться первостепенной задачей социальной политики, однако, в нашей стране этому вопросу не уделяется должного внимания.

5. Одним из самых важных, является обеспечение полноценного образования для детей, а также вовлечение несовершеннолетних в систему дополнительного образования. Особую роль в этом играет интегрированное обучение. Оно способствует решению ряда задач: образовательных, формирования отношений в семье.     

Задачи поставленные в начале работы, исследованы. Раскрыта сущность понятия дети из неблагополучных семей; выявлены наиболее ценные для сегодняшнего времени формы и работы с семьями; изучена роль социальной работы в решении проблем детей из неблагополучных семей; изучена социальная поддержка и защита детей муниципальном уровне; выявлены причины формирования семейного причины; ознакомлены с последствиями семейного неблагополучия.

Информация о работе Субъекты системы профилактики семейного неблагополучия на примере малого города