Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:10, курсовая работа
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а
также изучение форм и методов технологии социальной работы с данной
категорией граждан.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
1) определение основных социальных проблем пожилых людей;
2) исследование проблем взаимодействия социального работника и
пожилого человека;
3) выявление основных форм обслуживания граждан;
4) изучение ведения беседы социального работника с клиентом;
5) анализ приоритетных направлений социальной работы с пожилыми
людьми.
Введение 3
1 Проблемы пожилых людей 5
1.1 Пожилые люди как социальная общность 5
1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема 13
2 Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста 20
2.1 Система учреждений социального обслуживания 20
2.2 Беседа с клиентом 25
2.3 Оценочный анализ и ведение записей 30
Заключение 35
Список использованных источников 37
хроническими отклонениями в психике, вызванными старостью, и 16% —
психическими заболеваниями. В домашних условиях проживают лишь 5—6%
пожилых, страдающих старческим слабоумием, в стационарных учреждениях их
доля гораздо выше. Вместе с тем в ряде домов-интернатов для пожилых людей
нет ставок психиатра, психолога, социального работника.
Современные теории старения играют важную роль в организации
социальной работы с пожилыми людьми, ибо они интерпретируют и обобщают
опыт, информацию и результаты наблюдений, помогают предвидеть будущее. Они
нужны социальному работнику прежде всего для того, чтобы организовать и
упорядочить свои наблюдения, составить план действий и наметить их
последовательность. Выбор той или иной теории предопределяет характер и
объем информации, которую будет собирать специалист, а также методы
организации интервью с клиентом. Наконец, теория позволяет специалисту
«сохранить дистанцию», т.е. объективно оценить ситуацию, причины
психологического дискомфорта клиента, а также реальные пути решения
проблемы. Сознательно избранная теория — гарантия того, что социальный
работник не попадет в плен собственных иллюзий, предрассудков и симпатий.
Последовательно применяя ту или иную теорию или синтезируя несколько
теоретических установок, сотрудник социальной службы целенаправленно
выполняет возложенную на него миссию — корректирует и стабилизирует
социальное функционирование индивида, семьи, группы организаций. Кстати,
именно этой социальной направленностью и отличается социальная работа от
дружеского участия или родственного вмешательства [6, с.283].
Социальная работа с пожилыми людьми предусматривает использование
теорий освобождения, активности, меньшинств, субкультуры, возрастной
стратификации и др.
Согласно теории освобождения в процессе старения люди отчуждаются от
тех, кто моложе; кроме того, происходит процесс освобождения пожилых людей
от социальных ролей — имеются в виду роли, связанные с трудовой
деятельностью,
а также руководящие и
процесс отчуждения и освобождения обусловлен социальной ситуацией, в
которой находятся стареющие люди. Его можно считать также одним из способов
приспособления пожилых людей к ограничению своих возможностей и примирения
с мыслью о неизбежно надвигающейся смерти. Согласно теории освобождения в
социальном аспекте процесс отчуждения пожилых людей неизбежен, поскольку
занимаемые ими должности в какой-то момент должны переходить к людям более
молодым, способным трудиться более продуктивно.
Современная социальная работа с престарелыми должна строиться в
соответствии с Планом действий по проблемам престарелых, разработанным ООН
более 15 лет назад и рассчитанным на период до 2001 г. В предисловии к
этому Плану страны мира торжественно признают, что качество жизни не менее
важно, чем ее продолжительность, в связи с чем стареющим людям следует
(насколько это возможно) жить в собственных семьях плодотворной, здоровой,
приносящей удовлетворение жизнью и считаться органической частью общества.
Исходя из данного документа можно рекомендовать правительствам всех
стран предпринять следующие меры в области социальной поддержки пожилых
людей:
1) разработать
национальную политику в
самым укрепляя связь между поколениями;
2) поощрять благотворительные организации;
3) защитить пожилых
людей от экономических
4) обеспечить
качество жизни в
престарелых;
5) полностью обеспечить пожилого человека независимо от места его
проживания — на родине или в другой стране.
В России в настоящее время принят ряд федеральных социальных программ,
авторы которых
менее всего озабочены
с.5]. К сожалению, многим социальным программам присущи декларативность,
несистематичность, внутренние противоречия. Так, в проекте Федеральной
программы «Старшее поколение» читаем, что этот документ впервые в истории
России предлагает «решение проблем пожилых людей на качественно новом
уровне» [8, с.38]. Но пожилые люди — не объект деятельности разнообразных
социальных служб, а субъект, принимающий решения; большая часть проблем
пожилых людей, как, впрочем, и социальных проблем в целом, принадлежит к
разряду не решаемых и остается таковой для каждого следующего пожилого
поколения.
Изучению содержания
пожилых людей в домах-
большое внимание.
Этому посвящена серия
В США с 70-х гг. действуют «Омбудсмановские программы долгосрочного
попечения» [6, с.287]. Практика подтверждает актуальность установки ООН на
то, чтобы «позволить жить стареющим людям в собственных семьях», ибо в
домах-интернатах пожилой человек попадает в сложную ситуацию: с одной
стороны, резкая смена окружающей обстановки, с другой — переход к
коллективной жизни, необходимость подчиняться установленному порядку,
боязнь утраты независимости. Это усугубляет неустойчивость нервно-
психического состояния, служит причиной подавленного настроения,
неуверенности в себе, своих действиях отрицательно сказывается на состоянии
здоровья. Одетые в одинаковые халаты, лишенные собственного угла, старики
переживают полную деперсонализацию. Проживающие в домах-интернатах для
престарелых в основном жалуются на качество ухода за ними, питание,
нарушение их прав.
Приоритетное направление социальной работы с пожилыми — организация
среды их обитания таким образом, чтобы у пожилого человека всегда был выбор
способов взаимодействия с этой средой. Свобода выбора порождает ощущение
защищенности, уверенности в завтрашнем дне, ответственности за свою и чужую
жизнь.
Прекрасным примером удачного создания окружающего пространства для
стареющих людей являются пешеходные зоны в центрах городов — не только
потому, что люди должны пройти пешком выбранный маршрут, но и потому, что,
находясь в пешеходной зоне, они иначе воспринимают окружающее пространство.
Пешеход получает возможность не только наблюдать себе подобных людей, но и
концентрировать свое внимание на архитектуре зданий, сопоставлять атмосферу
центра города с его атмосферой в целом.
В городах России очень мало мест, где можно просто посидеть (речь идет
не о ресторанах и кафе, хотя и их в расчете на возможности пожилых людей
крайне мало). Это не пустое времяпровождение или отдых — это одновременно и
«способ передвижения» для престарелых людей, и демонстрация автономной
позиции. Места, где пожилой человек мог бы просто посидеть, желательно
многовариантные, должны быть не только в тихих уголках города. Некоторые
избегают многолюдных городских улиц и площадей, но есть и такие, для
которых пребывание в толпе спешащих куда-то людей усиливает ощущение жизни,
дает дополнительный эмоциональный заряд [9, с.90].
Другими стимулирующими элементами городского пространства являются его
малая архитектура, деревья, ручьи или речки, создающие впечатление
«дружественности уголков», укрепляющие чувство безопасности. Разумеется,
среда обитания стареющих людей не сводима к городскому пространству.
Парадокс заключается в том, что чем больше мы стараемся помочь
стареющим людям, тем меньше вероятность получения ими эффективной,
профессиональной помощи, ибо страстное желание помочь означает в конечном
счете взятие на себя ответственности за решение проблем пожилого человека,
за его судьбу. Это форма эгоцентризма, недопустимая с профессиональной
точки зрения. Пожилой человек, даже являясь клиентом социальной службы, —
субъект, т.е. лицо, принимающее решение.
Важную роль в решении подобного рода задач в настоящее время играют
группы самопомощи.
Самостоятельное объединение
существовало в России издавна. «Склонность людей к взаимной помощи имеет
такое отдаленное происхождение, — писал П. Кропоткин, — и она так
переплетена со
всею прошлою эволюцией
сохранили ее вплоть до настоящего времени, несмотря на все превратности
истории» [10, с.227].
Группы самопомощи — это небольшие, привязанные к определенному месту
группы, члены которых, имея общие проблемы (потребности, которые они сообща
решают), помогают друг другу. Такие группы, как свидетельствует практика,
состоят из 5—7 человек, живущих поблизости и имеющих периодические контакты
[10, с.227]. Эти группы
иногда возникают спонтанно,
один из наиболее активных будущих ее членов или (реже) социальный работник,
оказывающий им бытовую помощь. Каждый участник такой группы не только
принимает, но и осуществляет помощь, актуализируя и развивая для этого
собственные ресурсы. Цель работы в группе — смягчение влияния негативных
явлений, а не полное их преодоление (что невозможно), поддержка человека, а
не формирование нового стиля жизни, постепенное научение позитивным
жизненным навыкам, а не полное отрицание прошлых норм жизни.
Причины создания групп самопомощи:
1) самореализация и развитие личности;
2) кризисная ситуация или горе;
3) плохие социальные условия, состояние здоровья, наличие
инвалидности;
4) принадлежность к группе «изгоев», меньшинствам и др.
На первый взгляд группы самопомощи аналогичны терапевтическим группам.
Но при более подробном анализе их деятельности становится очевидным, что
для групп самопомощи характерны самоуправление, а не управление со стороны
профессионального работника, а также самопомощь.
Информация о работе Технологии социальной работы с пожилыми людьми