Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:10, курсовая работа
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а
также изучение форм и методов технологии социальной работы с данной
категорией граждан.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
1) определение основных социальных проблем пожилых людей;
2) исследование проблем взаимодействия социального работника и
пожилого человека;
3) выявление основных форм обслуживания граждан;
4) изучение ведения беседы социального работника с клиентом;
5) анализ приоритетных направлений социальной работы с пожилыми
людьми.
Введение 3
1 Проблемы пожилых людей 5
1.1 Пожилые люди как социальная общность 5
1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема 13
2 Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста 20
2.1 Система учреждений социального обслуживания 20
2.2 Беседа с клиентом 25
2.3 Оценочный анализ и ведение записей 30
Заключение 35
Список использованных источников 37
и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной
основе).
Одной из первостепенных задач деятельности отделений социальной помощи
на дому является активное выявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в
надомном обслуживании.
Служба срочной социальной помощи Центра социального обслуживания
предусматривает широкий перечень услуг: разовое обеспечение остро
нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое
оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья;
оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону
доверия»: оказание юридической помощи в пределах своей компетенции;
оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными и иными
особенностями.
Существенное значение в условиях кризисной обстановки в России имеет
адресная социальная защита пожилых людей. Она оказывается в первую очередь
наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше
80 лет.
Социологические исследования в нашей стране показали, что основными
направлениями обеспечения благосостояния престарелых (по их мнению)
являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения,
развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для
престарелых и улучшение условий жизни проживания в них.
Совершенствование
пенсионного обеспечения
направлений социального
обеспечения в современных
Необходимо обратить внимание на социально-бытовое обслуживание
престарелых. Здесь важно предусмотреть, с учетом потери способности к
самообслуживанию,
обеспечение специальной
различного рода приборами и приспособлениями, которые бы облегчили старым
людям передвижение по улице, ведение домашнего хозяйства, выполнение
некоторых гигиенических процедур.
Для решения этих проблем архитекторами, дизайнерами, геронтологами уже
давно определены
перспективные направления
соответствующей бытовой техники. Эти предложения сводятся к созданию:
- автоматизированных кухонных комплексов, позволяющих программировать
операции по приготовлению пищи;
- системы подъемников
для ухода за лежачими
санитарно-гигиенической помощи;
- специальной
мебели и механизмов для
возрастной специфики престарелых и т п , а также ряда простых, но очень
нужных устройств и приспособлений, создающих удобства людям преклонного
возраста и
повышающих безопасность бытовых операций;
- системы поручней и опорных скоб для принятия старым человеком ванны;
- специальных
подставок, облегчающих
- пологих пандусов вместо порогов и т. п. [3, с.121]
Предложения хорошие, однако, к сожалению, в нашей стране они
реализуются крайне неудовлетворительно
С 1986 года в нашей стране начали создаваться так называемые Центры
социального обслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений
социальной помощи на дому вошли совершенно новые структурные подразделения
— отделения дневного пребывания.
Целью организации таких отделений было создание своеобразных центров
досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или
одиноки [3, с.126]. Предусматривалось, что в такие отделения люди будут
приходить утром, а вечером возвращаться домой; в течение дня они будут
иметь возможность находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно
проводить время,
участвовать в различных
получать одноразовое
горячее питание и при
медицинскую помощь.
Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым
людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение
существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично
утраченного в связи с выходом на пенсию.
Первоначально такие Центры создавались при домах-интернатах для
престарелых, поскольку
эти учреждения имеют такую материально-
базу, которая могла обеспечить для отделения соответствующую площадь, ее
оборудование, обеспечить посетителей горячим питанием.
Отделения были рассчитаны на 25-50 посетителей в день. Срок посещения
в первое время функционирования отделений не ограничивался. Оплата за
питание взималась
с посетителей отделения
от размера получаемой пенсии.
При создании первых центров еще не была предусмотрена ротация
посетителей отделений дневного пребывания через определенное время. Однако
положительный опыт работы этих учреждений сделал их популярными у населения
пенсионного возраста,
обнаружил большое число
услугами отделения дневного пребывания. В связи с этим с учетом численности
пенсионеров, проживающих в зоне обслуживания Центра и числа подавших
заявления на посещение отделения, во многих территориях были просчитаны
сроки, на которые должна набираться одна группа, с тем, чтобы в течение
года все желающие могли посещать центр два и более раз.
В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды независимо от их
семейного положения,
сохранившие способность к
передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского
учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение.
В отделении выделяются помещения для кабинета доврачебной медицинской
помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских и др.
Таким образом, рассмотренные вопросы создания и развития в России
службы социальной помощи нетрудоспособным гражданам дают основание
прогнозировать дальнейшее их совершенствование, в котором действенное
участие будут
принимать новые кадры
подготовке которых
в настоящее время уделяется самое серьезное
внимание.
2.2 Беседа с
клиентом
Первая беседа обычно имеет цель выяснить право клиента получать
социальные услуги. Очень многое при этом зависит от качества беседы. Беседа
с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение)
или взаимодействие. Это искусство и наука. Начинающим работникам,
сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и
пониманием явных и тайных причин того или иного поведения человека, т.е.
мотивов поведения. Знание этого способствует эффективности работы и
терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем,
как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные
чувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые
послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.
К основным навыкам, необходимым для введения беседы, относятся такие
10 принципов [13, с.122]. Вначале информировать клиента о продолжительности
беседы; начинать беседу после того как клиент понял ситуацию; стараться
быть доброжелательным,
чтобы создать свободную
постараться увидеть ситуацию глазами клиента; осознать опасность вынесения
суждений, а не принятия человека таким как он есть; развивать навыки
социального общения, например, улыбнуться, чтобы помочь общению, вначале
избегать вопросов, на которые можно ответить "да"или "нет"; не говорить, не
домысливать за клиента; не слишком торопиться, не суетиться и научиться
справляться с паузами и молчанием клиента (обычно это время, когда клиент
напряженно думает).
Каждая беседа обычно фиксируется на какой-то основной проблеме такой,
как например, исследование финансовых проблем клиента, его болезнях,
обидах, взаимоотношениях и т.д. Каждая беседа-знакомство должна иметь
четкую схему, т.е. начало, середину, конец. Каждая последующая беседа-
встреча с клиентом должна как-то базироваться на содержание предыдущей, при
этом должны быть использованы письменные или видеозаписи.
В процессе беседы обращения к одним и тем же трудностям или даже
отрицание их может дать работнику какой-то "ключ". Надо обращать внимание
на несоответствования и умолчания. Например, подвергшийся насилию человек
может и не хотеть вмешательства извне. Такие неожиданные изменения или что
клиент ассоциирует одну идею с другой, поэтому они обе ничего не значат.
Беседа-интервью
социального работника
тем, что они имеют тему, направленную на достижение конкретной цели,
временные рамки обычно бывают определены, предполагается положительное или
отрицательное развитие взаимоотношений [13, с.125]. Рассмотрим последние
аспект подробнее. Первая встреча социального работника и клиента помимо
чисто информативной функции имеет, по меньшей мере, 3 цели: стремление
заключить союз с клиентом относительно методов лечения, т.е. социальный
работник старается понять мысли и чувства клиента; старается вселить в
клиента чувство надежды, что он справится с ситуацией; демонстрирует методы
и формы работы [13, с.125]. Если не принимать эти факторы во внимание, то
управление ситуацией невозможно. Особенно это важно, если наблюдается
негативная реакция со стороны клиента.
Иногда социальные работники переживают, что порой они сталкиваются с
необщительными клиентами, которые вместо того, чтобы сказать, какая помощь
им нужна, делают все, чтобы заблокировать ее. Одной из причин этого
является то, что встреча с незнакомым человеком может вызвать чувство
Информация о работе Технологии социальной работы с пожилыми людьми